Отражение проблем женском эмансипации в романе А. Ф. Писемского «В водовороте»

Отражение проблем женском эмансипации в романе А. Ф. Писемского «В водовороте»

В. Л. Погребная

На материале романа А. Ф. Писемского «В водовороте» исследуется проблема «Писемский и женская эмансипация». Писатель приветствовал разумную эмансипацию и выступал против крайностей, связанных со «свободой» женщины. Во всем он искал разумную «золотую середину».

С молодых лет и до самой старост А. Ф. Писемский был сторонником женской эмансипации. В 40-50-е годы XIX ст. Жорж Санд, провозвестница женской свободы, была одной из его любимых писательниц. Как защитник прав русской женщины писатель выступил во многих своих произведениях - в «Виновата ли она?», «Богатом женихе», «Боярщине», «Масонах» и др. Проблема женской эмансипации является ведущей в романе «В водовороте» (1871).

Этот роман был восторженно встречен читателями Писемского и его собратьями по перу. Н. С. Лесков, например, оценил «В водовороте» как художественно совершенное произведение. Он писал 6 апреля 1871 года А. Ф. Писемскому: «Помимо мастерства, вы никогда не достигали такой силы в работе. Это все из матерой бронзы; этому всему века не будет!» Критика же в момент выхода романа не дала ему объективной оценки. Это было связано с падением литературной репутации писателя после выхода антинигилистического романа «Взбаламученное море» (1863). Большинство исследователей творчества А. Ф. Писемского, как в прошлом, так и в нынешнем столетии, обошли вниманием роман «В водовороте». Исключением из этого «правила» можно считать обстоятельную статью В. Г. Авсеенко «Практический нигилизм», посвященную конкретно разбору этого произведения. Некоторые аспекты проблемы «Писемский и женская эмансипация» затронуты в работах О. Миллера, М. Цебриковой, А. А. Рошаль, Н. Н. Грузинской, П. Г. Пустовойта, С. Н. Плеханова, Л. А. Аннинского, А. П. Могилянского.

А. Ф. Писемский был свидетелем различных проявлений женской эмансипации. Его представление о свободе слабой половины человечества расходились с представлениями о революционной демократии, которая, с его точки зрения, искаженно и упрощенно истолковывала понятия «равноправие», «эмансипация», «женский труд», «женское образование». Об этом он писал в своих фельетонах, печатаясь в журнале «Библиотека для чтения», редактором которого он был, об этом его роман «В водовороте».

Сюжет романа «В водовороте» отличается психологической напряженностью, концентрируется вокруг героини, наделенной ярким и последовательным характером. Писемский создает образ этой девушки при помощи таких художественных средств и приемов как предыстория, портрет, внутренний монолог, диалог, самооценка, оценка других героев и т. д. Ее характер раскрывается в действии, в спорах.

Писемский - мастер портрета. Впервые читатель встречается с Еленой, которая в холодный ненастный день подходит к дому князя: «молодая, стройная девушка, брюнетка, с очень красивыми, выразительными, умными чертами лица. Она очень аккуратно и несколько на мужской лад была одета и, как видно, привыкла ходить пешком. Несмотря на слепящую вьюгу и холод, она шла смело и твердо, и только подойдя к подъезду княжеского дома как бы несколько смутилась».

Внешность героини, ее манера одеваться и двигаться соответствует ее внутреннему содержанию. Елена - девушка решительная, смелая, напористая, целеустремленная, твердая. Но писатель не лишает ее и женственности. Он замечает, что Елена была «очень грациозное и изящное создание». А. Ф. Писемский не отождествляет Елену со «стриженными нигилистками», «синими чулками», как и главный герой романа, князь Григоров: «Что удивительнее всего, - продолжал князь, - все умные женщины, так называемые bas bleux (фр. - синий чулок), обыкновенно бывают некрасивыми, а в тебе четыре прелести: ум, образование, красота и грация!».

Писатель знакомит читателя с героиней в тот момент, когда она уже сформировалась как личность. Елена Жиглинская - нигилистка, причем не только теоретик, но и практик, активно проводящий в жизнь свои теоретические воззрения. Условия, в которых сформировалась Елена, то окружение, в котором она находилась (читатель сразу же оценивает атмосферу, которую создает в доме старшая Жиглинская, - это атмосфера лжи, неискренности, власти денег), способствовали зарождению нигилистических воззрений. Елена «отталкивает» от ненавистной ей среды. Образ жизни матери, ее отношение к жизни не нравились Елене. Она считала, что «человеку нужна только большая комната, с потребным количеством чистого воздуха (и тут она даже с точностью определяла это количество), нужен кусок здоровой пищи (и тут она опять-таки назначала с точностью, сколько именно пищи) и, наконец, умная книга. По выходе из училища дочь объявила матери, что она ничем не будет ее стеснять и уйдет в гувернантки, и действительно ушла; но через месяц же возвратилась к ней, говоря, что частных мест она больше брать не будет, потому что в этом положении надобно сделаться или рабою, служанкою какой-либо госпожи, или предметом страсти какого-нибудь господина, а что она приищет себе лучше казенное или общественное место и будет на нем работать».

Елена хочет быть самостоятельной, хочет сама зарабатывать себе на хлеб; труд для нее - такое же необходимое условие для жизни, как и воздух. Она говорит князю: «Поверьте вы мне-с, - продолжала она милым, но в то же время несколько наставническим тоном, - я знаю по собственном) опыту, что единственное счастье человека на земле - это труд и трудиться: а вы, князь, извините меня, ничего не делаете...».

Елена - человек деятельный, активный. Ей необходимы движение, борьба, поиск. Если для князя привычна более спокойная, «устоявшаяся» жизнь, то Елене в доме князя скучно. Жизнь в доме Григоровых кажется Жиглинской бесцветной и однообразной. «Ей мечтались заговоры, сходки в подземелье, клятвы на кинжалах, и, наконец, даже позорная смерть на площади, посреди благословляющей втайне толпы. Сравнивая свое настоящее положение с тем, которого она жаждала и рисовала в своем воображении, Елена невольно припоминала стихотворение Лермонтова «Парус»...».

Младшей Жиглинской присущи материалистические и атеистические убеждения. Так, она не хочет крестить своего ребенка. Князь и Миклаков хотят образумить Елену. Она же говорит, что должен кто-то «начать» бороться с религией. Ее цель: «Чтобы совсем не было религии». Умирает она не причастившись. Врач Елпидифор Мартынович на похоронах Елены говорит Маклакову: «Вольтер-с перед смертью покаялся, а это бабенка не хотела сделать того!».

Елена - волевая, решительная и энергичная натура. Во всем она идет до конца, ни от кого не хочет зависеть. В любой обстановке она высказывает свою точку зрения. Чаще всего Писемский показывает Жиглинскую е «инородной» для нее среде - в княжеском доме Анны Юрьевны, в доме матери и т. д. (Этот прием не был новым в литературе. Можно вспомнить вторжение Базарова в «инородную среду», изображенное И. С. Тургеневым в романе «Отцы и дети»).

Елена не скрывает свои взгляды на порядок вещей, она активно пропагандирует борьбу, революцию, эмансипацию и т. д. Рассуждая о войнах, девушка называет различные формы войн - набег, государственные, династические. С ее точки зрения, только «протестующая» война (другими словами, революция) может быть оправдана, ибо она целесообразна. Елена говорит: «Но есть войны протестующие, когда общество отбивает себе права жизни от какой-нибудь домашней тирании или от внешнего насилия: те войны почтенны, и вожди их стоят благословения людей.

- О, да вы революционерка ужасная! - опять воскликнула Анна Юрьевна, вполне уже понявшая на этот раз все, что говорила Елена». Елена говорит и чувствует себя уверенно. Писемский пишет, что она отвечала «голосом, как бы не подлежащим сомнению».

Елена верит в абсолютную непогрешимость нигилистических догм и главный ее недостаток или некая ущербность, с нашей точки зрения проявляется именно в отсутствии гибкости. Юная нигилистка хочет все подогнать под определенные рамки. Все вокруг должны думать и чувствовать, с ее точки зрения, только так, как она! Убежденность переходит в навязывание своей точки зрения, а максимализм в фанатизм. Именно фанатизм Елены чужд Писемскому. Героиня готова на все, лишь бы поступать по нигилистическим канонам и правилам. Писатель показывает, насколько затверженные догмы далеки от жизни. Он ставит ее в такие ситуации, когда вдребезги разбиваются ее иллюзии (например, история с авантюрой Жуквича, который выдавал себя за деятеля польского революционного движения).

Во время ссоры с князем Елена дает себе такую самооценку: «Но неужели, однако, ты до сих пор не убедился, что меня никогда и ни на что ни подкупить, ни упросить нельзя?». Такая стойкость, неподкупность, упрямство, может, и являются положительными качествами, с точки зрения Елены-нигилистки, «борца» за справедливость. Но такие качества в женщине (жене, матери, дочери и т.д.) не самые лучшие. Именно упрямство Елены и ее нежелание понять князя и привели к гибели этого человека. Елена хотела осчастливить все человечество, но не смогла сохранить жизнь одному, любящему ее в глубине души любимому ею. Даже тогда, когда Елена рассталась с князем, у нее «всякий раз, как она вспоминала о князе, начинало ныть и замирать сердце». Когда же Жуквич сообщает Елене, что скоро к князю вернется жена из-за границы, то реакция Елены была такова: «Жена ждет?» - переспросила Елена, и почти смертная бледность покрыла лицо ее». Через рисунок внешнего поведения (изменение выражения лица) Писемский показывает внутренние переживания героини.

Любовь для нигилистов была подспорьем в общеполезной деятельности. Исследователь Н. Губанков, занимающийся проблемами русского нигилизма, пишет об этом: «Эмоциональное начало полностью подчинялось рациональному; идея полезности, пронизывающая этику нигилизма, автоматически отодвигала чувство на задний план, третировала его как нечто второстепенное, не имеющее значительного влияния на разрешение главной проблемы - проблемы «голодных и раздетых».

Писемский в романе «В водовороте» показал насколько позитивистские взгляды на отношения между мужчиной и женщиной далеки от жизни. Елена рвет отношения с князем из-за идеи и пытается доказать всем и прежде всего себе, что она «женщина не любви, а политики». Но она ошибается в собственной оценке. Жизнь берет свое. Писатель доказывает, что любовь как чувство сильнее, чем «умствование» о ее ненужности. Он так описывает состояние героини после того, как она узнала о самоубийстве князя: «лицо Елены приняло почти отчаянное выражение: до самой этой минуты гнев затемнял и скрывал перед умными очами Елены всякое ясное воспоминание о князе, но туг он как живой ей представился. И она поняла, до какой степени князь любил ее, и к вящему ужасу своему сознала, что и сама еще любила его. Принадлежа, впрочем, к разряду тех существ, про которых лермонтовский Демон сказал, что дня них нет раскаяния, нет в жизни уроков, Елена не стала ни плакать, ни стенать, а все, что чувствовала, спрятала в душе; но как ни бодрилась она духом, тело ее не выдержало нравственных мук: Елена сделалась серьезно больна прохворала почти полгода...». И как мы знаем, умерла от чахотки. Судьба Елены трагична.

Орест Миллер, сопоставляя образы Елены Жиглинской и Евгения Базарова, указывал на общность финалов романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и романа А. Ф. Писемского «В водовороте». И Евгений, и Елена умирают, ибо идти им «некуда». И Елена, и Базаров хотят освободиться от всего напускного, ложного. «Но, - пишет О. Миллер, - забываясь в этом стремлении сбросить с себя все лишнее, они сбрасывают и то, чего окончательно сбросить нельзя: они начинают подавлять свои естественные свойства». Действительно, Елена, выступающая против семейного гнета, готова отрицать семью как таковую. Но она искренне любит князя Григорова и своего сына. Она жена и мать. Автор наделяет ее женственностью и красотой, которые были даны ей от природы.

Обаяние и цельность образа Елены были признаны большинством литературоведов и критиков прошлого и нынешнего столетия. Даже представители «правой прессы», Василий Авсеенко и Орест Миллер, признали это. Значение образа Елены О. Миллер определил так: «Появление таких личностей, несмотря на все угловатые их увлечения, важно уже как несомненный признак того, что наступает конец женской обломовщине».

Бесспорно, Елена - эмансипированная женщина. Причем, ее эмансипация не «напускная», не дань моде, героиня искренне проповедует идею женской эмансипации и сама на практике вырабатывает новые нормы морали. Аморальным поведение Елены не назовешь, ибо она любит и любима. Свобода любви для Елены - это не распущенность и вседозволенность, а честность в отношениях. Елена и князь создают «свободную» семью, основанную на любви. «Принадлежать человеку в браке или без брака для Елены, по ее убеждениям, было решительно все равно; только в браке, как говорили ей бывают эти отношения несколько прочнее. Но если уж ей суждено, чтобы человек любил ее постоянно, так и без брака будет любить; а если не сумеет она это сделать, так и в браке разлюбит. В отношении детей - то же: хороший человек и незаконных детей воспитает, а от дрянного и законным никакой пользы не будет».

В чем же предназначение женщины, с точки зрения Елены? Обратимся к роману. «Ах, да, действительно, - воскликнула Елена грустно - насмешливым голосом, - женщина прежде всего должна думать, что она самка и что первая ее обязанность - родить здоровых детей, здоровой грудью кормить их, потом снова беременеть и снова кормить: обязанность приятная, нечего сказать!». Девушка говорит насмешливо, поскольку с этим не согласна. Помимо этой обязанности, женщина должна иметь право на экономическую независимость от мужчины, т.е. на труд, право на независимость от мужчины, личную и духовную свободу, образование и т. д., т. е. ее права должны быть равными правам мужчины. В этом и состоит принцип равноправия. Елена, образованная и эмансипированная женщина, пытается не только словами, но и поступками доказать правомерность и справедливость такого взгляда на «женский вопрос». Но и князь, и сам Писемский, и мы тоже не согласны с Еленой, когда она утверждает, что дети должны воспитываться в общине. Такое мнение идет от головы, а не от сердца. Когда князь ее спрашивает: «И вы в состоянии были бы теперь вашего ребенка отдать в общину?», Елена уже задумывается: «Отчего же не отдать?.. Не знаю, что я потом к нему буду чувствовать, но, суда по теперешним моим чувствам, кажется, отдала бы... - отвечала Елена, но как-то уже не таким решительным тоном. - Нет, не отдала бы! - возразил ей князь и вскоре потом ушел от нее». Елена говорит уже не таким решительным тоном, потому что чувствует, что будет любить малыша. Когда же малыш родился, Елена стала хорошей матерью. «Ребенка своего, - пишет Писемский, - Елена страстно любила, но в то же время посвятить ему все дни и часы свои она не хотела и находила это недостойным всякой неглупой женщины».

Елена находится в конфликте со всем миром, и даже с самой собой. Поэтому А. Ф. Писемский использует в романе контраст, противопоставление. Образ жизни Елены противопоставлен образу жизни ее матери. Но главное противопоставление все же не это. Поскольку писатель хотел поставить под сомнение взгляды нигилистов на семейную жизнь и эмансипацию вообще, то он противопоставил нигилистке и атеистке Елене Жиглинской добродетельную и религиозную Елизавету Григорову. Все, что отрицает Елена Жиглинская, свято для княгини. Елена, приехавшая на вокзал проститься с уезжающей за границу княгиней, говорит о разнице их убеждений: «...то, что, вероятно, вам представляется безнравственным, по-моему, только право всякой женщины, а то, что, по-вашему, священный долг, я считаю, одним бесполезным принуждением и насилованием себя!».

Истоки прямолинейности и резкости Елены следует искать в ее воспитании. Мать девушки со своей алчностью, ложью и внутренней нечистоплотностью могла вызвать в своей дочери не добрые чувства, а протест, ненависть. Старшая Жиглинская не дала своей дочери «семейное воспитание», не привила ей уважение к семье как к «гнезду», «роду». Жена князя, Элиза, напротив, была воспитана в скромной и добропорядочной немецкой семье, где царили любовь, уважение и искренность, поэтому она любит своих родителей.

В романе «В водовороте» изображается борьба двух противоположных мировоззрений, борьба двух любящих женщин за мужчину.

Идеология и политика вторгаются в интимные отношения. Княгиня любит своего мужа, она уважает и ценит его, но она совершенно равнодушна к его умственной жизни. На другой день после свадьбы муж стал читать ей оду Пушкина о свободе, потом стал толковать о русском мужике, его высоких достоинствах, объяснял, что мир ждет социальных переворотов. Княгиня Элиза была далека от этого, она не разделяла взглядов князя и не понимала его. Едена - полная противоположность княгине. Она разделила с князем его симпатии и антипатии, оценила его ум, его способность отрицать все ненужное, наносное, неискреннее, оценила его стремление к свободе, стала его единомышленницей и другом.

Трудно сказать, кому из героинь Писемский больше симпатизирует. Он избегает прямых оценок и дает читателю возможность самому решить, кому отдать предпочтение. Автор сочувствует Елене и любуется ею, хотя и не скрывает те крайности, которые порождены ее максимализмом. Княгиня Григорова тоже наделена радом привлекательных черт. Сочувствие к княгине вызывает и тот факт, что князь Григоров оставляет ее. На протяжении всего романа старая и новая мораль борются между собой, равно как безбожие и неверие вступают в борьбу с религией. Один из героев тоже во многом нигилист, Миклаков, который, по мнению многих исследователей, имеет много общего с самим Писемским, становится поклонником княгини, восторгается ее жертвенностью и добродетельностью. «Миклаков не признавал за женщиной ни права на большой ум, ни права на высокие творческие способности в искусствах, а потому больше всего ценил в них сердечную нежность и целомудрие. Корделию, дочь кроля Лира, он считал высшим идеалом всех женщин; нечто подобное он видел и в княгине, поразившей его, по преимуществу, своей чистотой и строгой нравственностью». Но, с другой стороны, Миклаков уважает и ценит эмансипированную Елену. Она - его настоящий друг. Герой был очень расстроен, узнав о смерти Елены: «Не вытерпела, как ни храбрилась! - произнес Миклаков, откидывая газету в сторону и утирая небольшую слезинку, появившуюся на глазу его, и, обыкновенно не бывая ни на одних похоронах, на похороны к Елене пришел и даже отправился провожать гроб ее до кладбища пешком»; «Он считал Елену за единственную женщину из всех им знакомых, которая говорила и поступала так, как думала и чувствовала!». Сам писатель, как и Миклаков, очевидно стремился к золотой середине, гармонии. А гармонии нет ни в Елене, ни в княгине Григоровой.

Елена Жиглинская - образ трагический. В нем заключена идея всего романа - идея «водоворота». Расставшись с князем, Елена Жиглинская осталась без средств. Незамужняя женщина с незаконнорожденным ребенком на руках была обречена на жалкое существование. Елена не могла позволить, чтобы ее ребенок голодал и болел. И она продает себя подороже - выходит замуж за богатого балбеса, шута и пустозвона Николая Оглобина как бы в насмешку над своими прошлыми убеждениями. Устами Миклакова автор пытается доказать, что счастье состоит в смирении, в спокойствии, а не в водовороте. «Стоять вечно в борьбе и в водовороте - вовсе не наслаждение: бейся, пожалуй, сколько хочешь с этим дурацким напором волн, - их не пересилишь; а они тебя наверняка или совсем под воду кувыркнут, а если и выкинут на какой-нибудь голый утесец, так с такой разбитой ладьей, что далее идти силы нет, как и случилось это, например, со мной, да, кажется, и с вами», - говорит Миклаков Елене. Героиня настаивает, что нужно «плыть», то есть бороться с волнами и водоворотом, но Миклаков считает, что плыть некуда. Здесь, как и во многих других эпизодах романа «В водовороте», просматривается связь с романом Н. С. Лескова «Некуда».

Говоря об эмансипированных женщинах романа «В водовороте». Нельзя не вспомнить графиню анну Юрьевну, кузину князя Григорова. Это одна из самых колоритных фигур романа, знаменитая своим свободным нравом. «Умная, бойкая, Анна Юрьевна сразу же заняла одно из самых видных мест в обществе... она любила говорить самого вольного свойства вещи...». А. Ф. Писемский к Анне Юрьевне относился с некоторой долей иронии. Обратимся к тексту романа: «Женщина, которая верна своему мужу, потому что он ей верен, Анна Юрьевна еще несколько понимала, но чтобы женщина оставалась безупречна, когда муж ей изменил - этого даже она вообразить себе не могла и такое явление считала почти унижением женского достоинства». Жизнь Анны Юрьевны показана как беспрерывная смена впечатлений, поклонников, как стремительные скачки. Недаром писатель использует такую деталь, подробность как страсть героини к лошадям, быстрой езде. Князь Григоров называл ее лошадей «бешеными львами» и говорил, что они сломают хозяйке голову. На что Анна Юрьевна отвечала: «Я так часто в жизни своей близка была сломать себе голову, но не успела только, так пусть же они мне помогут в этом». Ради чего героиня так рискует? Почему она не ценит свою жизнь?

Описывая быт этой женщины, ее привычки и занятая, ее увлечения и симпатии, показывая ее в отношениях с другими людьми, автор дает яркий психологический портрет женщины свободной, дерзкой, независимой, смелой. По своему нраву она отличается от других женщин. Жизнь героини показана как пустоцвет, как бесполезно рассеянные порывы и дерзкие поступки. Последний брак Анна Юрьевна заключила со своим «наемным любовником» бароном Мингером, прекрасно осознавая, что ему нужна не она, а ее состояние. У этой женщины нет близких людей, нет детей. Показательным является и то, как Писемский показывает реакцию окружающих на смерть Анны Юрьевны. Никто не сожалеет о ее конце, никто не помнит о ней. Богатая женщина, Анна Юрьевна, избрала свободу, потому что ей было так удобно, потому что она могла ее купить. Эго тоже своего рода «уродливое» проявление женской эмансипации. Ибо для этой эмансипе женское равноправие обозначало вседозволенность и раскрепощенность, но не боле.

Таким образом, А. Ф. Писемский показал общество в состоянии брожения, «водоворота». Счастье, по мнению писателя, заключается не в борьбе с водоворотом волн, ибо она бесполезна, а в спокойствии. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть, совершенствование необходимо, но постепенное. Нигилизму в романе противостоит здравый смысл.

В образе Елены Жиглинской А. Ф. Писемский воплотил противоречия женской эмансипации. Отношение писателя к этому явлению не было однозначным. С одной стороны, он ставит под сомнение взгляды нигилистов на семейную жизнь, не приемлет «перегибы», те уродливые, неестественные для женщины проявления, те крайности, которые так ярко проявились на русской почве (отрицание любви в пользу революции, воспитание детей в общине, разрушение семей и т. д.). Ему чужды агрессивность, максимализм, догматизм, фанатизм Елены. С другой стороны, в описании Елены, ее действий, поступков, взаимоотношений с другими людьми нет ничего карикатурного, шаржированного. Писатель любуется своей героиней, восхищается ее недюжинным характером, ясным умом желанием трудиться. Он изображает тип женщины целеустремленной сильной, самостоятельной, цельной, обаятельной, бескорыстной, честной. Но Елене некуда идти, негде применить свои силы. Именно поэтому она, как и Базаров, умирает. Нигилистке, атеистке и эмансипе Жиглинской в романе противопоставлена добродетельная и религиозная княгиня Григорова, которая, в отличие от Елены, не ставит цель осчастливить весь мир она думает о самых близких людях - муже, родителях, и способна на самопожертвование ради них.

Л-ра: Актуальні проблеми літературознавства. – Дніпропетровськ, 2000. – Т. 6. – С. 134-143.

Биография

Произведения

Критика


Читати також