12.04.2020
Кино
eye 317

Что посмотреть. Фильм Святая Жанна (1957)

Что посмотреть. Фильм Святая Жанна (1957)

Режиссер: Отто Преминджер

Продюсер: Отто Преминджер

Автор сценария: Грэм Грин, Джордж Бернард Шоу

Оператор: Периналь Жорж

Композитор: Михаил Шполянский

В ролях: Джин Сиберг (Жанна Дарк), Ричард Видмарк (Карл VII), Антон Уолбрук (Пьер Кошон), Ричард Тодд (Жан Бастард Орлеанский, граф Дюнуа), Френсис де Вольф (Жорж де ла Тремуй), Дэвид Оксли (Жиль де Рэ), Джон Гилгут (Ричард де Бошам, граф Уорик), Гарри Эндрюс (капеллан Жан де Стогумбер), Арчи Дункан (Робер де Бодрикур), Финли Карри (Реньё де Шартр, архиепископ Реймский), Патрик Барр (Этьен де Виньоль Ла Ир), Бернард Майлз (палач), Барри Джонс (Томас де Курсель), Феликс Эйлмер (Жан Ле Местр, инквизитор), Марго Грэхем (герцогиня Ла Тремуй), Кеннет Хей (брат Мартин Ладвеню), Сидни Бромли (Стюард), Патрик Мэги (страж Дюнуа), Кеннет Уоррен (Пуленгуй).

Рецензия на фильм Святая Жанна

В 1950-е годы была предпринята попытка снять совсем не эпический, а вполне простой и приземленный фильм о Жанне Дарк, исходным материалом для которой послужила пьеса Бернарда Шоу «Святая Жанна». Фильм был задуман как историко-философская драма. При жизни Бернарда Шоу немало режиссеров боролись за то, чтобы получить зеленый свет на съемки фильма по его пьесе. В 30-е годы были написаны несколько сценариев по ней, готовились съемки с участием Кетрин Хепберн, но все проекты провалились и были отложены на неопределенный срок. Писатель не одобрял эти идеи, так как с подозрением относился к кинематографу, полагая, что он не сможет должным образом отразить те его идеи, которые он вкладывал в пьесу. С 1934 по 1936 г. Б. Шоу сам написал сценарий на основе своей пьесы, предназначенный для Элизабет Бергнер, но и этот проект закончился ничем.

В начале пятидесятых годов независимый режиссер австрийского происхождения Отто Преминджер (1905-1986 гг.) приехал в США. Он был очень заинтересован идеей перенести пьесу Шоу на экран. После двух лет напряженных переговоров с наследниками Бернарда Шоу, он приобрел права на экранизацию за 100 000 долларов.

Сценарий написал Грем Грин. Но по сравнению с пьесой, он был существенно переработан. В начало фильма был перенесен конец пьесы, где дух Жанны приходит к мирно спящему королю и, нарушая его покой, начинает беседовать с ним. Затем следует серия воспоминаний Жанны и короля, происходящие на протяжении всего фильма о событиях появления Жанны при дворе, её похода на Орлеан, коронации, а затем предательстве, плене и казни. В финале все возвращается опять к той же сцене, с которой все началось, беседы между духом Жанны и королём. Но пьеса Бернарда Шоу была сильно искажена далеко не в лучшую сторону. Фильм заканчивается последними словами Жанны из пьесы Шоу: «О Боже, ты создал эту прекрасную землю, но когда же станет она достойна принять твоих святых? Доколе, о Господи, доколе?».

Режиссер Отто Преминджер набрал для съемок начинающих актеров и актрис. При этом кастинг был очень большой. Он был организован сначала в Англии, Ирландии, Дании и Швеции, затем в Канаде и 10 американских городах. На поиски актрис было потрачено свыше 60 000 фунтов стерлингов. В 1957 г. в первом этапе отбора на роль Жанны участвовало 18 000 молодых американок. Из них в финальную стадию вышли 3000, которые приехали в Лос-Анжелес и смогли прийти на собеседование с Отто Преминджером. Режиссер хотел найти актрису, которая отразила бы чистоту и непосредственность Жанны Дарк. По своим масштабам этот поиск можно было сравнить только с поиском героини на роль Скарлетт Охары в фильме «Унисенные ветром» в 1930-х годах. Сначала Преминджер подумал об ирландке Сиобан МакКенн, которая с большим успехом играла роль Жанны на Бродвее. На эту роль претендовали Барбара Стрейзанд, Ким Новак и Мария Шелл, но не добились успеха, а Одри Хепберн отказалась сама.

Рецензия на фильм Святая Жанна

Из длительного отбора Преминджер остановился на 17-ти летней Джин Сиберг, молодой студентки из Айовы, шведского происхождения. Она, по мнению режиссера, была лучшей. Это была первая роль в кино карьере Джин Сиберг. Казалось, выбор достаточно удачный – молодая актриса с некоторыми юношескими чертами и короткой прической вполне отражает образ Жанны. Преминджер увидел в ней непосредственность, живую смесь свежести и упрямства. Но на деле все оказалось далеко не так. Режиссер при этом забыл, что роль, написанная Бернардом Шоу очень сложна, требует технической виртуозности и эмоциональной зрелости, которых у Сиберг в 17 лет не было.

При внешнем соответствии образ оказался чрезвычайно приземленным, статичным и холодным. Ни о какой харизме, энергетики, магнетизме, пламенности возвышенности не было и речи. В этом фильме полностью отсутствует мистицизм и одухотворенность у Жанны Дарк. Все её действия руководствуются исключительно здравым смыслом и практикой. Поразительно то, как можно было низвести такую масштабную фигуру до такого унылого прагматика и рационалиста, изображаемого Сиберг.

Съемки проходят в английских студиях в Шеппертоне в 20 км от Лондона, и в коттеджах Суррея. Берега Темзы заменяют Луару. Доспехи и костюмы взяты из фильма «Ричард III», который также снимался на студии Шеппертона два года ранее. Казнь в Руане воссоздавалось на самом большом плато в Европе, где присутствовало 1500 статистов. По фильму все они находились в диком, буквально оргазмическом ликовании от предвкушения скорой смерти девушки, что весьма сомнительно, скорее наоборот, жители Руана отнеслись к казненной с сочувствием. Во время съемок казни, газовые баллоны создали большую струю пламени, и Себерг получила ожоги руки и живота, что многие окружающие восприняли как плохое предзнаменование.

Громадным провалом режиссера стало решение полностью исключить всю военную деятельность Жанны. Но вопрос ради чего? Чем в итоге режиссер решил заменить батальные сцены? Какими-то очень интересными режиссерскими ходами, необычными поворотами сюжета, его захватывающим развитием? Какой-то особой философской смысловой нагрузкой или чрезвычайно интересными диалогами? Да, в общем-то, ничем. В фильме нет ничего, за что можно было бы зацепиться. Все, что в нем есть это бесконечные, крайне унылые, бессмысленные диалоги, не производящие на зрителя ни малейшего впечатления. При этом режиссер пытается перевести фильм в разряд комедии, наполнив диалоги множеством шуток. Но при этом почти все шутки абсолютно не смешные. И эта попытка залезть в жанр комедии оказывается полностью провальной. Нет ничего, что могло бы рассмешить зрителя, да и сама эта история к данному жанру не подходит. Получилось, что Преминджер попытался взять что-то из комедии, что-то из драмы, что-то из пьесы, а в результате не вышло ни того, ни другого, ни третьего. Картина буквально рассыпается и совершенно не понятно, к какому жанру её вообще стоит отнести.

Сиберг иногда появляется в доспехах, и вроде бы пытается создать внушительный вид, но никакого образа героической воинственной девы она создать не может. Она просто никак не ассоциируется с Жанной, которая вела в бой, на штурмы крепостей тысячи бойцов. Возможно, Сиберг выполняла полностью крайне неудачный режиссерский замысел, но, так или иначе, не соответствие образу воительницы полное.

Король Карл VII показан жалким, ничтожным, трусливым, дерганым, трясущимся и слабоумным, которого Жанна, чуть ли не силой заставила короноваться в Реймсе. А он на коронации был настолько ничтожным, постоянно дергался и трясся, что не понятно как вообще смог удержать атрибуты королевской власти скипетр и державу. Поразительно нелепый образ. Несомненно, Карл VII был весьма неприятной личностью, трусливый и в то же время коварный интриган, но дегенератом он точно не был. Он смотрится настолько глупо, что не понятно как Жанна вообще могла пойти спасать Францию, чтобы посадить на трон такое жалкое ничтожество. Остальные актеры также ничем примечательным не запоминаются.

Есть и другие исторические грубые ошибки. В конце фильма англичане очень точно ссылаются на формулу непогрешимости папы, которая не могла бы никак быть точно определена до 1869 года. Во время коронации Карла VII звучит хоровая, а затем и органная музыка, выполненная в стиле «Генделя» и «Баха», композиторов, которые жили и работали в начале XVIII века. Необычны также слова и термины, используемые в диалогах, как например «ковбой», немыслимое для Столетней войны. Удивительна также фраза «Бог на стороне больших батальонов», сказанная Наполеоном, спустя 370 лет после Жанны Дарк.

Премьера состоялась 12 мая 1958 г. (приурочена к годовщине спасения Орлеана), в Парижской опере, в присутствии президента французской республики Рене Котти.

Фильм, несмотря на широкую и громкую рекламу за несколько месяцев до показа, был освистан массовым зрителем и подвергнут жесточайшей, сокрушительной критике. Пресса буквально разорвала его в клочья, и совершенно очевидно, что на то были очень большие основания. Особенно досталось ему за издевательство над пьесой Бернарда Шоу. В фильме не упоминается, что Жанна была беатифицирована в 1909 г. и канонизирована в 1920 г., где об этом торжественно объявляется в пьесе. Кроме того фильм разносили ещё и за то, что церковь там изображена как орудие жестокого политического режима. Этот фильм вызвал сильнейший протест во Франции, где большинство не пожелало признавать Сиберг достойной этой роли.

Критик Стенли Кауфман назвал «Святую Жанну» катастрофой. Громили Преминджера также и за то, что он выдвинул на такую роль слишком юную и неопытную актрису. Многие отметили неуверенность и слабую актерскую игру Сиберг. Кинокритик New York Times Босли Кроукер написал, что игра юной актрисы, не смотря на её усердие, была не зрелой и не убедительной. Журнал «Time» опубликовал рецензию, в которой писал, что Преминджер допустил серьезную ошибку, когда взял на роль слишком юную актрису, которая «напоминает не кусок грубого хлеба, смоченного кровью битв, - как это задумал Бернард Шоу – а мягкую булочку, которую обмакивали в красное вино».

Впоследствии, спустя десятилетия, отношения зрителя и критиков к фильму не изменились. Его считают одним из самых худших фильмов о Жанне Дарк.

Что касается самой актрисы Джин Сиберг, то фильм для неё стал успешной стартовой площадкой для начала её кинематографической карьеры. После «Святой Жанны» она снова снялась в фильме Преминджера «Здравствуй грусть». Премингер верил в юную актрису, и далее она играла уже значительно лучше. Затем последовали фильмы: «На последнем дыхании», «Никто не напишет мне эпитафию», «Счастливый побег», «Лилит», «Чистое безумие», «Аэропорт», и т.д. Вторая половина 60-х годов стала Для Джин Сиберг пиком карьеры, когда она снималась по обе стороны Атлантического океана. Но затем всё понеслось в пропасть со страшной силой и закончилось трагедией. Актриса став культовой фигурой поколения 60-х сильно увлеклась политической деятельностью, имея при этом о ней крайне поверхностное представление. Её леволиберальные взгляды привели её к тому, что она стала активно поддерживать «Национальную ассоциацию развития цветного населения», выступала за права негров и индейцев. Она оказывала помощь активистам «Чёрных пантер» - радикального движения черных, проповедовавшего ненависть к белым и имевшем в своем составе многочисленные преступные группы, выступавшие за вооруженную борьбу и применявшие насилие. Всё это не могло кончиться ничем хорошим. Директор ФБР Эдгар Гувер начал борьбу с черными группировками и идеологическими их сторонниками. Он распорядился установить слежку за актрисой. Её разговоры прослушивали, а квартиру неоднократно обыскивали. Затем Гувер начал жесточайшую травлю Сиберг в СМИ. Распространялись слухи о том, что отцом второго ребенка, которого Сиберг вынашивала, являлся не её муж, а один из лидеров «Черных пантер» Рэймонд Хьюитт. Вследствие этой кампании, у актрисы произошел сильнейший нервный срыв, в результате чего начались преждевременные роды, и недоношенный ребенок умер через два дня после родов. Джин смогла защитить свою честь, доказав фотографиями, что этот ребенок был белым, но в том же 1970 г. её брак с Роменом Гарри не выдержал испытания и развалился. Затем все 70-е годы она хоть и снималась в кино, но очень часто прибывала в тяжелейшей депрессии и каждый год 25 августа, в день смерти её ребенка, помышляла о самоубийстве и пыталась покончить с собой.

Всё закончилось тем, что 8 сентября 1979 года мертвое тело Джин Сиберг было найдено на заднем сиденье автомобиля на окраине Парижа. В руке актрисы была найдена записка со словами: «Прости, я больше не могу жить со своими нервами». Полиция выяснила, что актриса приняла не совместимое с жизнью количество алкоголя и снотворного. Следствие пришло к выводу о самоубийстве, хотя есть предположение, что оно произошло не без чьей-то помощи. Так или иначе, судьба этой актрисы была наиболее трагической из всех, которые играли Жанну Дарк в кино. Конечно, далеко не у всех актрис, сыгравших Орлеанскую деву, судьба была сложной и драматичной, но именно после смерти Сиберг, в киноиндустрии всерьез стали говорить о «проклятии Жанны». То есть, имелось ввиду, что роль накладывает некий серьезных отпечаток на личность актрисы, исполняющей её. И это может привести к весьма непростой судьбе.

Символично, что последние свои дни Джин Сиберг провела в отеле Реджина, окна которого выходят на площадь пирамид, где стоит позолоченный памятник Жанне Дарк. Странной особенностью этого памятника является то, что конь, на котором сидит Жанна, прорисован гораздо лучше, чем всадница – у коня видна каждая мышца, вздутая вена, напряженная шея. Есть предположение, что это потому, что конь символизирует «Мошь, неотвратимо несущая девочку к смерти: судьба всех принципиальных и невинных, попавших в мир власти и политики – стать их жертвами, сначала замазанными грязью и убитыми, а потом в лицемерном покаянии вознесенными до небес…».

Отель Реджина
Отель Реджина


Читати також


Вибір редакції
up