Трилогия Вилли Бределя

Трилогия Вилли Бределя

О. Боярский

Вилли Бредель, один из видных писателей демократической Германии, давно и хорошо известен нашему читателю. Свыше двадцати лет назад появились на русском языке первые романы Бределя — картины классовых боев в Германии накануне прихода Гитлера к власти («Машиностроительный завод Н. и К.», «Улица Розенгоф», «Параграф в защиту собственности»). Роман Бределя «Испытание» (1935) привлек внимание мировой общественности как живое свидетельство очевидца о том, что происходило в порабощенной фашистами Германии. Наш читатель запомнил образы несгибаемых героев антифашистского сопротивления в романах Бределя и полюбил их автора.

Несколько лет назад на русском языке вышли в свет романы В. Бределя «Отцы» и «Сыновья» — первые две книги трилогии под общим названием «Родные и знакомые». И вот перед нами завершение этой трилогии — роман «Внуки». Теперь стало возможным оценить этот труд в целом, в совокупности его частей.

Трилогия В. Бределя «Родные и знакомые» — произведение с исторической темой и в то же время остро актуальное. Оно представляет серьезное достижение современной немецкой литературы.

«Родные и знакомые» — повествование о жизни пролетарской семьи Хардекопфов — Брентенов с 1901 по 1948 год. Через судьбы одной семьи В. Бредель стремится художественно представить социальную и политическую историю, борьбу классов и партий в Германии XX века. Писатель исходит из того, что история — это не только политика, дипломатия, войны. История — это и частная жизнь, быт и нравы, судьбы отдельной семьи и отдельных людей, в них тоже раскрываются социально-политиче­ские, общественные процессы.

Но прежде всего В. Бределя интересуют в прошлом судьбы немецкого рабочего движения. Этот интерес писателя и определяет композицию трилогии. Трилогия В. Бределя — это три этапа истории немецкого рабочего движения, данные в образах представителей трех поколений рабочей семьи.

Характерной особенностью почти всех произведений на темы прошлого в демократической литературе Германии наших дней является их теснейшая связь с современностью. Именно насущные общественные, политические, культурные и прочие нужды сегодняшнего дня заставляют публицистов и писателей обращаться к прошлому.

В центре первой книги трилогии — «Отцы» — старый рабочий Иоганн Хардекопф с семьей и Карл Брентен, женившийся на дочери Хардекопфа. События, описанные в книге, относятся к 1901-1914 годам. В это время молодой германский империализм готовился к мировой войне за передел сфер влияний и колоний. Преградить путь немецкой империалистической реакции и прусской военщине мог только германский пролетариат. Но в результате предательства руководителей социал-демократии революционные настроения, зревшие в рабочем классе, были погашены, а сам германский пролетариат был брошен на убой на фронты мировой войны.

Таково реальное содержание и политический смысл основных событий тех лет. Они отражены в романе В. Бределя, пусть не прямо, а косвенно. Эти события составляют фон повествования. А на первом плане очень подробно и непосредственно даны быт и нравы немецкой рабочей семьи. Писатель воспроизводит семейные отношения и коллизии в доме Хардекопфов и Брентенов, живописует бытовую среду и характеры, которые тоже раскрываются в домашней, интимной сфере жизни. Этот узкий круг частной жизни разрывается лишь в тех эпизодах, где описана деятельность увеселительных, сберегательных, певческих и прочих ферейнов (обществ), непременными членами которых являются герои книги. Их участие в ферейнах и всякого рода развлечениях, которые организуют эти общества, и является их общественной жизнью. Здесь иногда за кружкой пива заводятся беседы на политические темы, но всегда с оглядкой на то, чтобы беседа не вышла за пределы допустимого полицейской властью.

А между тем герой романа В. Бределя, Иоганн Хардекопф, — это не обыватель, поглощенный только своими корыстными интересами. Он кадровый рабочий-металлист, гордый славным прошлым социал-демократической партии, выросшей и окрепшей в годы исключительного закона против социалистов. Рабочий Хардекопф верит в будущее, в победу социал-демократии, которая все-таки завоюет власть в стране и построит социализм.

Почему же В. Бредель ставит в центре повествования бытовую сторону жизни?

Здесь и раскрывается замысел романа В. Бределя, который диктует освещение событий и их авторскую оценку.

Предвоенная история немецкого рабочего движения — это история оппортунистического перерождения немецкой социал-демократии, история омещанивания, снижения революционности значительной части рабочего класса в силу той политики, которую проводили социал-демократические лидеры. Эту политику и ее последствия и показывает писатель в романе «Отцы». Иоганн Хардекопф, старый социал-демократ, классово-сознательный пролетарий, промышленный рабочий в одном из крупнейших городов и центров рабочего движения в Германии, и многие ему подобные стали, как он сам позже признается, «ферейновакими дурачками, пивохлёбами, кегельными душами, обывателями и мещанами».

В. Бредель показывает преимущественно семейный быт и интересы рядовых немецких рабочих, социал-демократов, именно потому, что иной жизни у них и не было, так же как не было и иных интересов. Быт и личные дела стали для них всей жизнью. Мещанство вытеснило и заглушило все. То, что они порой горячо спорят о политике, не меняет сути дела: эти споры — сплошная фальшь, лживая мешанина непереваренных понятий; эти споры — стремление прикрыть громкой фразой внутреннюю пустоту. Карл Брентен спорит о политике и сам любуется собой, видит себя уже сделавшим большую политическую карьеру.

В. Бредель рассказывает о домашних делах своих героев, подчеркивая тем самым, что все дела социал-демократии — по-домашнему маленькие, домашнего масштаба и значения. Именно в частной жизни социал-демократов лучше всего раскрывается, что по всей своей природе, характеру и привычкам эти люди — не политические деятели, не борцы-революционеры, способные руководить массами в борьбе, указать цели, пути и средства борьбы. В образах иных рядовых социал-демократов угадываются черты их вождей, взрастивших и воспитавших их по образу и подобию своему. В большой политике социал-демократии писатель раскрывает ту же ограниченность, что и в быту, в повседневной жизни ее рядовых членов. Это политика мелких подачек рабочему, пропаганды растительных интересов, насаждения мещанства. Она-то и подломила политическую стойкость, притупила сознательность рабочего класса.

Вот почему рассказ о предвоенной социал-демократии и находившемся под ее влиянием рабочем классе — это рассказ о частной жизни, быте и нравах, о повседневности и заурядности жизни. Рассказ в таком плане и в таком стиле о жизни и делах большой политической партии приобретает силу острейшей политической сатиры. В этом прекрасное достижение Бредаля-художника.

К осознанию горькой истины, ломая свое самолюбие и гордость, приходит в конце романа его герой Иоганн Хардекопф. Но это запоздалое прозрение; социал-демократия уже предала рабочий класс Германии, одобрив курс правительства на мировую войну.

Вот почему роман кончается откровенным осознанием краха оппортунистических иллюзий, признанием вины «отцов», которые слепо поверили и были обмануты. В этом признании вины звучит сознание необходимости все перестроить иначе, начать сначала. Здесь лежит и исходный пункт дальнейшего развития трилогии.

Таков положительный смысл романа В. Бределя, его сильные идейные и художественные достоинства. Но кое-что можно в этой книге поставить писателю и в упрек как упущение.

[…]

Писатель затрагивает одно из таких событий — большую стачку гамбургских портовиков и рабочих судоверфей, но почти ничего не рассказывает о ней в широком плане. А ведь такой это был удобный случай — показать, на что уже в то время был способен немецкий пролетариат.

В романе оценка социал-демократии и ее политики дается через показ ее дел, через авторскую интонацию. Но как выиграла бы книга, если бы массе одурманенных голов был противопоставлен хоть один откровенный и дальновидный политик, человек зрелой интеллектуальной силы, который видел бы правильный путь в будущее!

В. Бредель почувствовал необходимость такого противовеса в романе и создал образ рабочего Менгерса — «беспокойного человека», который не верит вождям социал-демократии и их политике и все время толкает Хардекопфа на размышления; с другой стороны, писатель ввел в действие Августа Бебеля — одного из лучших, подлинных вождей немецкой социал-демократии.

Однако Мецгере сам слишком молод, неопытен и горяч, чтобы ясно и последовательно доказать лживость политики социал-демократических бонз, а Август Бебель, как известно, сам во многих вопросах занимал весьма шаткую позицию. К тому же оба эти персонажа в романе играют несколько эпизодическую роль.

Центральная тема романа «Отцы» — разоблачение предательства лидеров социал-демократии — находит дальнейшее развитие и во второй части трилогии: романе «Сыновья». После Первой мировой войны обстановка в стране решающим образом изменилась. Рабочий класс наперекор руководителям правой социал-демократии все более энергично и решительно вступал в борьбу за свое освобождение. В романе «Сыновья» появляется новая тема — тема героической революционной борьбы пролетариата. И во второй части романа, повествующей о годах революции, в центре внимания писателя оказываются забастовки и вооруженные выступления гамбургских рабочих. Особое значение имеют сцены, рисующие всеобщую забастовку германского пролетариата во время капповского путча, когда благодаря единству действий рабочего класса реакционеры были разбиты в три дня. Рассказ об этой победе, пришедшей после поражения революции, очень важен. Именно здесь дается перспектива будущего: победа возможна, если рабочие будут едины в своих действиях. […]

Отцы оказались не в состоянии разорвать паутину лжи и обмана, которой их опутали вожди социал-демократии. Они не смогли преградить путь войне. Сама жизнь опровергла и разрушила те старые идеалы и теории, в которые они верили. И теперь, в условиях революционного подъема 1918-1923 годов, сыновья мучительно ищут правду, утраченную отцами. Путь этих поисков и дан через рассказ о судьбе Вальтера Брентена. Видя, как поднимаются настроения бунта и возмущения в рабочей среде, видя пример коммуниста Эрнста Тимма, Вальтер Брентеч осознает необходимость борьбы, активного революционного действия.

Вальтер Брентен начинает новую жизнь — боевую, смелую. Он теперь с винтовкой в руках участвует в боях против белогвардейских войск, а когда путч подавлен, ведет нелегальную работу, выполняет задания Эрнста Тимма. […]

В романе «Сыновья» исторические события, последовавшие за Первой мировой войной, нашли живое художественное воплощение. Но, свидетельствуя это, нужно сделать и некоторые оговорки.

В отечественной критике (в частности в предисловии к роману «Сыновья») уже говорилось, что Вилли Бредель временами слишком замыкается в рамки семейной хроники и что ему не всегда удается соединить историю общества с рассказом о судьбе Хардекопфов и Брентенов.

Подобные упреки высказывались и по поводу романа «Отцы». Но по отношению к первому тому трилогии они не были справедливы: мы видели, что там особенности жанра семейно-бытовой хроники имеют ясный идейный смысл, помогают раскрыть оппортунизм социал-демократии. Что же касается романа «Сыновья», то здесь эти упреки, высказанные критикой, оправданы.

Писатель мало посчитался с тем, что обстановка жизни, эпоха действия его героев в романе «Сыновья» совсем иная, чем в период развития событий в романа «Отцы». А это изменение самого содержания социальной жизни оказалось небезразличным для формы повествования. Жизнь все больше и энергичней врывалась в это время в пределы отдельной семьи и ее замкнутый бытовой мир, разрушая эту замкнутость. Жизнь переключала личные интересы людей на интересы общественные и политические. Вот эту-то жизнь и стоило бы смелей и шире ввести в роман, впустить ее в домашний мирок семьи Хардекопфов — Брентенов. Стоило бы ярче и полней представить бурную социальную жизнь вне пределов семьи, показать политическую жизнь широкой пролетарской массы. Тогда и весь мир семьи, все ее дела и интересы получили бы новую оценку, тогда стала бы еще ясней пошлость и преступность политики социал-демократии. Лучше было бы не просто упоминать о том или ином вооруженном выступлении рабочих, а раскрыть образными, художественными средствами энергию, силу и героизм рабочей массы в борьбе.

В. Бредель отчасти переработал роман в 1951 году и потом еще раз в 1955 году. Он полнее показал вооруженное восстание рабочих в Гамбурге, включил в роман эпизоды, раскрывающие воздействие Октябрьской революции на революционное движение в Германии. Но и теперь в романе В. Бределя не очень ясно видна широкая пролетарская масса, которой суждено было стать жизненной силой будущей Германии, залогом ее освобождения и возрождения.

Завершающая часть трилогии — роман «Внуки» — вышла в Берлине в 1954 году. Она охватывает период немецкой истории с 193З по 1948 год. Но это уже роман не только о судьбах немецкого рабочего движения и о жизни Германии. В. Бредель не может замкнуться в границах своей страны. В это время лучшие люди Германии, как и герои нового романа В. Бределя, были разбросаны по всему свету, изгнаны из родной страны, хотя именно они были ее гордостью и надеждой. Но и в чужих странах они делали все, чтобы помочь родине воспрянуть, сбросить иго своих мучителей.

В. Бредель прослеживает пути своих героев, пути, которые пролегли по различным странам Европы. Вальтер Брентен и здесь стоит в центре повествования. В фашистской Германии он продолжает в подполье борьбу, проходит через тюрьму и карцер, пытки и мученья, но не сдается. После побега из тюрьмы он в Праге и Париже работает в антифашистских организациях, затем он — на фронтах Испании и Советского Союза, который надолго становится его второй родиной. Вся его жизнь отдана борьбе за освобождение Германии. И вот Вальтер снова идет по улицам разрушенного, но свободного Берлина, где уже начинается новая жизнь. Он идет по улицам родного Гамбурга, где уже на другой день после победы начинают оживать мрачные тени недавнего прошлого. Перед Вальтером открылась дорога свободного, радостного труда и упорной борьбы за возрождение демократической Германии.

В романе В. Бределя Вальтер не одинок на этом пути борьбы и испытаний. Рядом с ним проходит этот путь и Эрнст Тимм, его друг и старший товарищ. Судьба Эрнста трагична. В результате предательства он попадает в руки гестапо и девять лет проводит в тюрьме. Но годы пыток и мучений не сломили его волю, не погасили его веру в грядущую победу немецкого пролетариата. Смерть свою Эрнст Тимм встречает со словами проклятия своим палачам и веры в возмездие.

Рядом с этими образами рядовых борцов антифашистского сопротивления встает величественный образ их вождя и учителя Эрнста Тельмана. Несмотря на то, что Тельман показан лишь силуэтом — в одном эпизоде, читатель чувствует железную волю и мудрость этого человека, которого не могли сломить долгие годы одиночного заключения и истязаний.

Но В. Бредель не только воспроизводит трудные пути борцов за лучшее будущее Германии. Он рассказывает и о тех, кто в тяжелую для родины минуту покинул ее в беде и горе, и о тех, кто, вольно или невольно, стал в один строй с врагами своей страны и народа; он рассказывает и о самих врагах — с тех, кто сеял смерть и разрушение.

В романах В. Бределя 30-х годов носители революционного сознания, активные антифашисты, стояли несколько обособленно. Здесь было только два полюса: антифашисты, мужественные борцы подполья, и фашистские палачи, эсэсовцы, гестаповцы, штурмовики. Из поля зрения писателя как-то исчезала основная масса народа, тот средний немец, за которого и шла борьба между антифашистами и нацистами. А объяснить обстановку в Германии можно было, только глубоко проникая в жизнь большинства народа: немецкого рабочего я крестьянина, ремесленника, мелкого чиновника, рядового интеллигента. В. Бредель терял из виду этого среднего немца; именно поэтому некоторые его романы (например, «Твой неизвестный брат», 1937) давали одностороннюю картину германской действительности, не давали полного представления о трудностях антифашистской борьбы.

В трилогии, и в частности в романе «Внуки», писатель стремится показать различные классовые силы, различные социальные прослойки в народе. В романе «Внуки» есть широкий фон социальной жизни в многообразных ее проявлениях. Здесь возникают образы не только рабочих, но и мелких лавочников, ремесленников, чиновников, интеллигентов, преуспевающих дельцов, профсоюзных и партийных чиновников и бонз социал-демократии, фашистов. Пускай многие из этих образов эпизодичны, художественно неполно очерчены, — все они играют в романе и во всей трилогии большую и важную роль, создавая атмосферу жизни нации. Писатель прослеживает отношение к фашизму со стороны различных слоев немецкого населения. Вильмерсы, Папке, Меркентали и прочие дельцы и проходимцы, появляющиеся в романе, всегда были готовы служить любой власти, которая будет их подкармливать. Холопство, рабское преклонение перед силой и властью всегда были у них в крови. Их не интересуют судьбы народа, рабочие для них — это чернь, которую нужно держать в узде. Они быстро усваивают идеологию грабежа и насилия.

Писатель не скрывает, что многие немцы не нашли в себе достаточно силы и мужества, чтобы воспротивиться гитлеровской диктатуре. Они покорно подчинились своей судьбе. Многие дали себя подкупить и развратить и пошли на службу к фашизму. Но среди рядовых немцев есть и такие, которые в условиях торжествующей подлости сумели сохранить свои гуманные убеж­дения и чистую душу. В этом отношении очень характерен образ Густава Штюрка. Густав никогда не был особенно искушен и опытен в политических делах. Всегда он был прежде всего добрым и сострадательным человеком, готовым в любую минуту прийти на помощь, поддержать ближнего — даже из последних своих сил. Когда воцарился фашизм, Густав, однако, понял, что пришли страшные и подлые времена, понял это и замкнулся в себе, отрешился от земных дел. Но от своих человеческих качеств и убеждений он не хочет и не может отрешиться и без раздумий дает убежище Вальтеру Бреятену, зная, что рискует за это своей жизнью.

Та же неистребимая человечность вместе с чувством классовой солидарности руководит поступками Фриды Брентен. Ей и страшна и противна та обстановка, которую создал в стране фашизм, она боится тех погромов, которые устраивают нацисты в рабочих кварталах. Но как человек большой души, она не может отказать в убежище и помощи рабочему, которого преследуют полиция и штурмовики. Преодолевая свой страх, она прячет рабочего у себя на чердаке. В эту минуту она обретает новые силы, оказывается способной на великое мужество и подлинный героизм. Роман В. Бределя одушевлен мыслью о том, что подлинная человечность всегда, хотя в возможности, героична, героизм в борьбе — это и есть высшее проявление человечности. Подлинная человечность заставляет людей действовать, не позволяет стоять в стороне от событий.

Показательна и судьба другого героя романа — Герберта Хардекопфа. Постепенно он сознает, что преступен не только фашизм, но и всякое следование его приказам, само повиновение ему. Герберт видит, что мало «внутренне» не соглашаться с нацизмом. Чувство человечности и муки совести толкают его на последний, решающий шаг. Герберт освобождает охраняемых им русских крестьян и уходит с ними к партизанам. В конце романа он уже в рядах коммунистов. Вернувшись в Гамбург, он включается в борьбу за единство страны, за демократическое переустройство освобожденной Германии.

Так пробуждается в людях революционное сознание, так торжествуют чистые человеческие чувства, гуманизм, человечность, которую хотел подавить в людях фашизм.

В романе В. Бределя много разнообразных фигур различных людей, друзей и врагов, «родных и знакомых», здесь встают эпизоды жизни и на улицах Праги, и на бульварах Парижа, картины заснеженных испанских полей и гор, над которыми витает смерть, зарисовки мирной трудовой и суровой военной жизни людей. Много места — и это понятно — занимает рассказ о жизни в Германии, где воцарился фашизм: о жизни, полной горя и страданий, но также и самоотверженной и трудной борьбы лучших немцев за светлое будущее.

«Внуки» — роман о многих людях. Это определяет не только достоинства книги, но и ее недостатки. Писатель сам усложнил свою задачу, введя в действие столько персонажей. В результате отдельные фигуры получились эскизными, психологически недостаточно разработанными, лишенными ярких индивидуальных свойств. Недостаточно индивидуализирована речь даже у положительных персонажей: здесь писатель подчас сбивается на газетный язык. В романе «Внуки» В. Бредель как бы синтезирует, сводит воедино важнейшие темы и проблемы своего прежнего творчества, и даже шире — всей немецкой антифашистской литературы. Понятно, сколь грандиозен этот замысел и каких больших усилий он потребовал от художника. Известная беглость, торопливость, с какой очерчены отдельные ситуации и образы, мешает выполнению авторского замысла.

И, тем не менее, роман Бределя «Внуки» читается с самым живым интересом. Пестрая, во многом неровная образная ткань романа в целом очень четко организована, пронизана единым идейным пафосом.

Рассматривая большой период немецкой истории, В. Бредель понимает, что судьбы стран и наций в наше время решает освободительное движение народов. Писатель видит, что судьбы рабочего движения в Германии зависели от того, есть ли, будет ли в Германии партия способная стать вождем рабочего класса, революционным авангардом нации. Каково было прошлое немецкого пролетариата, руководимого социал-демократией? Какая партия способна привести пролетариат к победе?

Выяснение всех этих вопросов и определяет идейную основу всей трилогии в целом. В первых двух романах писатель показал крах идеологий социал-демократизма. Во втором романе писатель наметил выход: создание новой революционной партии. Она принесла в жизнь и новую программу действий, новую философию жизни — программу революционной борьбы, философию активного действия. Ее познает и усваивает молодой Вальтер Брентен. И третья книга романа — утверждение этой программы и философии, прославление коммунистов как самых последовательных представителей коренных интересов народа.

Через образы Вальтера Брентена, Эрнстэ Тимма и через образ героического вождя рабочего класса Германии Эрнста Тельмана писатель утверждает мысль о том, что подлинный революционер должен всегда действовать, бороться. Как бы ни изменились условия жизни и борьбы, как бы ни казалась безнадежной сама борьба, долг и призвание подлинного носителя народных интересов — в революционном действии. Подлинные герои В. Бределя — это Вальтер Брентен, Эрнст Тимм, Эрнст Тельман. Для них революция и социализм — это не фраза, а деяние, борьба, самопожертвование, героизм.

С этим связана и другая тема романа — тема двух лагерей в одной стране. Она и является обоснованием философии революционного действия, носителями которой предстают активные антифашисты. Их борьба не пропадет даром, жертвы, принесенные в этой борьбе, оправдаются, потому что есть Германия фашистов, промышленников-капиталистов, юнкеров и генералов и противостоящая ей Германия рабочих, простого народа. Фашисты, стремясь приглушить классовую борьбу, создали теорию «народной общности», теорию единства нации без различия классовых интересов. […]

Заключительные сцены романа, рассказывающие о Германии, освобожденной от ига фашизма, начинающей строить новую жизнь, ясно говорят, что единственными подлинными хозяевами в стране могут быть и будут люди труда. […]

Конец трилогии звучит жизнеутверждающе: дело, за которое боролись многие поколения немецких рабочих, за которое жертвовали собой лучшие люди народа, — будет жить и победит.

Л-ра: Иностранная литература. – 1956. – № 1. – С. 206-212.

Биография


Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up