Музыкальные инструменты XXI века
Музыкальные инструменты XXI века,21 век,современные инструменты,новая музыка,новое звучание,редкие музыкальные инструменты,
Музыкальные революции всегда были напрямую связаны с технологическими: новые направления рождались с открытием новых инструментов или новых способов звукозаписи/воспроизведения. Особенно в прошлом веке — веке индустриализации и НТР. Началось все еще раньше — предположим, что в 1889-м, когда Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, вдохновился и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. Дальше — больше: электрогитара породила рок, дешевые массовые синтезаторы — нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки, внуки эдисоновского фонографа, — хип-хоп, басовый синтезатор TB-303 — эйсид-хаус, домашние компьютеры — сонм направлений в электронной музыке и т.д. Возможно, музыку будущего уже записывают на одном из этих инструментов или интерфейсов, появившихся в новом веке.
В этой статье мы решили рассказать о музыкальных инструментах и, куда уж без них, миди-контроллерах, изобретённых в XXI веке и заставляющих по-новому взглянуть на методы создания музыки.
Yaybahar
Музыкант Гёркем Шен из Стамбула создал акустический музыкальный инструмент, способный издавать звуки, которые раньше можно было получить только с помощью синтезаторов или электронных эффектов.
«The yaybahar» – это комбинация струн, пружин и барабанов. Вибрации от струн передаются через цилиндрические пружины к раме с барабанами. Эти колебания с помощью мембран преобразуются в звук, а потом возвращаются обратно к цилиндрическим пружинам. Именно так, по словам автора, можно добиться гипнотически-объемного звучания, которое завораживает слушателей.
Harpejji
Гибрид гитары и клавишных, похожий на большую цитру. Звук извлекают, прижимая струны к панели — то есть тэпингом. Существуют 16- и 24-струнные харпеджи на четыре и пять октав. Пример не самого сложного в освоении и изящного инструмента, который не просто стал уникальной игрушкой, как многие его собратья, а прижился в некоторых музыкальных коллективах на правах постоянного участника.
Eigenharp
Гибрид цифровой гитары, фагота, синтезатора и драм-машины. У него есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер, кнопки для перкуссии, встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как рокеры из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы Shen Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году.
Hang
Hang уже знаком всем любителям перкуссии, хотя появился только в XXI веке. Детище швейцарских экспериментаторов из Берна состоит из двух частей. Верхняя включает в себя ноты одной октавы, а нижняя позволяет менять тембр звука в целом или используется как отдельная басовая нота. Отличный пример, когда простота может вывести на рынок новый инструмент и принести коммерческий успех.
Tenori-on
Yamaha Tenori-on — это инновационный синтезатор, музыкальный инструмент 21ого века. Квадратный дисплей, состоящий из 256 кнопок-сенсоров со светодиодами внутри, удобно помещается в руках и весит всего 650г. Нажатие кнопок формирует светящийся сигнал, который может принимать разный вид. Множество светящихся кнопок составляют «аудиокартину», соответствующую изображению на дисплее.
Marble Machine
Шведский музыкант, участник коллектива Wintergatan Мартин Молин соорудил музыкальный инструмент, который в своей работе использует около 2000 металлических шариков. Молин назвал свое творение "Marble Machine" (Мраморная машина).
Изобретение шведа сочетает в себе бас-барабан, вибрафон, бас-гитару и другие инструменты. "Marble Machine" работает при помощи маховика, который приводит тысячи шариков в движение.
Работа на инструментом началась осенью 2014 года. Вначале Молин надеялся завершить "Marble Machine" за два месяца, однако создание затянулось на 14 месяцев. Музыкант отметил, что во время создания "Marble Machine" был вдохновлен одноименной игрушкой.
Молин объяснил, что его инструмент запрограммирован на 32 такта. Его особенностью является то, что на ходу можно менять гармонию песни. На видео песня начинается ми-мажоре позже переходя в до-минор.
Отметим, что музыкальная группа Wintergatan часто использует на своих концертах много необычных музыкальных инструментов, включая терменвокс, модульный синтезатор собственной конструкции Modulin и пр.
AlphaSphere
Этот оригинальный контроллер в столь ностальгическом 2007 году изобрёл студент из Британии. Никакого технического ноу-хау в инструменте мы не видим, скорее, это стильное дизайнерское решение — семплер сферической формы с программой, позволяющей «развешивать» звуки по многочисленным пэдам. Идеально подойдёт для тех, кто хочет выглядеть на сцене эффектно. А об эффективности пусть судят музыканты.
Continuum
Haken Continuum - это MIDI/Firewire контроллер, который обладает поистине неограниченными возможностями работы со звуком. С одной стороны, инструмент похож на традиционную полифоническую MIDI-клавиатуру с 88 клавишами. С другой стороны, Continuum позволяет не дискретно управлять параметрами звука в трёх измерениях. Причём делать это можно всеми десятью пальцами. Continuum совместим с любыми MIDI-синтезаторами, звуковыми модулями и секвенсерами.
Reactable
Удивительный инструмент подарили миру испанские изобретатели. Reactable представляет собой стол с мультитач-панелью, на который устанавливаются специальные генераторы звука. Сама исполняемая мелодия зависит и от выбора генератора, и от его положения относительно других. Громкость и принципы взаимодействия определяются в реальном времени. Впрочем, это именно тот инструмент, который надо видеть — словами описать научно-фантастическое волшебство почти невозможно.
Hydraulophone
Профессор Университета Торонто Стив Манн в 2006 году представил не очередную разработку в области вычислительной фотографии, как уже привыкли его коллеги, а новый инструмент. По сути, он работает как флейта — только, закрывая отверстия, вы преграждаете путь не воздуху, а струе воды. В одном из вариантов под названием balnaphone исполнитель сидит в ванне.
Misa Kitara
Прошлогодняя разработка от фирмы Misa Digital Instruments, главный офис которой расположен в Гонконге. У этой цифровой гитары струн нет вообще, вместо них — изображение на сенсорном экране. Каждый лад поделен на шесть кнопок. В итоге можно как бы на гитаре извлекать синтетические звуки (синт-блок с тембрами и эффектами — третья составляющая инструмента), назначив на каждую струну свой звук. Проект работает по принципу open source.
Tongue Drum
Tongue drum — деревянный барабан, состоящий из 14, 12 или 6 ударных зон. Каждый из них собирается вручную из специальных видов дерева. Именно благодаря материалу и точно подобранным параметрам конструкции, зоны обладают уникальными резонирующими свойствами и дают этому барабану такое потрясающее звучание. Для многих станет неожиданностью, что дерево вообще может издавать такой глубокий и протяжный звук.
Matryomin
Матрёмин был придуманв 2000 году — это несколько упрощённая версия терменвокса, упакованная в русскую национальную матрешку. Отличие этого инструмента от обычного терменвокса состоит в том, что для изменения звуковысотности здесь используется только одна антенна. Впрочем, из-за этого как раз уменьшается его амплитудно-высотная характеристика. Правда, подобное ограничение значительно упрощает ансамблевую игру — во всяком случае, именно такую идею активно отстаивает создатель матремина, Масами Такэути.
Floppotron
Поляк Павел Задрожняк собрал компьютерный оркестр из 64 дисководов, восьми жестких дисков и двух сканеров. Свою разработку программист назвал «Флоппотрон».
Как объясняет Задрожняк, каждое электрическое устройство способно генерировать звук и этим звуком можно управлять. «Флоппотроном» программист управлял с помощью программы, которую он написал на Python.
Laser harp
Лазерная арфа - электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Двухцветная лазерная арфа была изобретена и изготовлена в 2008 году Маурицио Карелли (Maurizio Carelli). Итальянский инженер по программному обеспечению и электронной аппаратуре создал портативную двухцветную лазерную арфу под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-250» (KromaLASER KL-250).