Биография Франсуа де Ларошфуко
Франсуа VI де Ларошфуко – французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера – родился 15 сентября 1613 года в Париже.
До смерти отца носил титул принца Марсийака. 20 января 1628 женился на Андре де Вивонн, дочери Андре де Вивонн, сеньора де ла Беродье и Марии Антуанетты де Ломени. Имели 8 детей:
Франсуа VII (1634-1714), герцог де Ларошфуко.
Шарль (1635-1691), рыцарь Мальтийского ордена.
Мари Катрин (1637-1711), известна как Мадмуазель де Ларошфуко.
Генриетта (1638-1721), известна как Мадмуазель де Марсийак.
Франсуаза (1641-1708), известна как Мадмуазель д’Анвиль.
Анри Ахилл (1642-1698), аббат де Ла Шез-Дье.
Жан Батист (1646-1672), известен как Шевалье де Марсийак.
Александр (1665-1721), известен как Аббат де Вертейль.
С 1630 Ларошфукопоявился при дворе, участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола.
С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа. Но, находясь в своем поместье, продолжал поддерживать сторонников Анны Австрийской, которую Ришелье обвинял в связях с враждебным Франции испанским двором. В 1637 возвратился в Париж, где помог известной политической авантюристке и подруге королевы Анны, герцогине де Шеврез, бежать в Испанию. Был заключен в Бастилию, но ненадолго. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами он вновь проявляет независимость и вновь отлучается от двора.
После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) Ларошфуко снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини. Чувство ненависти к Мазарини связано и с любовью к герцогине де Лонгвиль, принцессе королевской крови.
Старый герцог Ларошфуко купил для сына пост губернатора в провинции Пуату, но в 1648 сын оставил свой пост и явился в Париж. Здесь он прославился тем, что произнес в парламенте речь, напечатанную под заголовком Апология принца де Марсийака, которая стала политическим кредо знати в гражданской войне. Суть декларации заключалась в необходимости сохранения привилегий аристократов – как гарантов благополучия страны. Мазарини, проводивший политику укрепления абсолютизма, объявлялся врагом Франции.
С 1648 по 1653 Ларошфуко был одним из главных деятелей Фронды. После смерти отца (8 февраля 1650) он стал именоваться герцогом де Ларошфуко. Он возглавлял борьбу против Мазарини на юго-западе страны, его ставкой был город Бордо. Защищая этот район от королевских войск, Ларошфуко принимал помощь от Испании – это его не стесняло, ибо по законам феодальной морали, если король нарушал права феодала, последний мог признать другого суверена. Ларошфуко проявил себя как наиболее последовательный противник Мазарини. Он и принц Конде были руководителями Фронды принцев.
2 июля 1652 под Парижем в Сент-Антуанском предместье армия фрондеров потерпела решительное поражение от королевских войск. Ларошфуко был серьезно ранен и едва не потерял зрение. Война принесла Ларошфуко разоренье, его поместья были разграблены, он отошел от политической деятельности.
На протяжении почти десяти лет он работал над мемуарами, которые вошли в ряд лучших воспоминаний о Фронде. В отличие от многих своих современников, он не восхвалял себя, а старался дать предельно объективную картину событий. Он был вынужден признать, что большинство его соратников по борьбе в защиту прав знати предпочли роль придворного вельможи определенным феодальным правам. Сравнительно спокойно перенеся свое разорение, он с горечью писал о корыстолюбии принцев. В воспоминаниях он воздал должное государственному уму Ришелье и признал его деятельность полезной для страны.
Последние два десятилетия своей жизни Ларошфуко отдал литературной деятельности и активно посещал литературные салоны. Он упорно работал над своим главным произведением «Максимами» – афористическими размышлениями о морали. Мастер салонной беседы, он отшлифовывал свои афоризмы много раз, все прижизненные издания его книги (их было пять) несут следы этой напряженной работы. Максимы сразу принесли автору известность. Даже король покровительствовал ему.
Франсуа VI де Ларошфуко умер 16 марта 1680 года в Париже.
Произведения
Критика