Биография Токутоми Рока

Токутоми Рока (徳冨 蘆花). Подробная биография. Читать онлайн

Токутоми Кэндзиро (яп. 富健 次郎) родился 25 октября 1868 года в одной из отдаленных деревень о-ва Кюсю, в деревне Минамата префектуры Кумамбто, в семье мелкопоместного землевладельца. Под пседонимом Токутоми Рока (яп. 徳冨 蘆花), соединившим воедино его фамилию Токутоми и литературный псевдоним Рока, впоследствии стал одним из крупнейших писателей японской литературы и одним из вождей японской общественной мысли.

Отец — Токутоми Кадзутака, педагог, мать — Токутоми Хисако. Кэндзиро был третьим сыном в семье госи, его старший брат — историк Токутоми Сохо (настоящее имя — Токутоми Иитиро).

Его семья, жившая в деревне, находилась в самом непосредственном общении с местным крестьянством, а поэтому в детском уме Кэндзиро запечатлелись рисовые поля, и те, кто на этих полях работает, причем в памяти эти впечатления предстали в тонах буколических. Его описание родины по впечатлениям детства — это идиллия природы и крестьянской жизни.

Маленькому Кэндзиро не долго пришлось прожить па своей родине. Все, что было в Японии тогда наиболее активного, стремившегося к жизни и широкой деятельности, все уходило из провинциальной глуши в города, и прежде всего в города Центральной Японии — Кобэ, Киото, Осака и венец всех мечтаний — в столицу, Токио.

Родители тоже послали Токутоми в Киото учиться. На родине он успел только короткое время походить в начальную школу, да у себя дома, под руководством отца, смог познакомиться с китайской грамотой, в том духе, в котором был научен ей и его отец, и его брат, и вообще всякий, кто почитал себя образованным в только что закончившуюся эпоху, в эпоху феодализма. Это значит, что его обучили иероглифам, научили даже читать старых китайских классиков, т. е. трактаты по философии, по политике и экономике, стихотворения прославленных поэтов, столь любимых в Китае,— бессюжетную прозу.

Пребывание на родине было, однако, сравнительно кратковременным. Уже в 1878 г., т. е. когда Кэндзиро было всего десять лет, его отправили вместе со старшим братом Иитиро в Киото, в только что открывшийся там, но уже ставший известным колледж Досися, (сейчас Университет Досися), который основал японский миссионер и просветитель Джозеф Харди Нисима (Нисима Симэта). Школа считалась одной из первых христианских японских школ. В подобных школах пусть и весьма сумбурно, и элементарно, но все же излагались и внушались именно идеи буржуазного либерализма и буржуазной демократии. Об этом периоде своей жизни он сам рассказывает в художественно-беллетристической форме в своих автобиографических романах-— в упомянутой уже выше «Летописи воспоминаний» (1900— 1901) и в романе под названием «Глаза черные и глаза карие» (1914). Этот последний роман написан Токутоми значительно позже, уже после того, как он не только выступил на арену писательской деятельности, но и успел получить большую популярность.

Чему же учил Ниидзима? Прежде всего он, конечно, разъяснял христианские доктрины, проповедовал христианство в духе рационалистических американских сект. Однако его учеников школа привлекала не христианским учением. В его колледже ученики получали неплохое знание английского языка, что для той поры было одним из самых главных преимуществ в борьбе за существование. Владение английским языком означало возможность самому читать все те увлекательные книги по политическим, экономическим и социальным вопросам, о которых слышал каждый молодой японец.

Однако школу Кэндзиро не закончил, через два года он прервал свое учение и возвратился на родину в Кумамото, где в течение полутора лет живет преподаванием английского языка. Однако влияние школы оказывается уже настолько прочным, что он в 1885 г., т. е. 17 лет от роду (1885г.), там, в Кумамото, принимает христианство. Во время пребывания в колледже он встречается с учителем Иокои, оказывающим на него самое решительное влияние. Это был человек для своего времени вполне передовой, хорошо образованный, насколько мог быть образованным японец в те времена, впитавший в себя, с одной стороны, идеи буржуазного либерализма, а с другой стороны — нравственное учение христианства в духе американских сект. Известен тот факт, что юноша Токутоми едет вслед за Иокои на о-в Сикоку в городок Имахару, чтобы учиться там у него вести проповедь христианства и пропаганду своих политических убеждений. В итоге юноша Кэндзиро решает расстаться с Киото, с колледжем Досися и на 21-м году жизни, в 1889 г. переезжает в Токио, чтобы работать там переводчиком и корректором в издательстве, принадлежавшем его брату.

Это время для Японии представляется вдвойне значительным. Конец 80-х годов ознаменован так называемой националистической реакцией. Это значит, что на смену той европеизации, которая развивалась по всей стране, и в первую очередь в Токио, в первые 10—15 лет нового режима, пришло новое течение, выставившее лозунг «охраны национальной красы».

В области идеологии националистическое движение призывало к внимательному изучению прежних феодальных идеологий: синтоизма, буддизма, конфуцианства, т. е. как раз того, против чего протестовали все радикальные деятели новой эпохи.

Токутоми попал, однако, не в эту среду, он попал в те круги передового токиоского общества, которые считали своей задачей именно борьбу с этой националистической реакцией и которые по мере сил отстаивали свои радикальные позиции. Эти круги были представлены известным обществом «друзей народа» — «Минъюся», издававшим с 1889 г. свой журнал «Друг народа» — «Кокумин-но томо». Во главе общества стоял Токутоми Иитиро (Сохо — его псевдоним), брат Токутоми Кэндзиро.

Группа состояла из наиболее просвещенных, наиболее передовых для того времени деятелей. В нее входили бывшие уже тогда крупными журналистами и общественными деятелями Токутоми Сохо, Такэкоси Йосабуро, Ямадзи Айдзан, Китамура Тококу, основоположник новой поэзии, Куникида Доппо — впоследствии один из основателей японского буржуазного реалистического романа.

Эта группа вела широкую кампанию против националистической реакции, выступая защитницей идей буржуазной демократии в английском или, пожалуй, в американском смысле этого слова.

Токутоми Кэндзиро сразу же вошел в состав этой группы. Он стал работать в журнале «Друг народа», потом в газете «Кокумин», словом, пошел по пути журналиста-публициста. Однако он выбрал себе несколько иную сферу деятельности. Он обратил свое внимание не столько на теоретические вопросы, на вопросы современного ему и будущего социального строя, сколько на тех конкретных людей, которые могли бы стать для японского молодого человека тех времен живыми образцами. Эти образцы он мог почерпнуть, конечно, не в самой Японии, а на том же Западе.

И вот Токутоми Кэндзиро принимается за изучение биографий великих, как он думает, представителей европейской демократии и европейского либерализма. Первыми его внимание обращают на себя деятели английского либерального движения — Джон Брайт, Ричард Кобден и Гладстон. Он помещает в журнале «Кокумин-но томо» очерки-биографии, посвященные этим людям. В 1889 г. появляется очерк, посвященный Брайту, в 1890 г.—Ричарду Кобдену, в 1892 г.— Гладстону.

Но Джоном Брайтом, Ричардом Кобденом и Гладстоном дело не ограничивается. В это же время Токутоми знакомится и с Толстым. Знакомство это сразу же, по-видимому, приводит Токутоми к желанию как можно ближе узнать и самого Толстого и его учение. В 1890 г. в Японии появляется первая, по-существу говоря, серьезная статья о Толстом, принадлежащая именно Токутоми. Она называется «Корифей русской литературы Толстой». Пока это не более как краткий очерк, краткая характеристика Толстого. Но внимание к Толстому усиливается. Токутоми продолжает работать над Толстым, знакомиться с его произведениями, а также и с его личностью. При этом на первом месте, должно быть, стоит не столько литературная деятельность Толстого, не столько Толстой-писатель, сколько Толстой — социальный реформатор, проповедник, моралист. В 1897 г. появляется уже довольно подробная биография Толстого, написанная Токутоми. Все эти произведения издаются группой «Минъюся», развившей крупное издательское дело.

Но, по-видимому, знакомство с Толстым привело Токутоми Кэндзиро к некоторому повороту. Он начинает отходить от идей английского либерализма и гораздо определеннее, чем раньше, вступать на путь проповедника-моралиста. Кроме того, в нем начинает созревать писатель, художник. Дело завершается тем, что Токутоми в конце концов отходит от работы публициста и принимается уже за чисто художественные произведения. В конце 90-х годов Токутоми выступает как писатель-художник.

Когда был опубликован его первый роман Hototogisu (Кукушка), Кэндзиро становится известным. Роман стал самым продаваемым в период Мэйдзи. Книгу перевели на английский, французский, немецкий, испанский, итальянский. Впервые роман вышел в печать в газете, где публиковался в течение года с 1898 по 1899.

В эти годы появляется «семейный роман», ставящий проблему семьи в новых условиях. Появляется «социальный роман», ставящий уже широкие социально-политические проблемы. Словом, появляется литература, имеющая широкое общественное значение, поскольку она ставит вопросы, соприкасающиеся со всеми остальными сторонами действительности того времени.

Токутоми Кэндзиро выступил в плане именно этой литературы. Ему принадлежит почин в создании «семейного романа» в вышеуказанном смысле. Образцом этого жанра является его знаменитый роман «Хототбгису», в переводе на русский язык «Лучше не жить», выпущенный им в 1898 г.

В 1894 году женился на Айко Хараде.

В 1900 г. выходит его небольшая повесть под названием «Пепел». Несомненно, с этой поры Токутоми вступает на путь обличения существующего строя. Главной своей задачей он считает именно вскрытие существующих непорядков и язв как в общественной, так и в политической жизни. Крайне характерно для него, что в этих своих произведениях он критикует существующие порядки не с позиций нового человека, а с позиций старого, павшего режима. В его протестах и в его обличениях звучит часто голос токугавского писателя, деятеля предреволюционных лет.

Этот поворот к критике существующего строя с точки зрения осуществления идеалов революции с еще большей ясностью обнаруживается в следующем романе, вышедшем в 1902 г.,—в романе «Черное течение» («Куросио»).

В 1902 г. Токутоми уходит из «Минъюся» и издает отдельным изданием свой роман «Куросио» уже на собственные средства. Кэндзиро остановил сотрудничество с издательством брата и сообщил об этом в прессе. Любопытно, что материал для этого романа дан был ему его братом, хорошо знавшим закулисную сторону японского политического мира. И этот же брат отнесся крайне отрицательно к тому резкому обличительному тону, который взял в нем его автор.

На некоторое время Токутоми остался в одиночестве. Слабым пунктом всего мировоззрения Токутоми было отсутствие у него четкой положительной программы. Обличителем он был хорошим, резким, но он не знал, что противопоставить тому, что разоблачал. Вот это отсутствие конкретных положительных идеалов и давало себя знать и в его творческой работе, и в его общественной деятельности. А для того, чтобы эти положительные идеалы найти, он отправляется туда, где, как он полагает, может их почерпнуть. Он едет в два места, для него почти равноценные: первое— это Иерусалим, а второе — Ясная Поляна.

В 1906 г. Токутоми совершает путешествие по Палестине, а на обратном пути заезжает к Толстому. Примерно в это время увлекся и Гёте.

По-видимому, путешествие его в Иерусалим связано с его юношескими христианскими настроениями, связано с тем воспитанием, которое он получил в колледже Досися. Что касается поездки к Толстому, то тут сказались результаты его знакомства с толстовским учением, с его произведениями и биографией.

Произошла до некоторой степени историческая встреча. Один из крупнейших японских писателей, общественный деятель, проповедник социальных реформ, обличитель непорядков существующего строя, встретился с русским писателем, которому он привык поклоняться и которого уже тогда называл своим учителем. Для Токутоми, для всей его последующей жизни это свидание с Толстым имело решающее значение.

По возвращении в Японию в 1907 г. он бросает все, уходит в деревню и пишет своему другу Куникида Доппо следующее письмо:

«Я деревенский житель, я всегда любил деревню. В деревне так хорошо, привольно. Хорошие свежие овощи. Так много случаев для соприкосновения с природой. Можно жить жизнью, близкой к этой природе. Другими словами, можно вести жизнь крестьянина-земледельца или близкую к нему. Не нужно и много средств для существования. Это не значит, что я не люблю города, но люблю я и деревню. И вот я решил поселиться в деревне. Я долго искал себе места, думал: может быть, поселиться в Хоккайдо, может быть, поселиться в Корее? А то, может быть, на островах Огасавара? Или поселиться в Америке? Думал и так и сяк. И в конце концов выбрал себе место под Токио, в уезде Китатама, в деревне Титбсэ, в поселке Касуя, на участке под номером 366. До Токио на запад всего три мили. Это значит, что всетаки Токио мне как-то нужен. Мне надоело жить в наемном помещении, и я купил себе из всего пространства земного шара в 52 миллиона квадратных миль кусочек в 3 тана 5, купил себе домик с соломенной крышей с участком всего в 15 цубо6 и приписался к этой сельской общине. И вот сейчас я — крестьянин деревни Титосэ — Токутоми Кэндзиро. Это случилось 27 февраля прошлого года. Теперь уже прошел целый год».

Токутоми селится под Токио на равнине в районе Сэтагая, которая прилегает к этому городу и которая называется Мусаси. Вернувшись в Японию, Кэндзиро становится толстовцем, сторонником христианского анархизма и поселившись на ферме, вместе с супругой занимается сельским хозяйством.

Итак, Токутоми пробует сам трудиться на этой земле в меру своих сил и своих знаний. Но не только этим занимается он в своем домике в Касуя.

Токутоми рассматривал свое пребывание в деревне не только как обращение к крестьянской жизни, но и как несение миссии проповедника. Однако из него не вышло христианского проповедника. Он очень скоро, как это он пишет в другом месте своих воспоминаний, бросил ходить в молитвенный дом и выступать с проповедями. Его домик в Касуя стал понемногу местом паломничества людей из города. Слава об отшельнике в Касуя, об известном писателе Токутоми, превратившемся в крестьянина, распространилась как в рядом находящемся Токио, так и по другим крупным центрам Японии. А так как Токутоми в это время выступает уже не как писатель, а прежде всего как проповедник, учитель жизни, подающий другим пример прежде всего своими собственными поступками, к нему начинают направляться все те, кто жаждет совета о том, как устроиться в этой жизни, как пережить какие-либо огорчения — словом, все неудовлетворенные, ищущие. Создается обстановка, во многом напоминающая обстановку Ясной Поляны.

Токутоми принимает всех к нему приходящих, ведет с ними беседы, правда, по-видимому, не очень охотно, но всегда старается им помочь, чем может.

«Самое слабое место людей — попадать в плен того, что сам себе человек сделал. Привязанность обычно есть большая сила, но в конце концов привязанность — это есть и смерть. Вселенная живет, человек живет. Как змея сбрасывает кожу, так и человек должен идти вперед, отбрасывая назад свой вчерашний труп.

И отдельный человек, и народы, живущие вечно, должны изо дня вдень умирать и заново рождаться. Я, поселяясь в деревне, сделал так, как будто я собираюсь здесь жить постоянно. Но смог ли бы я лично на самом деле остаться здесь навсегда? … Это вопрос, который сегодня я не смог бы разрешить».

Так писал Токутоми 29 декабря 1911 г.

Однако он еще долго живет в своей деревне, но, по-видимому, все же связь с этой деревней у него становится все более и более слабой. В конце концов он бросает деревню и начинает новый этап своего существования.

С 1919 по 1927 г.— последний период жизни Токутоми, уже менее замечательный: это его жизненный эпилог.

В 1919—1920 гг. Токутоми предпринимает вместе с женой кругосветное путешествие. Он опять как бы стремится найти новую положительную программу для жизни, найти ее на широком просторе мира в наблюдении за жизнью различных людей, различных народов. По возвращении в Японию он селится уже в городе и занимается писательской деятельностью. Конечно, произведения этого периода представляют собою как бы итог, баланс всего его опыта, всех жизненных впечатлений.

Роман «Фудзи», которым он занят в 1925—1927 гг., заканчивает собою серию его автобиографических романов, начавшихся «Летописью воспоминаний» в 1900 г.

За этим романом застает его смерть. 18 сентября 1927 г. он, как говорят его биографы, «переменил ложе».

Позднее, после смерти писателя и его жены, всё его имущество передали в дар Токио, где основали парк в честь Токутоми, названный Рока Косюн-эн. В этом парке расположен музей памяти писателя, где хранятся его вещи и переписка с Толстым. Кэндзиро скончался от сердечного приступа, успев перед смертью помириться со своим братом. Его жена умерла 20 февраля 1947 года.

Библиография

  • Hototogisu. — Boston: The Stratford Company, 1918.
  • Shizen to jinsei (自然と人生; Природа и жизнь). — 1900.
  • Omoide no ki (思 出 の 記 История воспоминаний). — 1901.
  • Kuroi me to chairo no me (黒 い 目 と 茶色 の 目; Чёрные глаза, карие глаза). — 1914.
  • Фудзи (富士山). — 1925.

На русском языке

  • Токутоми Рока. Избранное. Перевод с японского Е.Пинус. Л. Художественная литература. 1978г. 208с.
  • Рока Т. Куросиво. М. Худ. лит. 1957. 350 с.
  • Токутоми Рока (Тома Рока). События одного дня. Роман. Киев Изд-во Культура гостреста Киев-печать. 1928г. 192с

Читати також


Вибір читачів
up