«Божена Немцова, борющаяся»
Татьяна Карская
У тех, кто побывал в Праге, Литомышле, Домажлицах, Ческа Скалице и других местах Чехословакии, связанных с именем Божены Немцовой, надолго останется в памяти с любовью запечатленный в многочисленных скульптурных изображениях образ прекрасной молодой женщины: классически правильные черты лица, гладкие волосы, стянутые тяжелым узлом, ясный и смелый взгляд, тень скорби возле губ. Такой она была и в жизни — великая дочь чешского народа, его гордость, любовь и совесть.
Имя Божены Немцовой так же неразрывно связано с историей чешского национального возрождения, как имена ученых Юнгмана, Шафарика, Палацкого, Пуркине, поэтов Коллара, Челаковского, Гавличека-Боровского, драматурга Тыла — самоотверженных патриотов, заложивших во второй четверти прошлого века прочную основу чешской культуры нового времени несмотря на жестокое сопротивление австрийской деспотии.
Когда в 1843 году Немцова, робкая двадцатитрехлетняя провинциалка, дебютировала в пражском журнале «Кветы» стихотворением «Чешским женщинам», вряд ли кто-либо мог предположить, что вскоре она завоюет всеобщее признание сказками, очерками, рассказами о судьбах простых людей Чехии и спустя десятилетие подарит соотечественникам ныне всемирно, известное произведение — роман «Бабушка» — по существу первый в чешской литературе роман из народной жизни.
С любовью и болью сердечной рисует Немцова современную ей Чехию. Страна предстает в ее книгах в резких контрастах. Прекрасны горы и долины, луга и леса, то благоухающие весенними цветами и травами, то озаренные летним солнцем, то припорошенные искрящимся первым снегом. Еще прекраснее люди: героиня ее лучшего романа «Бабушка», хранительница языка своего народа, его самобытной культуры и традиций, возница Гаек, яркий народный тип, фигура почти символическая, жизнерадостные парни и девушки, быстрые за работой, неутомимые в танцах, чистосердечные и поэтичные. А рядом с этим — картины страшной неустроенности народной жизни: лачуги городского мастерового люда, женщины, опустившиеся на «дно», ранние смерти от голода и изнурительных болезней, подневольный труд крестьян под окрики и понуканья господских приказчиков.
Писательница создала немало сатирических типов, среди них — князек-вертопрах, титулованные и буржуазные завсегдатае модного курорта, представители пражского - «высшего света», многоликое буржуазное мещанство, торгаши, алчные сельские богатеи. Немцова мечтала об установлении всеобщего братства путем нравственного усовершенствования людей, но идея социального примирения вовсе не охватывает содержания ее творчества. В одном из очерков Немцовой крестьяне говорят: «Мы только с виду покоряемся господам, а в душе ненавидим их»; «...придет еще время, когда господа захотят удрать и уже будут одной ногой в телеге, а народ вытянет их оттуда за сюртуки и поведет на суд». Так нередко думала и говорила и сама писательница.
Голос Божены Немцовой смело звучал в эпоху реакции, наступившей после поражения революции 1848 года, когда многие из ее единомышленников отказались от своих идеалов. Несмотря на полицейские преследования и тяжелую материальную нужду, подорвавшую ее здоровье, Божена Немцова прошла свой короткий жизненный путь с высоко поднятой головой. Гражданское бесстрашие Божены Немцовой и имел в виду Юлиус Фучик, когда в годы фашистской оккупации Чехословакии избрал ее в качестве примера человека, до конца верного своим идеалам. Он назвал посвященный ей очерк «Божена Немцова, борющаяся».
Л-ра: Иностранная литература. – 1962. – № 1. – С. 242-243.
Произведения
Критика