Биография Франца Теодора Чокора
Франц Теодор Чокор – австрийский писатель, романист и переводчик, крупнейший драматург Австрии 20 века – родился 6 сентября 1885 года в Вене (Австро-Венгрия).
Сын профессора медицины (по происхождению из Сербии), с 1905 изучал историю искусства и германистику в Вене. После первых стихотворных опытов (1909), собранных в сборнике экспрессионистски окрашенных исторических баллад «Роковые силы» («Die Gewalten», 1912), обратился к драматургии, сначала как автор одноактных пьес «Жертва» («Das Opfer», 1912), «Термидор» («Thermidor», премьера в 1912 в Будапеште) и «Огонь» («Feuer», премьера в 1913 в Санкт-Петербурге); неоднократно выступал как режиссер (в том числе при постановках собственных пьес).
Этапное значение для своего творчества Чокор придавал поездке в Санкт-Петербург в 1912-1913 и особенно знакомству с Н. Евреиновым, создателем кабаре «Кривое зеркало» и русским теоретиком и практиком монодрамы - русской формы экспрессионизма, появившегося там уже с 1910 года. Как режиссер Чокор активно разрабатывал приемы, теоретически сформулированные Н. Евреиновым в трактате «Введение в монодраму» (1908, опубликован в 1909) и воплощенные в его пьесах «Представление любви» (1910) и особенно в монодраме «В кулисах души» (поставлена в 1912 в театре «Кривое зеркало»), ставшей одной из первых «фрейдистских» русских пьес.
В 1914 Чокор сделал перевод монодрамы «В кулисах души» на немецкий язык, сопроводив его собственными режиссерскими указаниями, в которых разрабатывается техника сценического воплощения «расщепленного я» (премьера состоялась в 1920 в Вене). Модернизируя австрийскую драму и театр, Чокор разрабатывал прежде всего приемы преодоления натурализма (жизнеподобия) и опирался на А. Стриндберга, Г. Кайзера, Л. Пиранделло и др.
В годы Первой мировой войны Чокор был офицером австрийской армии, воевал на разных фронтах. В 1923-1927 работал штатным лит-сотрудником и режиссером в театрах Вены. В 1933 на конгрессе ПЕН-клуба в Дубровнике выступил против преследования писателей в нацистской Германии и был там запрещен. В 1938 эмигрировал из Австрии (жил в Польше, Румынии, Югославии, Италии). В 1946 вернулся в Вену, 1947-1967 - президент австрийского ПЕН-клуба, с 1967 вице-президент Международного ПЕН-клуба, лауреат многих австрийских премий.
Из тридцати драм и драматических фрагментов, написанных Чокором, около десяти непосредственно соотносятся с экспрессионизмом. Среди них: «Древо познания» («Der Baum der Erkenntnis», 1916, опубликована 1919, премьера в 1924, Линц), в которой история человечества обыгрывается как метафорическое развертывание библейского сюжета в семи «происшествиях» («Begebenheiten»), изображающих трагический дуализм человечества, обреченного на извечное противостояние мужского и женского начал. В драме «Красная улица» («Die rote Straße», 1917, опубликована 1918, премьера в 1921, Брюнн) эта проблема получает дальнейшее развитие в четырнадцати метафорических «картинах», раскрывающих метафизическую диалектику противоречий между «он» и «она» в движущемся условно-историческом контексте.
Близки экспрессионизму и «Грех против духа» («Die Sunde wider den Geist», премьера в 1919, Вена), «Баллада о городе» («Ballade von der Stadt», 1922, опубликована в 1928, поставлена как радиопьеса в 1929, Вена). Но использование приемов экспрессионизма заметно и в некоторых других, в том числе более поздних пьесах: «Третье ноября 1918» («Dritter November 1918», 1923-1936, опубликована 1936, премьера в 1937 в Бургтеатре) и драмы о популярном среди экспрессионистов Г. Бюхнере «Общество прав человека» («Gesellschaft der Menschenrechte», премьера в виде радио-пьесы 1927, опубликована в 1929, премьера в 1929, Мюнхен).
Попытки разработать сценическую технику, позволяющую выразить «противостояние изолированного «я» и отчужденного от него мира» (П. Сонди) обретают в последующем творчестве Чокора. социально-критическую окраску. Хотя в формальном плане сценические поиски драматурга подводят его очень близко к приемам эпического театра Брехта, очевидно, что социальная критика Чокора не переступала границы его католического и монархического миросозерцания и сохраняла - экспрессионистскую в своей основе - веру в возможность возвращения «разорванного» человека к самому себе через акт духовного обновления, достижимого с помощью искусства, но не в результате социальной и политической борьбы.
После Второй мировой войны Чокор опубликовал драму о югославских партизанах «Блудный сын» («Der verlorene Sohn», написана в 1943, напечатана в 1947), которую вместе с драмами «Третье ноября 1918» и «Оккупированная область» (в основе сюжета последней - восстание горняков в Руре в 1922-1923; «Besetztes Gebiet», 1930, премьера в 1930 в Мюнхене) объединил в «Европейскую трилогию» («Europäische Trilogie», 1952). В 1954 он издал «трилогию поворотной эпохи» «Олимп и Голгофа» («Olymp und Golgotha. Trilogie einer Weltwende»), где в драмах «Калипсо» о борьбе югославских партизан («Kalypso», написана в 1944, опубликована в 1946), «Вдова Цезаря» («Cäsars Witwe», 1954, поставлена в Вене в 1955) и «Пилат» («Pilatus», поставлена в Кёльне в 1952, опубликована в Вене в 1954) стремился раскрыть всемирно-исторический смысл событий от убийства Цезаря до распятия Иисуса Христа.
К числу творческих удач Ч. относятся также его романы и эссеистика. Чокор как драматург считается важнейшим представителем австрийского экспрессионизма на театральной сцене.
Франц Теодор Чокор умер 6 января 1969 года в Вене (Австрия).
Признание и награды:
1937 — Золотой лавр Варшавской академии словесности; Золотой крест Заслуги (Польша); Почётное кольцо Бургтеатра.
1938 — Премия Франца Грильпарцера.
1953 — Литературная премия Вены.
1955 — Почётное кольцо города Вены; Государственная премия Австрии по литературе.
1960 — «Золотое перо» (Golden Pen).
1961 — почётный член венского пресс-клуба «Конкордия».
1965 — Австрийский почётный знак «За науку и искусство».
Произведения
Критика