Виды фурнитуры для бижутерии
При создании бижутерии своими руками рукодельницам просто необходима масса разнообразных деталей, которые объединяются одним понятием - фурнитура для бижутерии. Её многообразие настолько велико, что описание может составить целую книгу. Понятно, что начинающие мастерицы испытывают трудности при выборе необходимой им фурнитуры. В этой статье мы постараемся в общих чертах рассказать основные факты, которые следует знать о фурнитуре для создания бижутерии.
Основы для украшений
Без этих материалов для изготовления бижутерии невозможно создать ни одно украшение – на них собираются все декоративные элементы, составляющие бусы и браслеты. Наиболее известная, только не лучшая в этой категории, – леска для рукоделия. Бесспорным плюсом лески считается её прочность, способность надежно держать форму в сочетании с достаточной гибкостью и незаметность.
На леску внешне и по своим качествам очень похожа мононить.
Только мононить может быть гораздо тоньше, что делает ее совершенно незаметной в изделиях и позволяет многократно пропускать ее сквозь отверстие бисеринок.
Когда мастерицам необходима «мягкость» плетения в аксессуаре, они вместо мононити пользуются капроновыми нитками. Они также чаще всего используются в вышивке бисером и для создания декоративных кисточек для сережек.
При сборке массивных украшений (например, с натуральными камнями) в качестве основы берут ланку или ювелирный тросик.
Это тонкий и гибкий стальной трос, состоящий из нескольких проводов, покрытых слоем полимерного материала.
Ожерелья, собранные на ювелирном тросике, обладают идеально четкими формами, образуя и держа великолепные ровные дуги.
Тросики прочны и легки в работе: тонкие, пластичные, легко крепятся.
Также по праву пользуется популярностью мемори-проволока (другое название - проволока с памятью). Свернутая в пружину, она отлично тянется по ширине и длине, возвращаясь в первоначальное состояние, не распрямляясь.
Чаще всего из нее делают браслеты с несколькими витками, для которых не нужны замки, и вставляют в середину бисерных жгутов для придания им формы.
Но используют мемори-проволоку и в качестве самостоятельной основы для украшений - они принимают четкие круглые очертания. А из-за того, что она бывает очень тонкая, такую основу можно продеть даже в очень мелкий бисер.
Также для сборки колье и браслетов часто пользуются латексной либо силиконовой резинкой, которая очень удобна в браслетах без замков.
Основы (заготовки) для украшений
В данную группу фурнитуры входят практически готовые изделия, на который достаточно всего лишь наложить авторский декор. Это может быть ободок для волос, заколка или гребень, а также брошь, кулон, перстень, серьги и так далее.
Крепления
Эта разновидность фурнитуры, пожалуй, самая большая, ведь крепления, замки и застежки используются почти в каждом изделии.
Замки бывают самых разных видов: карабины (они же лобстеры), тоглы, защелки, винтовые замки, застежки-крючки и замки-магниты. У всех у них есть свои особенности и преимущества, поэтому для каждого вида украшения следует специально подбирать свой тип замка. А в целом застежки для бижутерии надежны и удобны, можно выбрать и совсем простые из них, и декорированные.
К крепежной фурнитуре относятся бейлы – элементы-держатели, к которым можно прикрепить кулон либо подвеску.
Они выглядят как фигурное кольцо, оснащенное специальной петлей для подвесок.
Сам бейл одевается на нить основы, аналогично бусинам, а к его петле крепится подвеска.
Также почти в любом украшении приходится использовать пины (они же - штифты) - специальные гвоздики, с петлей или плоской (круглой) головкой на одном из концов.
Штифты с петлями на конце предназначены для соединения разных частей и элементов изделия. А пины с головкой ставят в качестве окончания декоративного элемента.
Пины бывают различной длины.
Соединительная фурнитура
В эту категорию входят, в первую очередь, разнообразные соединительные колечки.
Само название этих деталей обо всем говорит – они ставятся для удобства соединения элементов в украшении. Они – разъемные, что позволяет их разъединять, вставлять внутрь необходимые элементы и снова замыкать.
Бывают и двойные колечки - они представляют собой 2 витка плотной пружины. Любые кольца можно подобрать по размеру и цвету. Соединение элементов с помощью такого колечка так же очень надежное.
Также к соединительной фурнитуре относятся коннекторы – такие переходные элементы, с разным количеством петель на противоположных сторонах, к которым и крепят разные элементы украшения. Обычно они сами по себе уже являются декоративными элементами, выполненными в разных стилях.
Разделительная фурнитура
В этой категории находятся детали, отделяющие элементы аксессуара друг от друга и уже являющиеся декоративными элементами: спейсеры самых разнообразных форм, размеров и выполненные из самых разных материалов, бусины-разделители, кримпы (они же обжимные бусины).
Бывают многорядные разделители, напоминающие коннекторы, но не имеющие петелек. Обычно их ставят в середину многорядных аксессуаров, чтобы ряды лучше держали форму и не спутывались между собой.
Кримпы – это такие элементы цилиндрической формы, которые можно закрепить на нити на определенном месте, используя плоскогубцы. С их помощью практически незаметно фиксируют бусины на нити – и создается впечатление, будто они "парят".
Какая фурнитура для бижутерии лучше
Элементы для украшений изготавливают из синтетических материалов или из металлов и их сплавов. Говоря о металлической фурнитуре, в ее выборе следует руководствоваться назначением будущего украшения и своим бюджетом. Конечно, элитная качественная и безопасная фурнитура из драгоценных и полудрагоценных металлов стоит очень дорого. А совсем дешевая обычно быстро теряет привлекательный внешний вид и может вызывать раздражение на коже во время носки и аллергические реакции. Поэтому в первую очередь нужно смотреть на экологичность материала, а затем на свои финансовые возможности. Если характеризовать кратко, то в бижутерных сплавах не должен присутствовать свинец. Допустимы сплавы на основе титана, ниобия, олова и латуни. У многих производителей такая фурнитура имеет напыление медью, родием, а иногда и натуральным золотом и серебром, стилизованным под состаренную бронзу составом.