Рецензия на «Палачи» и «На дне». Театр «У Моста»
Театр «У моста» я помню еще по первым его петербургским гастролям, тому назад уже четверть века, тогда "Панночка" в постановке Сергея Федотова показалась спорной, но уже и тогда было ясно, что театр этот - явление самобытное, ни на кого не похожее. Позднее видела на гастролях и «Калеку с Инишмана» (не самая моя любимая пьеса Макдонаха, но Федотов неожиданно нашел лирический «ключ» к этой пьесе). И вот теперь - "Палачи" и "На дне": настоящая зрелость режиссерской мысли и стиля, сыгранность актерского ансамбля.
В «Палачах», как и в других пьесах Мартина Макдонаха, структура текста содержит в себе синкопы, реплики персонажей рифмуются в системе разных музыкальных длительностей, подчиняясь закону музыкального ритма. Режиссер и актеры в этих синкопах пьесы - как у себя дома, мастерски извлекают из них комедийный эффект. «Палачи», по-моему, из самых сильных пьес Макдонаха, здесь и закрученный детективный сюжет, черный юмор – и при этом ничего зыбкого, относительного в системе нравственных координат: зло и расплата за него, муки совести и раскаяние, как и отсутствие таковых, поданы с точки зрения вечных ценностей. Все это именно так и звучит в спектакле Федотова, сквозь жанр черной комедии ясно слышится здесь печальная ирония автора.
Очень сильное впечатление от «На дне». Пьесу Горького принято считать классикой русской драматургии, но это, по-моему, вопрос спорный, дилемма правды и лжи в «На дне» сама по себе ложная, она уводит от христианской системы ценностей, которая сильна в традиции русской классической литературы. Но есть и то, в чем Горький эту традицию, несомненно, наследует: глубокое сочувствие человеку. Именно в этом спектакль Сергея Федотова верен автору, не только букве, но и духу пьесы: обитатели горьковской ночлежки в спектакле сыграны реалистически, даже натуралистически подробно – и при этом словно высвечены внутренним светом. (К слову, и сам свет на сцене, льющийся из подвальных оконцев на убогий ночлежный быт, как ни удивительно, отраден, согревает душу). Каждый здесь интересен. Особенно запомнились Настя Алевтины Боровской (как она выговаривала это свое «либовь»!), Василиса Марины Шиловой - страстная и страшная, готовая любой ценой отвоевывать свое счастье, Актер Льва Орешкина - нервный, одухотворенный, но и слабый духом, погибший-пропащий, остро его жаль. Конечно, Сатин, который в исполнении Владимира Ильина покоряет неунынием, куражом и просто человеческой одаренностью, так что хочется спросить его вместе с Лукой: «ты – и здесь?» И сам этот удивительный Лука в исполнении Сергея Мельникова – ко всем и каждому жалостливый, но ни к кому и ни к чему не привязанный, легкий. При всей подробности сценического существования актера - это легкость внутреннего музыкального ритма, юмора, трюка (как он заголосил вдруг с верхних нар - когда Васька Пепел едва не пустил в ход нож – и предотвратил убийство!).
Чего-то не договорил Горький про Луку и Сатина, про это дно жизни. А спектакль договаривает. Федотов во всем следует за текстом пьесы, но идет дальше: берет саму пьесу и ее персонажей словно бы «в рамку» покаянной молитвы, она звучит в начале и в финале спектакля в исполнении Федора Шаляпина (вообще, озвучить эпоху этим голосом русского гения, а в спектакле мы слышим и его «Элегию» - точно найденное режиссерское решение, тут мощными волнами отзывается энергетика пьесы). «Внутри» этой покаянной молитвы оказывается и фонограмма речи самого Горького уже советских времен, вернее, долетают до нашего слуха обрывки этой речи, что-то такое о жизни и счастье, которое мы потеряли - что резонирует не только с судьбами героев ночлежки, но и с той русской катастрофой, грозовое предчувствие которой уже слышится в пьесе «На дне». Есть о чем задуматься, переоценивая прожитое Россией в минувшем веке, до сих пор откликающееся и в веке нынешнем. «Покаяния отверзи ми двери …»
Как же необходим зрителю этот опыт прошлого, не искусственное притягивание его к сегодняшней злободневности, но глубокое осмысление. Оно и состоялось в спектакле театра «У моста». Свидетельством тому – реакция публики: когда артисты вышли на поклон, зал устроил настоящую овацию, долго аплодировал стоя, и в этих аплодисментах чувствовалось глубокое волнение от только что пережитого. Такие минуты в театре дорогого стоят.
Ирина Бойкова,
критик, театровед, эксперт премии «Золотая Маска» 2016/2017 гг.
Санкт-Петербург