На Каннском кинофестивале представили фильм «Домой»
В эти дни Канны - столица мирового кино. Город пестрит афишами, на набережной Круазет круглосуточно показ высокой и не очень моды. В окружении роскошных яхт, увенчанный пальмовыми ветвями, Дворец фестивалей задает тренд в мировом кинематографе.
В этом году Каннскому кинофестивалю 72. С гламурной внешностью, и драматическим характером: пока звезды позируют для камер со всего мира, за кулисами кинопродюсеры готовят проекты и продают уже готовые. Залы взрываются премьерами.
В жюри паритет - четверо женщин и столько же мужчин. Возглавил коллегию мексиканский режиссер Алехандро Иньярриту.
"Скажу честно, не знаю, как все получится. Никогда не был председателем жюри, никогда ничего не контролировал, ни съемки, ни свою семью - ничего. Поэтому возглавить жюри для меня одна из самых неудобных ситуаций. И скажу, что председатель жюри мексиканец, это - опасно ", - говорит Алехандро Иньяриту, председатель жюри Каннского кинофестиваля.
И опасным скорее является широкий выбор фильмов. За день до вручения золотой пальмовой ветви среди фаворитов "Предатель" итальянца Марко Беллоккьо, "Паразиты" режиссера из Южной Кореи Пон Чжун-хо, "Боль и слава" Педро Альмодовара, нашумевший "Однажды в Голливуде" Квентина Тарантино и "Портрет молодой девушки в огне" Селин Скьяммы.
Украина в этом году участия в основной программе не берет. Однако наша полнометражка борется за награду в параллельной официальной программе "Особый взгляд". Молодой украинский режиссер Нариман Алиев привез в Канны историю о Крыме. В прошлом году в этой же номинации победу одержал украинский режиссер Сергей Лозница за фильм "Донбасс".
После премьеры своего дебюта «Домой» к Нариману Алиеву выстраивается очередь из журналистов и фотографов.
Нариман Алиев - один из самых молодых участников конкурса. Ему всего 26, родом из Крыма. Фильм «Домой» - это трагическая история о настоящем. По сюжету, отец - крымский татарин Мустафа забирает тело своего старшего сына, погибшего в Донбассе. Параллельно раскрывается история его взаимоотношений с младшим сыном, который сопровождает отца в дороге.
"Это моя рефлексия на то, что происходит со мной, с моей семьей, с Украиной в целом, то есть, я пытался найти ту форму, которая сможет передать то мое эмоциональное к зрителю. И я это вкомпоновал в наш фильм «Домой» - говорит Нариман Алиев, режиссер.
Почти половина диалогов в фильме на крымскотатарском языке. Такого в Каннах еще не слышали. Главного персонажа, отца Мустафу, в фильме сыграл другой известный режиссер - Ахтем Сейтаблаев.
"Очень много в сценарии этого фильма отозвалось во мне. С одной стороны, напомнило мне мои взаимоотношения с отцом, и потому что я крымский татарин, и потому что мне не всё равно, что происходит в Крыму, и вообще в Украине. И потому что это история, которая начинается как очень локальная история одной крымскотатарской семьи, а внутри себя вырастает в историю, которая будет понятна любому человеку в любом уголке мира ", - говорит Ахтем Сейтаблаев, актер, режиссер.
История от режиссеров из Крыма о Крыме на кинофестивале не могла обойтись без упоминаний о еще одном крымском режиссере Олега Сенцове. Перед премьерой фильма «Домой» Нариман говорил о нем в речи.
"К сожалению, ни фестиваль, ни кино не может освободить политзаключенных, которые сидят в России, в том числе Олега Сенцова, но забывать о них мы не имеем права. И если есть такая возможность напомнить, если есть такая возможность рассказать о судьбе Олега и других заключенных, мы должны это делать", - говорит Нариман Алиев, режиссер.
Еще одна лента от Украины - совместная работе с Израилем и Великобританией. Это короткометражка "Анна". Проникновенная, а порой остроумная история о том, как жительница украинского райцентра подается на поиски жениха-иностранца. Режиссер - израильтянин Декель Давид Беренсон. Остальные члены команды украинцы.
"Нам сразу показалось, что это настолько реальная жизненная тонкая история, об украинской женщине, о реалиях нашей современности, происходящих в Украине, нам очень понравился сценарий. И идея у Декелеля была с самого начала, что это должна быть полностью украинская команда, для того чтобы передать все тонкости этой истории", - говорит Ольга Бесхмельницына, продюсер.
Режиссеру тема Украины близка. Его мама родом из Хуста, сам живет в Лондоне, а снимает фильмы - по всему миру. Его "Анна" борется за золотую пальмовую ветвь в номинации «Короткий метр».
"Я прожил в Украине несколько месяцев, погрузился в атмосферу, нашел друзей. Когда иностранец приезжает в другую страну, он острее испытывает определенные моменты, у него не замылен глаз", - говорит Декель Давид Беренсон, режиссер.
Беренсону это удалось, публика тепло приняла фильм. А исполнительница главной роли - Анны - стала местной селебрити.
"Было очень интересно работать, как говорится, с иностранным режиссером. Это совершенно другой подход, совершенно другое отношение к актеру - с большим уважением, с пониманием и мотивацией сделать что-то лучше, чем можешь", - говорит Светлана Барандич, актриса.
Участие в Каннах берут фильмы, снятые в течение года - до начала этого форума. Есть такой шанс и у другого молодого украинского режиссера. Дмитрий Сухолиткий-Собчук - участник учебной программы Сinefondation, которую ежегодно проводит Каннский кинофестиваль. Украинец прошел отбор среди сотен заявителей и попал в шестерку счастливчиков, которым мировые профессионалы помогают снять полнометражку.
Дмитрий готовит свою дебютную картину под названием "Памфир". Уже почти завершился кастинг и выбор локаций для съемок. Успеет ли режиссер со своим фильмом на следующий Каннский кинофестиваль - зависит прежде всего от финансирования.
Пока у молодых режиссеров продолжается работа, Канны определяются с победителями. Вечером в субботу церемония закрытия. И строгое жюри присудит золотую пальмовую ветвь лучшему фильму.
Одно известно наверняка - проигравших на Каннском кинофестивале быть не может. Попасть в список лучших, принять участие в этом форуме - это уже победа.