Биография Эмиля Золя
Эмиль Золя – французский писатель, публицист и политический деятель – родился 2 апреля 1840 года в Париже в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), принявшего французское гражданство, и матери француженки.
В 1843 отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.
После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.
Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени – в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование – первое причастие он проходит в 1852-м.
В Экс-ан-Прованс одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн, с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х. В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи и Виктора Гюго. Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены. Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан.
С сожалением для себя, в 1858 Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.
В течение зимы 1860-1861 Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» (une fille à parties), т. е. проституткой. Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основной его первого романа «Исповедь Клода» (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары». Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.
В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера, Монтеня и Шекспира, а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле. Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане, Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Яном Бартолдом Йонгкиндом. Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать друг другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886, и с тех пор они больше не увидятся.
Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов – типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» (Mes haines, 1866), «Поход» (Une campagne, 1882), «Новый поход» (Nouvelle campagne, 1897)). Эти выступления – знак его активного участия в политической жизни.
Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) – с участием Гюстава Флобера, Ивана Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура; «Меданские вечера» (1880) – знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).
В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма. Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х, – знаменитая статья «J’accuse» («Я обвиняю»), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).
В 1901 и 1902 член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе.
Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.
Эмиль Золя умер 29 сентября 1902 года в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии – из-за неисправности дымохода в камине. Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.
Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м – «Сказки Нинон» (Contes à Ninon, 1864), «Исповедь Клода» (La Confession de Claude, 1865), «Завет умершей» (Le vœu d'une morte, 1866), «Марсельские тайны» (Les Mystères de Marseille, 1867).
Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности – 20-томной серии «Ругон-Маккары» (Les Rougon-Macquart). Уже роман «Тереза Ракен» (Thérèse Raquin, 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи».
Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности – во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы.
Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» (Fécondité, 1899), «Труд», «Истина» (Vérité, 1903), «Справедливость» (Justice, не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.
В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» (Lourdes, 1894), «Рим» (Rome, 1896), «Париж» (Paris, 1898).
Произведения:
Романы:
Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865)
Завет умершей (Le vœu d'une morte, 1866)
Тереза Ракен (Thérèse Raquin, 1867)
Марсельские тайны (Les Mystères de Marseille, 1867)
Мадлена Фера (Madeleine Férat, 1868)
Ругон-Маккары:
Карьера Ругонов (La Fortune des Rougon, 1871)
Добыча (La Curée, 1872)
Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873)
Завоевание Плассана (La Conquête de Plassans, 1874)
Проступок аббата Муре (La Faute de l'Abbé Mouret, 1875)
Его превосходительство Эжен Ругон (Son Excellence Eugène Rougon, 1876)
Западня (L'Assommoir, 1877)
Страница любви (Une Page d'amour, 1878)
Нана (Nana, 1880)
Накипь (Pot-Bouille, 1882)
Дамское счастье (Au Bonheur des Dames, 1883)
Радость жизни (La Joie de vivre, 1884)
Жерминаль (Germinal, 1885)
Творчество (L'Œuvre, 1886)
Земля (La Terre, 1887)
Мечта (Le Rêve, 1888)
Человек-зверь (La Bête humaine, 1890)
Деньги (L'Argent, 1891)
Разгром (La Débâcle, 1892)
Доктор Паскаль (Le Docteur Pascal, 1893)
Три города:
Лурд (Lourdes, 1894)
Рим (Rome, 1896)
Париж (Paris, 1898)
Четвероевангелие:
Плодовитость (Fécondité, 1899)
Труд (Travail, 1901)
Истина (Vérité, 1903)
Справедливость (Justice, не завершён)
Повести:
Осада мельницы (L’attaque du moulin, 1880)
Госпожа Сурдис (Madame Sourdis, 1880)
Капитан Бюрль (Le Capitaine Burle, 1882)
Новеллы:
Сказки Нинон (Contes à Ninon, 1864)
Новые сказки Нинон (Nouveaux contes à Ninon, 1874)
Пьесы:
Наследники Рабурдена (Les héritiers Rabourdin, 1874)
Розовый бутон (Le bouton de rose, 1878)
Рене (Renée, 1887)
Мадлена (Madeleine, 1889)
Литературно-публицистические произведения:
Что мне ненавистно (Mes haines, 1866)
Мой салон (Mon Salon, 1866)
Эдуард Мане (Edouard Manet, 1867)
Экспериментальный роман (Le Roman expérimental, 1880)
Романисты-натуралисты (Les romanciers naturalistes, 1881)
Натурализм в театре (Le Naturalisme au théâtre, 1881)
Наши драматурги (Nos auteurs dramatiques, 1881)
Литературные документы (Documents littéraires, 1881)
Поход (Une campagne, 1882)
Новый поход (Nouvelle campagne, 1897)
Истина шествует (La vérité en marche, 1901)
Произведения
Критика