09-11-2016 Литература 646

Pro «Контрабас»

Контрабас Патрика Зюскинда

Стоит ли в каждой рецензии пересказывать содержание книги? Вообще можно ли перевести книгу, полностью построенную на изменении настроений главного героя? Можно - если представить действие на сцене.

Первое впечатление от "Контрабаса" Патрика Зюскинда, книги, впервые прославившей его в качестве современного прозаика, - впечатление театральное. Произведение построено по принципу моноспектакля. "Контрабас", книга, которая читается на одном дыхании - построена на исповедальности, свойственной моноспектаклю, - и театральности, присущей искренней исповеди. Ведь невозможно избавиться от театрализации, виговаривая собственный мир, свои наиболее личные вещи, - иначе исповедь вместо того, чтобы очистить - опустошает тебя.

О чем говорится в книге? В ней говорится о разных вещах. В частности: о музыке. Об истории музыки. О действительности профессионального музыканта. О философии. О любви. О жизни. И снова о музыке.

Главный герой "Контрабаса" - контрабасист, который играет в государственном оркестре. Маленький, как сказано в рецензии издательства, человек, - он платит за любовь к собственной профессии достаточно дорогой ценой, а именно - одиночеством. Таким образом, любовь к музыке, впитывая все эмоции, как и те, что не для нее предназначены набирает местами откровенно болезненных черт, - но остается тем, чем является: настоящей любовью с неотъемлемой от неё самоотверженностью.

Несчастный в личной жизни, главный герой "Контрабаса", как и свойственно человеку одинокому, немного злоупотребляет пивом; много думает; обустраивает свой быт в соответствии собственным вкусам; наконец, позволяет себе быть абсолютно свободным в собственном небольшом, но до последнего вздоха обжитом пространстве, - звукоизолированном от внешнего мира, посвященном исключительно музыке. Ведущее место в небольшой комнатке занимает контрабас, который имеет если не сакральное, то во всяком случае мистическое значение для рассказчика, - а впоследствии и для читателя.

Собственно, парадоксальным образом рассказ одинокого человека превращается в полную противоположность от того, чего стоит ожидать от исповеди. Действительно, в пустоте современного мира, в лабиринтах искаженного сознания одинокого человека есть нечто, что превращает "крик отчаяния" в аскетическую, молитвенно сосредоточенную историю об отсутствии - или отрицании - безнадежности. Свет прорывает темноту в конце книги, темнота собственно формирует этот свет, и появляется этот свет так, что, кроме больших и маленьких неудач, главный герой книги имеет мечту, и не одну, - и, кроме того, имеет достаточно сосредоточенности, чтобы понемногу воплощать их в жизнь, не так, так иначе, хорошо зная, что знают специалисты профессий во всем мире: мечтам свойственно исполняться.

Книгу можно порекомендовать всем тем, кому не безразлична музыка; тем, кого одиночество интересует как философское или психологическое, или бытовое явление; наконец, тем, кто разбирается в качественной литературе и хороших переводах.


Богдана Козаченко


Читати також