«Королева Фей» Э. Спенсера (к проблеме истоков ренессансного реализма)
Н.М. Пьянова
В современном зарубежном литературоведении споры о реализме приобретают все большую остроту. Реализму предрекают быструю гибель, забвение, медленное умирание.
А между тем поток реалистических произведений опровергает все мрачные прогнозы. Реализм вопреки предсказаниям модернистской критики не только существует, но и привлекает на свою сторону наиболее талантливых представителей зарубежной литературы. Развитие современного литературного процесса за рубежом свидетельствует о преобладании реалистического метода.
Реалистический метод имеет свою историю развития, свои истоки. Сравнительно недавно общепринятым считалось мнение, что реализм как метод возник в литературе XIX в. Однако эта концепция подверглась справедливой критике ученых, в частности, тех, кто рассматривал классический английский роман эпохи Просвещения как достойный образец искусства реалистического.
В
В связи с проблемой истоков ренессансного реализма, прежде всего реализма Шекспира, встал вопрос о необходимости более детального и целенаправленного изучения творчества такого крупного поэта Англии XVI в., как Эдмунд Спенсер. Спенсер — поэт эпохи расцвета английского Возрождения. Его творчество охватывает последнюю треть XVI в. (1569-1598 гг.). Становление таланта Спенсера совпадает со временем формирования основных принципов ренессансной литературы (эстетических, этических, политических и т. д.), нашедших впоследствии наиболее полное выражение в произведениях Шекспира. Если в первый период творчества Спенсер был связан с теми, кто стоял у истоков английского Возрождения (Дж. Чосер) или знаменовал собой его начальный этап (Д. Скельтон, Т. Уайет, Г. Сарри), то последние свой произведения поэт создавал в годы расцвета творчества Шекспира, годы высшей зрелости ренессансного гуманизма и первых симптомов его приближающегося кризиса.
Главное произведение Спенсера — героико-эпическая поэма «Королева фей», работе над которой художник отдал почти двадцать лет своей жизни. Данное произведение, наиболее полно отразившее основные черты неповторимой и богатой, творческой индивидуальности Спенсера, по общему признанию критики, является не только самым значительным, но и самым сложным в наследии поэта. Это осознавал, очевидно, и сам автор, предпославший поэме своего рода комментарий — знаменитое письмо к В. Ролею.
Из этого письма мы знаем, что, по замыслу Спенсера «Королева фей» должна была состоять из двенадцати книг, каждая из которых призвана воспеть одну из моральных добродетелей. Кроме того, поэт предполагал создать еще столько же книг о добродетелях политических. В итоге все произведение должно было стать своеобразным учебником жизни, школой воспитания «джентльмена или знатного человека в добродетельных и благородных понятиях» (IX).
Центральная проблема «Королевы фей» — воспитание человека и гражданина. Ей подчинена вся система художественных средств. Названная проблема прежде всего реализуется в сюжете поэмы, смысл которого сводится к тому, чтобы, провести человека через все испытания и показать, в какой трудной борьбе предстоит ему отстоять свои лучшие качества. К ним Спенсер относит чистоту помыслов, твердость веры, мужество, волю, умеренность и красоту, понимаемую им широко, рыцари, носители данных качеств, вступают в борьбу со своими антагонистами. Характер их столкновений (целомудрие — распущенность, вера — безверие, умеренность — пьянство и т. д.) дозволяет говорить о своего рода эпическом равновесии спенсеровского мира, где в конфликт вступают силы равновеликие. Именно в этом скрыта природа того; что мы называем спенсеровскими характерами. Наделяя своих героев чертами сильной и идеальной человеческой натуры, поэт показывает последовательное их проявление.
При рассмотрении героев «Королевы фей» речь может идти не о характерах в сегодняшнем понимании этого слова, а об индивидах как носителях определенных черт. Борьба, в которую вступают герои Спенсера, это чаще всего внешние столкновения, не нарушающие цельности внутреннего облика того или иного персонажа. Поэтому говорить о психологической сложности или противоречивости героев «Королевы фей» еще нельзя. Тем не менее очевидно, что Спенсер замечает сложную связь человека с окружающим миром, где сама добродетель подвергается таким испытаниям, что может либо погибнуть, либо превратиться в свою противоположность. Неслучайно рыцарей «Королевы фей» на каждом шагу подстерегает опасность; нм необходима поддержка друга, верность любимой, помогающая победить в столкновениях с врагом.
Характеризуя в целом концепцию действительности, воплощенную в системе образов «Королевы фей», необходимо учитывать, что это один из вариантов социально-политической утопии, весьма распространенной во времена Ренессанса и принявшей в данном случае форму идиллии.
Спенсер верил в будущее. Эта уверенность порождалась самой атмосферой 80-х гг. XVI в. Подобное мироощущение, с одной стороны, побуждало Спенсера к созданию картины социальной гармонии, а с другой — обусловило обращение к жанру героико-эпической поэмы.
Согласно уже давно утвердившимся канонам этого жанра Спенсер стремится в «Королеве фей» представить широкую и целостную картину жизни Англии, повествуя о ее национальной старине, героических подвигах славного короля Артура и его рыцарей. Таким образом, основой поэмы Спенсера являемся как бы реальная история его страны, ибо ни сам художник, ни его современники не сомневались в действительном существовании легендарного короля Артура и его доблестного воинства. «Я выбрал далекую от нашего завистливого и недоверчивого века историю короля Артура, — пишет Спенсер в письме к Ролею, — благодаря тому, что в центре ее находится выдающаяся и славная личность... Я добивался того, чтобы представить Артура в образе доблестного рыцаря, достоинства которого нашли свое отражение в требованиях двенадцати добродетелей, о которых толковал Аристотель» (ІХ-Х).
Необходимо заметить, что сам Артур, и его рыцари в «Королеве фей» Спенсера, как и в средневековом эпосе, лишены черт, свидетельствовавших о их принадлежности к феодальному рыцарству как определенной социальной категории.
Каждый из героев поэмы для Спенсера является прежде всего живым воплощением неких общечеловеческих черт: добродетелей или пороков. Через взаимоотношения рыцарей в «Королеве фей» и раскрываются социально-политические и идеологические конфликты времени.
Основу развития сюжета спенсеровской поэмы составляет определенная цепь событий. Все они, будучи аллегорическими, имеют общенациональное значение: В борьбе Артура а его рыцарей за леди Ирену отразился реально-исторический конфликт между Англией и Испанией по поводу владычества над Ирландией; суд рыцарей над злой волшебницей Дуэссой знаменует завершение поединка английской королевы Елизаветы с Марией Стюарт, пытавшейся отстоять Свое право на корону; победа Артура и его рыцарей над Герионео и Брагадоккио символизирует финал войны с Францией и Испанией за господство на море.
Одной из главных в поэме является проблема религии. Борьба протестантской церкви с католической во времена Спенсера имела не только общенациональный характер. Через религиозные конфликты проявлялись и острейшие социальные противоречия, определяющие развитие внутренней жизни английского общества. Невозможность разрешить этих противоречий породила английскую революцию 1648-1649 гг., которая проходила под религиозными знаменами.
[…]
Одним из главных героев «Королевы фей» является рыцарь Красного Креста, защищающий принципы английской церкви. Среди его подвигов едва ли не главным становится поединок с рыцарем Неверие, заканчивающийся победой первого.
Большое значение имеет в книге эпизод бракосочетания рыцаря Красного Креста и девы Уны. Он символизирует союз Истины и Веры, определивших, по убеждению автора, главные принципы английской церкви, противостоящей церкви римской, католической.
Своеобразным комментарием к догматам новой религии, ограничивающим дерзость человека в его отношении с богом, служат сцены в подземном Царстве. Среди теней этого царства Спенсер помещает живого Эскулапа, - низвергнутого туда за то, что он дерзнул в своем искусстве врачевания соперничать с самим богом, пообещав Диане вернуть к жизни уже мертвого Ипполита. Положительных героев представляет в поэме и рыцарь Гийон, поведение которого служит примером благочестивого преклонения перед принципами христианской религии.
Спенсер принимает национальную и религиозную политику английской короны. Отсюда и главный пафос поэмы — воспевание славы восходящей к вершинам своего могущества Англии. К концу XVI в., когда поэт заканчивал последние главы «Королевы фей», Англия стала сильным и независимым государством, распространившим свое влияние на всю Европу, страной достаточно развитого производства и высокой культуры. Однако у этой страны была и своя «ахиллесова пята» - Ирландия, которую Англия тщетно пыталась «приручить». На все акции Елизаветы народ маленького острова отвечал упорным сопротивлением. Ирландцы стремились отстоять свой национальный суверенитет. Обстоятельства личной жизни Спенсера сложились так, что поэт оказался в самом центре этой борьбы. В качестве секретаря лорда Грея — английского наместника в Ирландии, он приехал в эту страну и оставался там почти до конца своей жизни.
Отношение Спенсера к его новой родине было сложным. Он любил ирландскую природу, ирландскую поэзию. Однако в восприятии событий, потрясших жизнь народа этой страны, обнаружилась классовая ограниченность мировоззрения Спенсера: он был не в состоянии подняться до высот общенационального и демократического сознания. Поэт оправдывал кровавую политику Англии по отношению к Ирландии. По его мнению, жестокость и несправедливость в данном случае простительны, поскольку являются неизбежными «издержками» грандиозной революции, переживаемой человечеством; но подлинный гуманизм и насилие, сопряженное с несправедливостью и жестокостью, — вещи несовместимые. И столетие спустя Свифт, а затем Байрон и Шелли решительно осудят колониальную политику, английского правительства по отношению к Ирландии и встанут на защиту прав народа этой у страны. Спенсеровский компромисс для них, подлинных гуманистов, окажется неприемлемым.
Ограниченность гуманизма Спенсера сказывается на всей системе образов «Королевы фей», в частности, 5-й книги поэмы, посвященной противоборству рыцаря Артегала с чудовищем Гранторто. Установлено, что реальным прототипом Артегала явился кровавый правитель Ирландии лорд Грей. Сделав этого героя живым воплощением справедливости, поэтически прославив его подвиг, Спенсер показал свое отношение к ирландской политике лорда Грея. Еще более откровенно, без всяких аллегорий, поэт выразил свое мнение по этому вопросу в публицистических произведениях и прежде всего в известном сочинении «Взгляд на положение в Ирландии».
В обращении к Ролею Спенсер пишет:. «Под Королевой фей я подразумеваю Славу, в моем понимании этого слова, в частности же, Королева фей — это превосходная и славная особа нашей королевы, а страна фей – ее королевство».
В ходе повествования аллегория, связанная с образом Королевы фей, становится все более многозначной. Глориана олицетворяет справедливость, милосердие, нежность, женственность, целомудрие и т. д. Сам принц Артур покорен её красотой и достоинствами. Увидев королеву Глориану во сне, он бросается на поиски пленительного видения. Поэма должна была закончиться рассказом о браке Артура и Королевы фей.
Одна из целей, выдвинутых поэтом, — прославление Елизаветы английской, являвшейся для Спенсера не только идеалом правителя, но и символом родины. Патриотический пафос, определяющий общее звучание «Королевы фей», связан с образом Глорианы-Елизаветы и составляет подпочву, всей поэмы.
Глориану окружают рыцари, совершающие подвиги во славу ее. Они также становятся главными героями произведения.
Известно, что в эпоху Возрождения средневековый рыцарский роман, к традициям которого обратился Спенсер, продолжал сохранять популярность. Его влияние нетрудно обнаружить почти во всех жанрах, разрабатываемых английскими писателями тех лет. Свидетельство тому — пасторальный роман Сидни, поэзия Грина и Лоджа, проза и драматургия Лили, ряд пьес Шекспира. Таким образом, обращение Спенсера к средневековому рыцарскому роману соответствовало общим тенденциям эпохи.
Одним из главных источников «Королевы фей» стал широко известный в Англии роман Т. Мэлори о Короле Артуре и его рыцарях. Видимо, прежде всего из этого произведения Спенсер и черпал материал для многих эпизодов и образов своей поэмы.
Вот несколько характерных примеров. Один из героев романа Мэлори — волшебник Мерлин, опекающий принца Артура. В поэме Спенсера есть персонаж с тем же именем, выступающий в той же роли. Или еще: лучший из рыцарей короля Артура — Галахад в романе Мэлори как знак особого отличия носит белый щит с красным крестом. Те же знаки отличия у Редкросса — лучшего из рыцарей Королевы фей. Образу славного Ланселота в «Смерти Артура» в поэме Спенсера во многом созвучен образ справедливого Артегала; сэру Цедиверу, обезглавившему жену и вынужденному по приказу Ланселота носить эту голову до конца жизни с собой — спенсеровский Жестокий рыцарь, свершивший такое же преступление и также, наказанный Артегалом. Влияние средневекового рыцарского романа (в первую очередь «Смерти Артура» Мэлори) обнаруживается и в некотором дидактизме, присущем писательской манере Спенсера, и в его пристрастии к аллегории как форме отражения реально-исторических событий, и в специфике символов «Королевы фей».
Созданное Спенсером произведение явилось первым образцом героико-эпической поэмы в английской литературе Возрождения. Однако «Королеве фей» предшествовали такие произведения этого жанра, как «Неистовый Роланд» Ариосто и «Освобожденный Иерусалим» Тассо. Значение же опыта итальянского искусства, самого раннего в истории европейского Ренессанса, для художников английского Возрождения, как известно, было велико. Поэты, современники Спенсера, как и сам Спенсер, видели в лирике Петрарки высший образец, малых форм словесного искусства, в частности сонета. Так же высоко ценились в Англии и героико-эпические поэмы итальянцев.
Ариосто и Тассо, во многом ориентируясь на бессмертные творения Гомера, предлагали читателю принципиально новый, ренессансный, вариант популярного с античных времен жанра. Спенсер создавал свою героико-эпическую поэму с учетом специфики этого варианта. Автор «Королевы фей» по образцу Ариосто разнообразил поэтическую канву своей поэмы многочисленными романтическими эпизодами, в которых действует великое множество персонажей: волшебники и волшебницы, колдуны и ведьмы, прекрасные девы и благородные рыцари, хитрые старцы и незадачливые влюбленные, феи, карлики, волшебные животные, сатиры, великаны, чудовища, драконы, нимфы, боги, лесные фавны и даже сама Природа.
Спенсер чередует эти эпизоды по настроению, по характеру и темпу повествования; он переплетает их, обрывает и снова продолжает нить рассказа, словно боясь монотонности и однообразия. В качестве примера можно, было бы сослаться на 3-ю книгу поэмы, которая, по мнению большинства критиков, наиболее подвержена влиянию Ариосто. В ней рассказывается история юной Флоримеллы, влюбленной в рыцааря Маринелла. Уже сама композиционная техника этой сюжетной новеллы отличается стремительностью и бравурностью, характерными для Ариосто. В новелле масса событий: побеги, преследования, неожиданные встречи с волшебниками и богами, преграждающими путь героям. Каждое из них имеет свою характеристику, в частности, особый ритм спенсеровского стиха, поражающего богатством и разнообразием внутреннего строя. И уже совсем в духе Ариосто эпизод в лодке, отмеченный неожиданным сближением двух контрастных миров: мира волшебной страны Королевы фей и мира сугубо прозаического, земного, представленного грубым рыбаком, с которым судьба сводит спенсеровскую героиню. Описанный эпизод вызывает воспоминания о 8-й песне «Неистового Роланда». Наиболее показателен в этом отношении, своеобразный монолог Бритомарт на берегу моря после встречи с Маринеллом, а также фрагменты поэмы, воспроизводящие мольбы и жалобы влюбленных — Флоримеллы, Амореты, Уны. Каждый «плач» замечателен прежде всего тем, что героини Спенсера, как бы забывая о своем высоком назначении (Уна — Истина, Бритомарт — Доблесть, Целомудрие и т. д.), превращаются в обыкновенных женщин, которые мучаются и страдают, волнуются и любят. Интерес к внутреннему миру человека, к психологии любви также сближает автора «Королевы фей» с Ариосто.
Немало точек соприкосновения поэмы Спенсера с «Освобожденные Иерусалимом» Тассо, Например, деве-воительнице Клоринде из поэмы Тассо в «Королеве фей» соответствует Бритомарт, пленительной Армаде — спенсеровская Акрасия, тассовскому волшебнику Айсмену — волшебник Акимаго из королевства Глорианы и т. д. Сближает сравниваемые произведения мастерское изображение рыцарских поединков, превращений, неожиданных встреч, запутанных ситуаций и органическое включение фантастических, сказочных элементов (колдунов, предсказателей, драконов, одушевленных растений, магических чудовищ, говорящих животных и т. д. Для Спенсера и Тассо (в отличие от Ариосто) характерен лишенный иронии подход к изображаемым героям, обстоятельствам и событиям. Общность стили повествования наиболее четко проявляется там, где речь идет о христианской религии и ее догматах.
Однако известная схожесть «Королевы фей» с героико-эпическими поэмами Ариосто и Тассо или средневековым рыцарским романом, в частности, романом Мэлори, не исключает глубокой оригинальности творения английского поэта. Богатству, новизне и оригинальности идейного содержания «Королевы Фей» вполне соответствовала и блестящая художественная форма.
Еще при жизни Спенсер получил признание современников. Его называли «принцем поэтов» и английским Вергилием. Восторженно принял «Королеву фей» Ролей, высоко оценив ее автора в одном из своих сонетов Шекспир. Уже в XVI в. Спенсер поднялся на такую высоту поэтической славы, которой не достигали английские поэты во времени Чосера.
Л-ра: Из истории реализма в литературе Англии. Межвузовский сборник трудов. – Пермь, 1980. – С. 5-13.
Произведения
Критика