Доброе слово
А. Меркуданов
Уже много лет я внимательно слежу за творчеством Эдуарда Асадова.
Недавно в издательстве «Современник» вышла новая книга моего любимого поэта. Название «Доброта» очень подходит ей. Трудно было подобрать лучшее. Доброта к людям чувствуется в каждом стихотворении. Вот хотя бы «Родина». На вопрос, каким он хочет видеть мир будущего, лирический герой стихотворения отвечает:
И я отвечу: — В грядущей мгле
Скажи поколеньям иного века:
Пусть никогда человек в человека
Ни разу не выстрелит на земле!
Поэтический образ у Асадова прост, ясен и потому доступен любому, кто интересуется поэзией. Главной темой стихов была и остается настоящая, большая любовь, светлое чувство, очищенное от всего пошлого и будничного. Его «любовная лодка» (позволю себе употребить это известное выражение) не разбивается о быт, она, точно легкая пирога, поднимается над бытом, уносясь в прекрасную страну, имя которой — Романтика. Да, Асадов романтик, и это придает его стихам особое обаяние.
Ведь лишь из чистых и глубоких струй
Приходит к людям подлинная сказка.
Где все прекрасно: и слова, и ласка,
И каждый вздох, и каждый поцелуй.
Поэт выступает за чистоту отношений и за предельную честность между близкими людьми:
Нам, может быть, важнее в этот вечер
Раскрыть себя друг другу до конца.
Как жили мы до первой нашей встречи
И чем горели души и сердца.
В стихотворении «Ленинграду» Асадов нашел очень точные и, как всегда, простые слова, чтобы выразить то общее чувство, которое в годы войны объединяло людей в стремлении защитить, сохранить великий город:
И если бы чудом вдруг разделить
На всех бойцов и на всех командиров
Дома и проулки, то, может быть,
Выйдет, что я сумел защитить
Дом. Пусть не дом, пусть одну квартиру.
Доброта поэта проявляется и в том, как он пишет о природе. В его стихах природа одушевлена, она смягчает боль, дарит радость, помогает лирическому герою раскрыть душу.
...Я не любил бы так стихи Асадова, если бы они не были проникнуты радостной верой в жизнь. Асадов вообще поэт-оптимист. Пусть иногда в его стихах звучат грустные нотки, — уныния, тоски в них не бывает. Он глубоко убежден в конечном торжестве добра и справедливости на земле:
Но будет день в конце концов,
Когда увидят люди
Среди музейных образцов
Последнего из подлецов
В запаянном сосуде.
В стихотворении «Счастливый человек», завершающем сборник «Доброта», провозглашается, как самая высокая и полная, «любовь в квадрате». Для Асадова в этом понятии сливаются любовь к Родине и любовь к своему труду, несущему людям радость.
Л-ра: Литературное обозрение. – 1973. – № 1. – С. 80-81.
Произведения
Критика