Биография Жана Ануя
Жан Мари Люсьен Пьер Ануй (Ануйль) – французский драматург и сценарист, видный деятель французской литературы XX века – родился 23 июня 1910 года в небольшой деревне близ Бордо (Франция). По национальности баск.
Семья писателя не принадлежала к аристократическому кругу. Отец, Франсуа Ануй, был обычным портным, а мать, Мари-Магдален, скрипачкой. Мать частенько брала его на выступления, так что он еще в юном возрасте был знаком с жизнью театрально-музыкальной богемы, что в дальнейшем отобразил в своем творчестве.
В 1918 семья переехала в Париж, где Жан окончил лицей, а также успешно поступил на юридический факультет Сорбонны. Вскоре, проучившись полтора года, был вынужден покинуть изучение права и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Свою первую работу в рекламном агентстве писатель позднее вспоминал без сожаления и говорил, что написание рекламных слоганов способствовало развитию краткости и точности.
В 19 закончил в соавторстве с Жаном Ореншем драму «Хумулус немой». Первая самостоятельная пьеса «Горностай» была поставлена на сцене театра «Эвр». Однако первые постановки успеха на тот момент не имели, хотя некоторые критики восхищались профессиональным мастерством юного драматурга. В 1928 он женился на актрисе Монелль Валентин. С начала 30-х годов Ануй работал секретарём режиссёра Луи Жуве.
Первую самостоятельную пьесу, «Горностай», Ануй написал в 1931, затем до 1960 Ануй писал по пьесе почти каждый год. Успех пришёл в 1937 после того, как пьеса «Пассажир без багажа» была поставлена на парижской сцене.
В 1939 попал на фронт и был взят в плен, но вскоре его освободили, и все годы оккупации провел в Париже. Огромный резонанс в оккупированном фашистами Париже вызвала постановка пьесы «Антигона» (написана в 1943, тогда же впервые поставлена, опубликована в 1944), в которой звучали призывы не подчиняться насилию. Международную популярность Ануй приобрёл после Второй мировой войны. До 50-х годов в общей сложности пишет и самостоятельно ставит четыре десятка произведений. Жан Ануй в 1967 возвращается с автобиографическим произведением «Дорогой Антуан».
Ануй написал сценарии к нескольким фильмам, среди них «Месье Винсент» (1947) и «Маленький Мольер» (1959).
С возрастом Ануй все больше делался отшельником, а также сбегал из театра до окончания премьер. В 80-х у Ануя проявилась тяжелая сердечная болезнь, и он окончательно перебрался в Швейцарию. На тот момент уже давно развелся и жил в пригороде Лозанны со второй женой.
Жан Ануй умер 3 октября 1987 года от инфаркта в Лозанне (Швейцария).
Сценарист:
1951 – Дорогая Каролина / Caroline chérie
1952 – Каприз дорогой Каролины / Un caprice de Caroline chérie
1953 – Рыцарь ночи / Le Chevalier de la nuit
1964 – Карусель /
Награды:
1961 – Премия «Тони» за лучшую пьесу
1970 – Премия Чино дель Дука
1971 – Премия «Prix du Brigadier»
1980 – Гран-при Французской академии
Пьесы:
«Хумулус немой» (Humulus le muet, 1929; в соавторстве с Ж. Ореншем)
«Мандарин» (Mandarine, 1930-1931; неопубл.)
«Горностай» (L’Hermine, 1931)
«Иезавель» (Jézabel, 1932)
«Бал воров» (Le Bal des voleurs, 1933)
«Жил-был каторжник» (Y’avait un prisonnier, 1934)
«Дикарка» (
«Пассажир без багажа» (Le Voyageur sans bagage, 1936)
«Ужин в Санлисе» (Le Rendez-vous de Senlis, 1936)
«Леокадия» (Léocadia, 1938)
«Эвридика» (Eurydice, 1941)
«Антигона» (Antigone, 1942)
«Ромео и Жанетта» (Roméo et Jeannette, 1945)
«Приглашение в замок» (L’Invitation au château, 1946)
«Медея» (Médée, 1946)
«Эпизод из жизни автора» (Épisode de la vie d’un auteur, 1948)
«Ардель, или Ромашка» (Ardèle ou
«Репетиция, или Наказанная любовь» (
«Коломба» (Colombe, 1950)
«Вальс тореадоров» (
«Сесиль, или Урок отцам» (Cécile ou l'École des pères, 1951)
«Жаворонок» (L’Alouette, 1952)
«Орнифль, или Сквозной ветерок» (Ornifle ou le Courant d’air, 1955)
«Бедняга Бито, или Ужин голов» (Pauvre Bitos ou le Dîner de têtes, 1956)
«Сумасброд, или Влюбленный реакционер» (L’Hurluberlu ou le Réactionnaire amoureux, 1958)
«Маленький Мольер» (
«Потасовка» (
«Беккет, или Честь Божья» (Becket ou l’Honneur de Dieu, 1959)
«Подвал» (
«Оркестр» (L’Orchestre, 1959)
«Сон критика» (Le Songe du critique, 1960)
«Не будите Мадам» (Ne réveillez pas Madame, 1964)
«Сладкая жизнь» (
«Булочник, булочница и маленький подмастерье» (Le Boulanger,
«Месье Барнетт» (Monsieur Barnett, 1965)
«Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (Cher Antoine ou l’Amour raté, 1967)
«Золотые рыбки, или отец мой славный» (Les Poissons rouges ou Mon père, ce héros, 1968)
«Ты был таким милым в детстве» (Tu étais si gentil quand tu étais petit, 1969)
«Директор Оперы» (Le Directeur de l’Opéra, 1971)
«Арест» (L’Arrestation, 1972)
« Птички» (Chers zoiseaux, 1974)
«Сценарий» (Le Scénario, 1974)
«Да здравствует Генрих IV!, или Галигай» (Vive Henri IV ! ou
«Штаны (Генералы в юбках)» (
«Эдип, или Нескладный царь» (Œdipe ou le Roi boîteux, 1978)
«Пупок» (Le Nombril, 1980)
«Томас Мор, или Человек свободный» (Thomas More ou l’Homme libre, 1987)
Произведения
Критика