Биография Роберта Музиля
Роберт Музиль – австрийский писатель, драматург и эссеист – родился 6 ноября 1880 года в Клагенфурте (Австрия).
Был единственным сыном в семье инженера Альфреда Музиля (происходящего из старой австрийской дворянской семьи) и его жены Эрмине Бергауэр. Учился в средних школах в нескольких городах, где работал его отец. С 1891 в Брно, где Альфред Музиль получил место в техническом университете, с 1892 по 1894 в военном училище в Айзенштадте, затем в Технической военной академии в Границе (Mährisch-Weisskirchen). По окончании академии в 1897 он решает отказаться от карьеры офицера и начинает посещать Технический университет Брно, где работал его отец. В 1901 он сдал экзамен на звание инженера. В том же году Музиль начал воинскую службу в 49-м пехотном полку Freiherr von Heß Nr. 49, расположенном в Брно, затем с 1902 по 1903 работал научным сотрудником в техническом университете Штутгарта. Разочаровавшись в профессии инженера, он в 1903 начинает изучать философию и психологию в Берлине, где входит в дружеские отношения с будущими писателями Альфредом Керром и Францем Бляем.
В 1906 изобрёл цветной круг Музиля — устройство из двух наложенных цветных кругов для создания непрерывной гаммы цветов. Через два года, в 1908, защитил диссертацию на получение звания доктора под руководством известного психолога Карла Штумпфа (заглавие диссертации «Вклад в оценку учения Эрнста Маха»). Предложенную ему возможность хабилитации (аналога докторской диссертации в России) отклонил, так как решил избрать профессию писателя.
В 1910 Музиль переехал в Вену и стал библиотекарем в Венском техническом университете. 15 апреля 1911 женился на Марте Маркофальди, урождённой Хайманн. До начала Первой мировой войны также работал журналистом в различных газетах. Так, в 1914 газета Neue Rundschau напечатала эссе Музиля «Europäertum, Krieg, Deutschtum».
В Первой мировой войне Музиль как офицер запаса принял участие и закончил её в звании ландштурмхауптманна и со многими знаками отличия. Он был размещён в Южном Тироле, затем на итальянско-сербском фронте. 22 сентября 1915 в Тренто едва не погиб во время бомбардировки. Этот опыт позже лёг в основу его знаменитого рассказа «Die Amsel». В 1916 и 1917 издавал газету Soldaten-Zeitung («Солдатская газета»).
22 октября 1917 отец Музиля получил наследственный дворянский титул, и фамилия Музиля стала читаться как Эдлер фон Музиль. В 1919 титулы отменили, и фамилия снова стала Музиль.
С 1918 Музиль ведет жизнь независимого писателя. В начале 1920 он знакомится в Берлине со своим будущим издателем Эрнстом Ровольтом. С 1921 он также публиковался как театральный критик.
В 1921 Музиль закончил большую пьесу «Die Schwärmer», которая поставлена (в Берлине) только в 1929, так как критики считали её неподходящей для постановки на сцене, хотя в 1923 пьеса была удостоена премии Клейста. Режиссёр настолько изменил текст произведения, что сам Музиль дистанцировался от постановки.
Второе его драматическое произведение, комедия «Винценц и подруга значительных мужей» («Vinzenz und die Freundin bekannter Männer»), оказалось намного успешнее.
Между 1923 и 1929 Музиль входил в правление Комитета защиты немецких писателей в Австрии вместе с Гуго фон Гофмансталем. В 1923 он получил премию Клейста, в 1924 — художественную премию города Вены, а в 1929 — премию Герхарта Гауптмана. С 1931 Роберт Музиль снова жил в Берлине. В это время Курт Глазер основал там Общество Музиля, которое было распущено в 1934 после того, как писатель в 1933 вернулся в Вену, но снова образовано уже в Вене. В Вене Музиль жил в Третьем округе по адресу Rasumofskygasse 20, и сегодня там находится его музей-квартира.
В 1936 в возрасте 56 лет Музиль перенёс инсульт, от которого так полностью и не оправился.
В 1938 благодаря посредничеству журналиста Рудольфа Ольдена Музиль вместе с женой эмигрировал в Цюрих, в этом же году его книги были запрещены в Германии (аннексировавшей Австрию). По экономическим причинам они в 1939 переехали в Женеву и жили там в чрезвычайно стеснённых обстоятельствах. Единственным источником их существования было пособие швейцарского фонда помощи немецким учёным.
15 апреля 1942 года Роберт Музиль умер в Женеве от кровоизлияния в мозг. Его прах был развеян в пригороде Женевы.
Роберт Музиль известен прежде всего как автор незаконченного романа «Человек без свойств» (Der Mann ohne Eigenschaften). Сразу после появления в начале 1930-х роман не привлёк большого внимания, но новое издание, составленное в 1950-х Адольфом Фризе и включающее все фрагменты романа, привело к его переоткрытию. В контексте немецкоязычной литературы XX века Музиля часто ставят в один ряд с Германом Брохом, Томасом Манном, Элиасом Канетти и отмечают, что его стиль одновременно индивидуален и эпохален. В современной австрийской литературе творчество Музиля повлияло на целое поколение писателей, среди которых Герхард Амансхаузер, Рудольф Байр, Томас Бернхард, Алоис Брандштеттер, Андреас Окопенко, Михаэль Шаранг, Франц Шу и Юлиан Шуттинг.
Произведения:
Die Verwirrungen des Zöglings Törleß (1906).
Beitrag zur Beurteilung der Lehren Machs (диссертация, 1908).
Vereinigungen. Zwei Erzählungen (1911)
Die Schwärmer (1921)
Grigia. Novelle (1923)
«Три женщины» / Drei Frauen (1924)
«Человек без свойств» / Der Mann ohne Eigenschaften (1931/32 две первые части, третья часть осталась незавершённой, реконструирована в многочисленных изданиях).
Nachlaß zu Lebzeiten (1936, в том числе рассказ Die Amsel)
Произведения
Критика