Орфею 70 лет
Согласно IMDB, да и Кинопоиску тоже, 1 марта 1950 года на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма Жана Кокто "Орфей".
Что касается даты, то она ни у кого возражений не вызывает. Но вот что касается Каннского кинофестиваля...
В 1950-м году кинофестиваля в Каннах по ряду причин просто не было. Кинофестиваль в Каннах задумывался в 30-х годах как демократическая альтернатива Венецианского кинофестиваля, пронизанного (в то время) фашистской идеологией. Причём организаторы Каннского кинофестиваля планировали даже проводить его ровно в те же сроки, что и в Венеции. То есть, осенью, как правило, в августе - сентябре. Но до войны провести фестиваль в Каннах не получилось.
А после войны, разумеется, многое изменилось. Прежде всего, острая необходимость создавать демократическую альтернативу Венецианскому кинофестивалю отпала. И первый Каннский кинофестиваль состоялся в 1946 году не одновременно с Венецианским, а примерно неделей спустя. Кроме того, у послевоенной Франции не хватало средств, чтобы каждый год проводить международный кинофестиваль. Поэтому в 1948 и в 1950 годах в Каннах кинофестиваль не проводился. А с 1951 года сроки проведения Каннского кинофестиваля вообще были перенесены на весну. Впрочем, эта краткая историческая справка приведена только для того, чтобы показать, что никакого кинофестиваля в Канне в марте 1950 года не было и быть не могло. И фильм "Орфей", соответственно, никак не мог быть представлен на Каннском кинофестивале.
А вот на Венецианском кинофестивале 1950 года "Орфей" был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Но жюри фестиваля под председательством Марио Громо отдало предпочтение другому французскому кинофильму - "Правосудие свершилось".
Годом позже "Орфей" был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший небританский фильм. И снова предпочтение было отдано другому фильму. На этот раз американскому киношедевру "Всё о Еве".
Отзывы кинокритиков на фильм в основном имели хвалебный характер. Хотя Босли Краузер из The New York Times не преминул добавить ложку дёгтя в бочку мёда восторженных рецензий. В своей рецензии Краузер процитировал самого Кокто, сказавшего "Когда я снимаю кино, я будто сплю и вижу сны". А затем Краузер, после ряда едких и скептических замечаний в адрес фильма, делает вывод: "Сомнамбулистическая символика может быть искусством ради искусства. А может и не быть.... Так что, мы имеем дело скорее с Морфеем, а не с Орфеем." Хотя при этом Краузер отдаёт должное создателям фильма, отметив, что фильм "замечательно срежиссирован и великолепно снят". - Bosley Crowther, The New York Times, Nov. 30, 1950.
Но спустя полвека другой известный американский кинокритик, настоящий гуру американской кинокритики, Роджер Эберт оценил фильм Жана Кокто максимальными 4-мя звездами и включил его в свой список "Великих фильмов". В рецензии 2000 года Эберт написал: "Увидеть "Орфея" сегодня - все равно что увидеть кинематографическое царство, полностью ушедшее со сцены. Сегодня фильмы редко снимаются по чисто художественным соображениям, эксперименты больше не поощряются, а такие крупные звезды, как Марэ, не снимаются в эксцентричных римейках греческих мифов. История в руках Кокто неожиданно усложняется; мы видим, что речь идет не только о любви, смерти и ревности, но и о том, как искусство может отвлечь художника от обычных человеческих забот, так что после удивительного возвращения Орфея из страны смерти он больше озабочен бессмысленными радиопередачами, чем своей женой, которая любит его."
Примерно в том же ключе оценивает фильм "Орфей" известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев, так же оценивший фильм по максимуму - 10-ю баллами из 10 - "в любом кадре этого старого фильма гораздо больше неизъяснимой киногении и не подлежащей никакой уценке подлинной поэзии экрана, чего и днём с огнём не сыщешь в целой сотне новомодных феерий с навороченными спецэффектами. В том именно и состоит загадка кинематографического дара, что даже такой искусный мастер слова, как Кокто, пусть и обладавший ещё и живописными талантами, удивительно чувствует самую суть киноизображения, которое словно прорывается сквозь литературные наслоения и театральные условности, разумеется, более привычные для автора, и поражает силой своего прямого и непосредственного воздействия."
Что касается оценки фильма Жана Кокто кинозрителями, то 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10.
С учетом сказанного выше рейтинг фильма "Орфей" по версии FilmGourmand'а составляет 8,235, благодаря чему он занимает 453-е место в Золотой Тысяче.