Биография Юлиана Тувима
Юлиан Тувим – польский поэт и прозаик – родился 13 сентября 1894 года в польской еврейской семье в городе Лодзь (Царство Польское).
Окончил там русскую гимназию и в 1916-1918 изучал юриспруденцию и философию в Варшавском университете.
Дебютировал в 1913 стихотворением «Просьба», опубликованным в «Варшавском курьере» (Kurjer Warszawski). На Тувима сильно повлияли такие поэты, как У. Уитмен и А. Рембо. В его поэзии часто использовался разговорный, повседневный язык. Оптимизм, отраженный в его ранних стихах, постепенно заменился горьким и опустошённым мировоззрением. Его поэма Bal w Operze («Бал в опере»), сатирически изображающая польское правительство, была запрещена цензурой.
Был одним из основателей экспериментальной литературной группы «Скамандр» в 1919. С 1924 Тувим вёл еженедельную колонку в газете «Литературные новости» (Wiadomości Literackie).
В предвоенные 1930-е в стихах Тувима прозвучала резкая критика фашизма. После начала Второй мировой войны в 1939 Тувим бежал из Польши в Румынию, затем перебрался во Францию, Португалию, Бразилию и, наконец в США. В 1946 он вернулся в Польшу.
Перевёл на польский язык разнообразные произведения русской литературы («Слово о полку Игореве»; «Горе от ума» А. С. Грибоедова; поэзию А. С. Пушкина, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака). Сборник избранных пушкинских стихов в переводах Тувима («Лютня Пушкина») получил высокую оценку Владислава Ходасевича. Тувим выступал и как теоретик перевода (статья «Четверостишие на верстаке» о переводе начала «Руслана и Людмилы»).
Тувим был литературоведом и библиофилом, собиравшим необычные и редкие литературные явления; это его хобби отразилось в изданных им антологии польской фрашки, собрании польских «дьяволиад» и коллекции необычных стиховых форм «Пегас дыбом».
Именем Тувима названы улицы в разных городах Польши: Лодзи, Ольштыне, Гданьске, Хшануве и др. В родном городе поэта — Лодзи — есть памятник Тувиму и его музей, а также мемориальная доска на гимназии, где он учился, со строчками стихотворения «Над Цезарем».
На левой щеке Тувима было большое родимое пятно. Большую часть своей жизни Тувим страдал от невротических расстройств (агорафобия, вегетативный невроз) и депрессий, которые мешали его нормальной работе. Кроме этого Тувим был алкоголиком.
Юлиан Тувим умер 27 декабря 1953 года в пансионате общества ZAiKS «Халама» («Halama») в Закопане от инфаркта.
Похоронен на Алее заслуг кладбища Воинские Повонзки в Варшаве (могилa A24-tuje-14/15). От имени властей Польской Народной Республики с прощальной речью на похоронах выступил министр культуры и искусства Влодзимеж Сокорский.
Нашим читателям он более всего известен стихотворениями для детей в переводах Самуила Маршака, Бориса Заходера, Эммы Мошковской и Сергея Михалкова и словотворческой фантазией «Зелень» в переводе Леонида Мартынова. Его лирические сборники издавались неоднократно. Его миниатюры исполнялись в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев».
Переводил русских поэтов на польский язык, в частности Пушкина, Маяковского. Знал эсперанто, греческий, русский, идиш. Также переводил с французского, немецкого и латыни.
Сборники и публикации:
Czyhanie na Boga («Подстерегаю Бога», 1918).
Sokrates tańczący («Пляшущий Сократ», 1920).
Siódma jesień («Седьмая осень», 1922).
Czwarty tom wierszy («Четвёртый том стихов», 1923).
Czary i czarty polskie, Wypisy czarnoksięskie (1923).
Słowa we krwi («Слова в крови», 1926).
Rzecz czarnoleska («Чернолесье», 1929).
Biblja cygańska («Цыганская библия», 1933).
Jarmark rymów («Ярмарка рифм», 1934).
Polski słownik pijacki i Antologia bachiczna (1935).
Treść gorejąca («Пылающая сущность», 1936).
Lokomotywa («Локомотив», 1938).
Сатирическая поэма Bal w Operze («Бал в опере», 1936, изд. 1946).
Cztery wieki fraszki polskiej (1937).
Polska nowela fantastyczna (1949).
Неоконченная поэма Kwiaty polskie («Цветы Польши», опубл. фрагментами, изд. 1949).
Pegaz dęba, czyli Panopticum poetyckie (1950).
Цикл «Из новых стихов» (1953).
Księga wierszy polskich XIX wieku (1954).
Cicer cum caule, czyli Groch z kapustą (1958-1963).
W oparach absurdu (1958).
Произведения
Критика