17.07.2017
Эдуард Асадов
eye 2311

Верность главной теме

Верность главной теме

А. Александров

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Эдуард Асадов и сегодня остается одним из самых читаемых и близких нашей молодежи поэтов. Как раз потому, что молодые особенно стремятся к тому «острову Романтики», о котором грезят в юности, а лирика зрелого Э. Асадова, судя по его последней книге «Ветра беспокойных лет», вобравшей в себя лучшие стихи и поэмы поэта, сохраняет верность темам, намеченным в ранних сборниках «Светлые дороги», «Снежный вечер», «Солдаты вернулись с войны», «Галина», «Лирические страницы». Она воюет с трусостью и мелкими чувствами, утверждает веру и благородство в человеке, большую любовь, настоящую дружбу.

Э. Асадов из боевого ряда тех, кого мы справедливо называем поэтами фронтового поколения. «Выпускной бал в нашей 38-й московской школе был 14 июня 1941 года, а через неделю — война! — вспоминает поэт о прожитом и пережитом. — По стране прокатился призыв: «Комсомольцы — на фронт!» И я пошел с заявлением в райком комсомола, прося отправить меня на фронт добровольцем. В райком пришел вечером, а утром был уже в воинском эшелоне.

Всю войну провоевал в подразделениях гвардейских минометов... Был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей... а в перерывах между боями писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом госпиталь. Стихи между операциями...»

Неизгладимое впечатление ранней юности, по которой прокатился огненный вал войны, не остывало ни на минуту и тогда, когда он только пробовал себя в литературе, и с особой силой потребовало выхода, когда пришла творческая зрелость. Память войны стала его нравственной памятью, она, словно след ожога, отпечаталась уже в первой автобиографической поэме «Снова в строй» (1948), она продолжает жить в его стихах своим трагическим смыслом и героическим пафосом. В сознании поэта и его лирического героя суровый фронтовой опыт является надежным критерием для подтверждения нравственных оценок. В прямом и мужественном разговоре с современником, который ведется на протяжении всей книги «Ветра беспокойных лет», поэт-солдат остается верен юности. От лица своего поколения он обращается к сегодняшним молодым, и горькая правда слов поэта вместила в себя и скорбь о невосполнимой утрате, и гордость за тех, кто не дрогнул в тяжелый для Родины час, выстоял, победил:

Поверьте, это совсем не просто — Жить так, чтоб гордилась тобой страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту Шинель, оружие и война.
Но шли ребята назло ветрам И умирали, не встретив зрелость,
По рощам, балкам и по лесам, А было им столько же, сколько вам,
И жить им, конечно, до слез хотелось. («Отцы и дети»)

В общей цепи этого разговора — то проникновенно-лирического, то торжественно-взволнованного, то поднимающегося до драматических высот — особо выделяются страстный монолог «Родине», исповедь «Моя звезда», лирическая быль «Дикие гуси», «Баллада о буланом «Пенсионере», «Ледяная баллада», программное стихотворение «Всегда в бою». Подлинного гражданского мужества исполнены его стихи «О смысле жизни», «Баллада о ненависти и любви», «Я с вами всегда, товарищи», «Могила Неизвестного солдата» и другие. Они свидетельствуют об активной жизненной позиции лирического героя Э. Асадова.

О верности отважных сердец говорят строки сильной и глубокой по чувству «Ледяной баллады». Георгий Седов — мечтатель и первопроходец — находит свой конец на пути к Северному полюсу. Он остается верен до конца своей заветной цели. И также остается верен погибшему капитану его Фрам, «косматый пес», замечательная собака, «как черный памятник, вросшая в лед...»:

Взобрался на холм, заскользив отчаянно,
Улегся и замер там недвижим.
Как будто бы телом хотел своим
Еще отогреть своего хозяина.

Одной из самых заветных тем в поэзии Э. Асадова является тема Родины. Поэт доверительно признается:

Пусть редко стихи о тебе пишу И не трублю о тебе в газете —
Я каждым дыханьем тебе служу
И каждой строкою тебе служу. Иначе зачем бы и жил на свете!

В лирическом монологе «Родине», откуда взяты эти строки, образ Родины воплощен с большой художественной силой. Родина для поэта — и мама, и первая учительница, открывшая мальчику дверь в «громадный мир», и солдатка, провожавшая воинский эшелон подо Мгой, и вдова, угостившая ломтем хлеба, крестьянка, застывшая над пепелищем... Волнующее чувство Родины пронизывает исповедальные строки «Моей звезды». Эдуард Асадов не только поэт-солдат, но и поэт-лирик. Его художественная палитра разнообразна и самобытна. О красоте родной природы рассказывают стихотворения «Лесная река», «В тайге», «Таежный родник», «В лесном краю»:

Ежась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька!
Маленький жук золотою каплей Висит и качается на цветке,
А в рёчке на длинной своей ноге Ива нахохлилась, словно цапля.

Стихотворения Э. Асадова, в которых героическая тема составляет нерв и основу повествования, как бы говорят нам, что истинное величие патриотического поступка но столько в масштабах совершаемого, сколько в его гражданской направленности.

И когда читаешь такие строки поэта:
Конечно, не дай только бог, ребята,
Но знаю я, если хлестнет гроза,
Вы твердо посмотрите ей в глаза.

Так же, как мы смотрели когда-то, — в них отчетливо видно пристальное и пристрастное внимание Э. Асадова к молодому современнику. Поэт убежден в его гражданском мужестве, верности традициям старшего поколения, готовности повторить подвиг своих отцов. Вот почему для поэта нет «проблемы» отцов и детей, а есть «близкие люди: отцы и дети!». Ибо в главном, основном их характеры совпадают. Именно с этих позиций написаны стихи «Остров Романтики», «Я с вами всегда, товарищи», «Студенты», «Будьте счастливы, мечтатели!», «Отцы и дети», «Моему старому другу Борису Шпицбургу», «Разговор с небожителями» и многие другие, в которых прославляется мужество, дерзновение, человеческая окрыленность.

Идейно-художественная прямота этой позиции, отличающая асадовские стихи и поэмы, в то же время не отменяет внутренней сложности, в процессе осознания которой читатель обретает гражданское чувство.

И если попытаться передать в нескольких словах главное, что составляет суть и направленность лирики Э. Асадова, то это борьба за честное место человека под солнцем. Здесь весь Э. Асадов — прежний и настоящий, с его уходом в героическое прошлое и порывами рассказать о стойкости и душевной красоте своего поколения, с его настойчивым стремлением видеть современника хранителем и достойным продолжателем тех высоких и светлых заветов, за которые народ заплатил столь дорогой ценой.

Юность внимает поэту, потому что он ведет с ней разговор на равных — о смысле жизни, прошлом и настоящем, обретениях и потерях... Юность сопереживает той боли, о которой сдержанно повествует поэт. Юность верит лучшим стихам Э. Асадова, той романтике, упорству, мечте, активному отношению к делу, жизни, которые прославляет поэт.

От Арктики до Антарктики Люди весь мир прошли.
И только остров Романтики На карты не нанесли.
Но, право, грустить не надо О картах. Все дело в том,
Что остров тот вечно рядом — Он в сердце живет твоем!

Э. Асадов написал это стихотворение, если не ошибаюсь, лет десять тому назад.

И тогда же его подхватили, запели те, кому оно, собственно, предназначалось, — студенты, молодежь, все, кого властно манило неизведанное, кого не пугала неустроенность быта, «беспокойные искатели» трудных дорог. Потому что строки «Острова Романтики» удивительно созвучны стремлениям и идеалам юности, самой сути нашей жизни.

Творческий пафос и гражданская направленность лирики Э, Асадова как нельзя более свидетельствуют о том, что путь поэта пролегает по большаку современности, а его поэзия дает молодым людям пример готовности достойно и мужественно пройти грядущие испытания, если позовет Родина.

Л-ра: Молодая гвардия. – 1976. – № 8. – С. 302-305.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір редакції
up