4-стопные ямбы М. Опица и ритмика нидерландского стиха
Е. В. Казарцев
На рубеже XVI-XVII вв. в Нидерландах складывается силлабо-тоническая система стихосложения. В ее основу положен принцип, который заключается в регулярном чередовании сильных и слабых позиций в пределах стихотворного ряда. Данный принцип обусловил появление характерных силлабо-тонических размеров, ямбов и хореев.
Процесс формирования регулярной версификации в нидерландской литературе не был стихийным, практика поэтов-реформаторов осмыслялась теоретически. В
Нидерландский литературный стих, освоивший принцип регулярной версификации, играл важную роль в судьбе европейского стихосложения. Под его влиянием во второй четверти XVII в. силлабо-тоника укрепляется в немецкой поэзии. В отличие от ситуации в нидерландском стихе практику немецких поэтов предваряет теоретическое обоснование реформы стихосложения. В
Анализ ямбов М. Опица на фоне современного ему нидерландского и более позднего немецкого стиха обнаруживает характерные особенности их ритмической структур5. Представленные данные позволяют высказать предположение, что ритмика 4-стопных ямбов немецкого поэта могла формироваться под влиянием нидерландского стиха.
Рассмотрим показатели ударности иктов (профили ударности), а также частоты распределения основных ритмических форм в немецком и нидерландском 4-стопном ямбе (Я4), представленные в табл. 1. К основным ритмическим формам Я4 относятся: полноударная форма (№ 1): ‘Ich bin ohn Hoffnung ganz allein’ и формы, содержащие по одному пиррихию на первой, второй или третьей стопах: In e/'nen Krag die Tränen all (№ 2); Die Fische in dem wilden Meer (№ 3); Ich bin kein Schiffle/n in der See (№ 4). Распределение форм № 3 и 4 непосредственно формирует вид центральной части профиля ударности Я4.
Таблица 1
Ритмика 4-стопных ямбов М. Опица на фоне современного ему нидерландского и более позднего немецкого стиха
Форма (№) | М. Опиц | Нидерландский стих | Немецкий стих середины XVII в. | |||
| начало 1630-х гг. | начало 1620-х гг. | Рубеж 1620- 1630-х гг. | начало 1650-х гг. | втор. полов. 1650-х гг. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 0,7319 | 0,7424 | 0,6111 | 0,6213 | 0,7212 | 0,7000 |
2 | 0,0652 | 0,0758 | 0,0694 | 0,0377 | 0,0625 | 0,0825 |
3 | 0,1014 | 0,1364 | 0,1667 | 0,1623 | 0,0433 | 0,0800 |
4 | 0,0507 | 0,0303 | 0,1111 | 0,1443 | 0,1442 | 0,1075 |
Остальн. | 0,0507 | 0,0152 | 0,0417 | 0,0344 | 0,0288 | 0,0300 |
Кол-во строк | 138 | 66 | 72 | 610 | 208 | 400 |
Икты | Профили ударности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I | 0,9275 | 0,9242 | 0,9306 | 0,9459 | 0,9327 | 0,9075 |
II | 0,8768 | 0,8636 | 0,8333 | 0,8279 | 0,9471 | 0,9125 |
III | 0,9420 | 0,9697 | 0,8889 | 0,8344 | 0,8462 | 0,8875 |
IV | 0,9567 | 0,9849 | 0,9583 | 0,9869 | 0,9808 | 0,9775 |
Из табл. 1 видно, что в 4-стопных ямбах М. Опица увеличена частота ритмической формы с пиррихием на второй стопе по сравнению с формой, содержащей пиррихий на третьей стопе. В соответствии с этим повышается ударность третьего икта по сравнению со вторым. Данная особенность явно отличает ямб Опица от более поздних образцов немецкого Я4 и сближает его с нидерландским стихом первой трети XVII в., где прослеживается аналогичная тенденция: повышение частоты формы № 3 по сравнению с частотой формы № 4 и соответствующий этому вид центральной части профиля ударности (см. табл. 1). По нашим данным, эта тенденция складывается в нидерландском стихе, очевидно, еще в конце XVI в. и характеризует ритмику 4-стопника вплоть до конца 1630-х гг.
Несмотря на сходство ритмического облика ранних образцов немецкой и нидерландской силлабо-тоники, ударность немецкого ямба оказывается выше, что проявляется в более частом употреблении полноударной формы. Ее частота в нидерландском стихе составляет около 61-62%, в немецком она выше, около 73-74% (см. табл. 1). Очевидно, М. Опиц старался более полно реализовать заданную метрическую структуру. Тем не менее в целом его ямбы содержат ритмическую тенденцию, аналогичную той, что присутствует в нидерландском стихе.
После М. Опица в немецком Я4 происходит изменение характера распределения ударений. В середине XVII в. прослеживается противоположная тенденция, которую можно охарактеризовать как ритмическую «альтернацию»: ударность второго икта увеличивается, а третьего — уменьшается, что вызвано прежде всего перераспределением частот форм № 3 и 4; при этом наблюдается понижение ударности первого икта по сравнению со вторым (см. выше, табл. 1).
Ритмическая тенденция стиха М. Опица требует более внимательного изучения.
Исследуем распределение ритмических форм во всех достаточно объемных произведениях поэта, написанных 4-стопными ямбами. Первый опыт реализации этого размера в творчестве М. Опица относится к
Таким образом, усиление наблюдаемой тенденции постоянно сменяется ее ослаблением и наоборот. Отметим, что колебания степени ее выраженности сопровождаются изменением уровня полноударности стиха: во всех случаях при ее усилении в стихе увеличивается частота первой (полноударной) формы (табл. 2).
Сравним между собой массив текстов, в которых исследуемая тенденция выражена слабо (корпус А), и массив тех произведений, в которых она усилена (корпус Б). Корпус А составляют сочинения 1619, 1625, 1628 и 1637(а)гг.; корпус Б объединяет стихотворения 1624, 1626, 1631 и 1637(б) гг. (табл. 2). Совокупные данные по корпусу А и Б представлены в табл. 3.
Сравнительный анализ текстов внутри каждого корпуса, проведенный с помощью критерия по исследуемым параметрам (частоты форм № 1, 3 и 4), обнаруживает их близость: ошибка отвержения гипотезы об их однородности очень велика, для текстов корпуса А она составляет 94,5%, для корпуса Б этот показатель равен 80,5%. В то же время сравнение корпусов А и Б между собой позволяет предполагать, что данные массивы текстов неоднородны, ошибка отвержения гипотезы об их однородности составляет всего 1,1%.
Таблица 2
Распределение ритмических форм в 4-стопных ямбах М. Опица14
Годы \ Форма (№) | 1619 | 1624 | 1625 | 1626 | 1628 | 1631 | 1637(а) | 1637(б) |
1 | 0,6750 | 0,7319 | 0,7292 | 0,7361 | 0,6705 | 0,7424 | 0,6923 | 0,7679 |
2 | 0,0625 | 0,0652 | 0,0000 | 0,0278 | 0,0739 | 0,0758 | 0,0385 | 0,0446 |
3 | 0,1375 | 0,1014 | 0,1250 | 0,1111 | 0,1023 | 0,1364 | 0,1442 | 0,0982 |
4 | 0,1000 | 0,0507 | 0,1042 | 0,0694 | 0,1023 | 0,0303 | 0,1058 | 0,0446 |
Остал. | 0,0250 | 0,0507 | 0,0417 | 0,0556 | 0,0511 | 0,0152 | 0,0192 | 0,0446 |
Кол-во строк | 80 | 138 | 48 | 72 | 176 | 66 | 104 | 112 |
Тенденц. | + | + | + | + | = | + | + | + |
№ 3>№ 4 | (ослаб.) | (усил.) | (ослаб.) | (усил.) | (ослаб.) | (усил.) | (ослаб.) | (усил.) |
Итак, среди произведений М. Опица, очевидно, выделяются два корпуса однородных текстов, которые неоднородны между собой. Их отличие состоит, во-первых, в разном уровне полноударности стиха (более низкая или же более высокая частота формы № 1), а во-вторых, в степени выраженности исследуемой тенденции (более или менее сильное увеличение частоты третьей формы по сравнению с четвертой). Проведенный анализ показывает, что наблюдаемое отличие двух исследуемых массивов не случайно.
На основании данных табл. 3 можно заключить, что тексты корпуса А по распределению частот форм № 1, 3 и 4 обнаруживают большее соответствие нидерландскому стиху, чем тексты корпуса Б. Однако анализ, проведенный по трем основным формам, первой, третьей и четвертой, не дает оснований для строгого определения связи корпуса А и нидерландского стиха, так как в этом случае ошибка отвержения гипотезы об однородности слишком мала — 2,6%. Наблюдаемое расхождение вызвано прежде всего увеличением частоты формы № 1 в немецком Я4, которое происходит, по-видимому, за счет пропорционального уменьшения частот форм № 3 и № 4. По всей видимости, в немецком стихе по сравнению с нидерландским осуществляется перераспределение частот основных ритмических форм в пользу полноударной формы.
Проверим гипотезу об однородности немецкого и нидерландского ямба только по распределению форм № 3 и 4. Данная гипотеза получает поддержку. При сравнении корпуса А с нидерландским стихом ошибка ее отвержения очень велика — 82,5%. Следовательно, можно предполагать, что ритмика текстов М. Опица, составляющих этот корпус, однородна нидерландскому стиху по распределению указанных форм. В то же время при сравнении корпуса Б и нидерландского Я4 данная гипотеза отвергается при ошибке 2,9%.
Таблица 3
Распределение ритмических форм в массивах немецких текстов, в нидерландском стихе и в «немецкой» ЯМЗ
Форма (№) | М. Опиц | Нидерландский стих | Модель (ЯМЗ) | |
Корпус А | Корпус Б | |||
1 | 0,6838 | 0,7448 | 0,6213 | 0,6161 |
2 | 0,0539 | 0,0541 | 0,0377 | 0,0753 |
3 | 0,1225 | 0,1082 | 0,1623 | 0,1410 |
4 | 0,1029 | 0,0490 | 0,1443 | 0,1049 |
Остальные | 0,0368 | 0,0438 | 0,0344 | 0,0627 |
Кол-во строк | 408 | 388 | 610 | – |
Таким образом, в целом гипотеза о влиянии ритмики нидерландского стиха на стихосложение Опица получает поддержку. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в 4-стопных ямбах М. Опица, очевидно, выделяются два различных типа формирования их ритмического облика. Один тип можно условно охарактеризовать как «нидерландский», близкий нидерландскому стиху. Другой можно рассматривать как результат характерного усиления исследуемой тенденции, которое сопровождается повышением уровня полноударности Я4. Однако наблюдаемое в немецком ямбе распределение ритмических форм могло сложиться и на основе ритмики национального языка.
Для проверки данной гипотезы следует рассмотреть ритмику стиха на фоне языковых источников. В русском стиховедении принято считать, что нейтральным языковым фоном по отношению к стиху является ритм прозы. По ритмическому словарю прозы М. Опица (выборка производилась из текста «Книги немецкой поэзии») были рассчитаны вероятностно-статистические языковые модели размера (Я4) и их данные сопоставлены со стихом. Модели способны предсказывать распределение ритмических структур в стихе при условии определенной техники стихосложения и на основе используемого ритмического словаря.
Исследование обнаружило, что показатели языковой модели зависимости (ЯМЗ) оказываются близки ритмике нидерландского и немецкого стиха (корпус А) (см. табл. 3). Результаты сравнительного анализа с помощью критерия % дают поддержку гипотезы о соответствии показателей немецкого стиха (корпус А) модельным вероятностям: сравнение стиха и найденной модели по трем формам (№ 1, 3 и 4) обнаружило, что данная гипотеза отвергается с ошибкой 24,4%; при сравнении распределения двух неполноударных форм (№ 3 и 4) ошибка ее отвержения возрастает до 56,2%.
Таким образом, с исходным предположением о нидерландском влиянии конкурирует гипотеза о том, что наблюдаемое распределение ритмических структур в стихе Опица сложилось на основе его собственной языковой ритмики в условиях той техники стихосложения, которая ставится в соответствие языковой модели зависимости. Мы склонны предположить, что в данном случае имело место взаимодействие двух возможных «источников» немецкой стихотворной ритмики. Если принять гипотезу о языковом происхождении исследуемой особенности ямбов М. Опица, то в соответствии с приведенными выше данными можно считать, что воспринимаемый немецким поэтом ритм голландских образцов не противоречил типу его собственной версификации на родном языке. В таком случае вполне вероятно, что хорошо знакомая Опицу ритмика нидерландского ямба поддерживала аналогичную тенденцию, формирующуюся на основе немецкой языковой ритмики. Однако, как уже было отмечено, наблюдаемая тенденция в творчестве Опица периодически усиливалась (см. табл. 2, корпус Б). Вероятно, это происходило вследствие экспериментов, вызванных стремлением к более «чистой» реализации метрической структуры стиха. Немецкий поэт, по-видимому, особо заботился о том, чтобы подчеркнуть метр, периодически увеличивая частоту полноударной формы, что сопровождалось усилением указанной тенденции в отношении неполноударных форм.
Л-ра: Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. – 2008. – № 2. – С. 44-53.
Произведения
Критика