Биография Алексея Писемского
Алексей Феофилактович Писемский – русский писатель и драматург – родился 11 (23) марта 1821 года в усадьбе Раменье в Чухломском уезде Костромской губернии.
Происходил из старинного дворянского рода Писемских. В 1844 окончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета со званием действительного студента и 31 января 1845 «был определён в число канцелярских чиновников Костромской палаты государственных имуществ» в чине губернского секретаря; 23 октября 1845 по прошению был переведён в московскую палату государственных имуществ по хозяйственному отделению, где 30 мая 1846 был определён помощником столоначальника по лесному отделению. Был уволен со службы 8 февраля 1847 — «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам».
Женился 11 октября 1848 на дочери П. П. Свиньина, Екатерине Павловне. В браке с ней имел четверых детей: Павла (1850), Аполлона (1851), Николая (1852) и Евдокию (1856).
В октябре 1848 вернулся на службу — младшим чиновником особых поручений в костромском губернском правлении; 17 августа 1849 был произведён в коллежские секретари. Когда в конце 1853 был определён в Херсонское губернское правление, ушёл из ведомства внутренних дел и 25 марта 1854 определился в Департамент уделов. В декабре 1855 был командирован в ведомство Морского министерства, возвратившись из неё 21 января 1857; 20 апреля того же года был уволен, по прошению, в отставку.
Оставшись без журналистского заработка, с 1866 по 1872 служил в московском губернском правлении. Окончательно вышел в отставку в чине надворного советника.
Алексей Писемский умер 21 января (2 февраля) 1881 года в Москве. Похоронен в Новодевичьем монастыре.
Дебютировал в печати в 1848. На первых порах печатался в журнале М. Погодина «Москвитянин», хотя и расходился по некоторым вопросам с его «молодой редакцией». Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Среди других авторов «Москвитянина» (и в целом русских писателей 1850-х гг.) Писемский выделялся мастерством «рассказоведения», увлекательностью сюжетостроения. Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы.
В конце 1850-х и начале 1860-х Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа», во многом предвещающий эстетику натурализма. В 1863 с оглушительным успехом была поставлена написанная четырьмя годами ранее трагедия «Горькая судьбина», за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии».
В 1857-1860 Писемский совместно с А. В. Дружининым, а в 1860-1863 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». В журнале «Искусства» заведовал литературным и театральным отделами. В это время он продолжал напряжённо искать собственный «третий путь» между либералами и консерваторами, западниками и славянофилами.
В «Библиотеке для чтения» Писемский без всякого пиетета отзывался о молодом поколении и высмеивал оптимистическую веру современников в прогресс. Особенно же раздражало его торжество купеческого («торгашеского») начала в пореформенной России. Один из фельетонов, скептически упоминавший воскресные школы (Писемский был против того, чтобы говорить их ученикам «вы»), вызвал бурю негодования среди либералов, вынудив писателя порвать с журналистикой и уехать из Петербурга в Москву. Там он засел за роман против «нигилистов» — «Взбаламученное море» (1863), где деятельность революционеров представлена как плод дворянской праздности.
В молодости пытался стать актёром; даже годы спустя читал свои произведения выразительнее, чем кто-либо из знаменитых писателей своего времени.
Распространено мнение, что писательскую репутацию Писемского, особенно среди читателей и критиков либеральных взглядов, уничтожило именно «Взбаламученное море». Для последующих произведений Писемского характерен мрачный колорит: «неверие в будущее страны, мотивы „заката цивилизации“, засилия плоти и материальных интересов». Их публикация прошла практически незамеченной.
В романах «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880-1881) Писемский противопоставляет безрадостной современности идеалистические увлечения людей предыдущих поколений. По словам Ю. Айхенвальда, в последние годы жизни Писемского «его угасавшее вдохновение отдавало себя обетованиям и чаяниям масонства, уносилось за пределы того быта, который нашел в нём своего художника, своего питомца, но и своего критика».
Творческий упадок Писемского связывают с общим недостатком культуры, возрастной депрессией и пристрастием к спиртному, усугубившимся после самоубийства сына.
Произведения:
Романы:
Боярщина (1846, издан в 1858)
Богатый жених (1851)
Тысяча душ (1858)
Взбаламученное море (1863)
Люди сороковых годов (1869)
В водовороте (1871)
Мещане (1877)
Масоны (1880)
Повести:
Тюфяк (1850)
Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына (1851)
M-r Батманов (1852)
Виновата ли она? (1855)
Некоторые рассказы:
Нина (1848)
Комик (1851)
Питерщик (1852)
Леший (1853)
Фанфарон (1854)
Плотничья артель (1855)
Старая барыня (1857)
Старческий грех (1861)
Батька (1862)
цикл «Русские лгуны» (1865)
Капитан Рухнев (1879) — единственный рассказ из задуманного автором цикла «Уже отцветшие цветки»
Пьесы:
Ипохондрик (1852)
Раздел (1853)
Ветеран и новобранец (1854)
Горькая судьбина (1859)
Бывые соколы (1864)
Бойцы и выжидатели (1864)
Птенцы последнего слета (1865)
Самоуправцы (1867)
Поручик Гладков (1867)
Милославский и Нарышкины (1867)
Хищники (1873)
Ваал (1873)
Просвещенное время (1875)
Финансовый гений (1876)
Матери-соперницы
Семейный омут
Критика