28.08.2018
Музеи
eye 202

Выставка Супрематическая трагедия. Галерея Файн Арт

Выставка Супрематическая трагедия. Александр Савко. Галерея Файн Арт. Афиша Москва 2018

Знаменитый художник Александр Савко известен также своими художественными провокациями и инсинуациями, суть которых заключается в его художественном методе. Родившись в солнечной Молдавии (Бендеры) и выучившись на художника в не менее солнечной Одессе, он прибыл в Москву с тремя графическими листами, которые немедленно отправились вкупе с работами других художников по выставкам в России и Европе. Казалось, быстро и счастливо сложилась творческая жизнь художника, однако осмотревшись окрест, Александр увидел, что подлинные культура и искусство, которым он намеревался служить, неведомы обществу. Оно, общество, захвачено яркой рекламой, мультиками, комиксами, спецэффектами и вообще всяческим западным гламуром. Такая повальная гламуризация привела к тому, что истину люди ищут в битвах экстрасенсов, колдунов, у целителей и т.д. Вместо культуры, образованности – «образованщина». И тогда Александр похитил эти образы медийного мусора и поместил их в пространство знаменитых картин знаменитых мастеров, дабы увлеченные его провокациями зрители обратились бы к подлинной культуре. Метод оказался действенным. Однако в 2011 году художник так заигрался, что его картина, где Нагорную проповедь произносил персонаж (в роли Спасителя), похожий на Мики Мауса, была осуждена в г. Тарусе, приговор – запрет на публикацию, после чего она более 200 раз воспроизводилась в средствах массовой информации. Какое вегетерианское время было – ни поливов мочей или зеленкой, ни уничтожения объекта оскорбленными в чувствах.

В настоящем проекте Александра Савко никаких провокаций. Художник возвращает зрителю чудесную страну детства, погружая его в сказочное пространство. Здесь и Аленушка, и принц Гвидон с царем Салтаном, и три девицы и даже Кощей, неистово мчащийся на горячем скакуне. Одеты персонажи в костюмы 17-го века, а в целом автор использует сказочную стилистику Ивана Билибина. Однако художник рассчитывает на самое активное участие даже самого пассивного зрителя. Ибо, вглядываясь в холсты Савко, мы замечаем, что лица любимых героев растеряны, а жесты – оборонительные или атакующие. В пространство сказки вторгается нечто непонятное, динамичное, агрессивное, выраженное абстрактными формами.

Так художник метафорически высказывается о чрезвычайно серьезном, опасном явлении – нападении западного гламура на известное с древнейших времен русское искусство – супрематизм с целью захвата его территории. Супрематизм (известен издревле) особенно зримо проявился в «квадратах» К.Малевича. Мало того, в 50- е годы прошлого века, то есть в эпоху непроницаемых друг для друга миров супрематизма и западной гламурятины, «Белый квадрат на белом» Малевича стал источником вдохновения нового европейского искусства – «бедного искусства».

Теперь супрематизм (русский, известен издревле) вновь подвергается агрессивному влиянию новых гламурных направлений. Эту ситуацию художник представил серией работ, где по холстам в царство чистого супрематизма громыхают рыцари в старинных доспехах с копьями и пиками наперевес. О том, что это бой с древне-русским супрематизмом, говорят живописные фрагменты на флагах и доспехах, ассоциирующиеся с произведениями Миро, Леже, Мондриана, Виссельмана, Полока и др. Художник как бы взывает к зрителю – эти оккупанты культуры, западные пришельцы стремятся победить и отодвинуть вниз наш супрематизм.

В этом контексте нам кажется, что А.Савко, выступая как наблюдатель современности и историк искусства, преднамеренно и не без иронии создает двусмысленность между иллюзией битвы и приглашением подумать об открытости искусства, его безграничности. Каждый из цитируемых Савко художников является гранью многогранной личности самого автора. В абсурдности его изящных метафор, в ироничной и пародийной форме высказывания кроется с одной стороны утверждение ценности всего во всем, с другой – нормальный страх художника в самоидентификации и восхищение высоким искусством.

Меж тем на полотнах Савко бушуют вихри, возникающие при столкновении противоположных смыслов. За картинами ведется наблюдение. Ирина Филатова

Обращаем Ваше внимание, что выставка открывается 31 августа, 30го состоится превью для СМИ и коллекционеров.

Живопись

Выставка продлится: 30.08.2018 - 05.10.2018

Тел. для справок: +7(499)251- 7649

Читати також


Вибір редакції
up