Анализ повести Бананы Ёсимото «Цугуми»

Банана Ёсимото. Критика. Анализ повести Бананы Ёсимото «Цугуми».

Серебренникова П.Н.
Магистрант, кафедра истории философии,
уральский государственный университет им. А.М. Горького

Попытка изучения жизненного мира автора посредством анализа его произведения. Анализ повести Бананы Ёсимото «Цугуми»

Архитектонически устойчивое и динамически живое отношение автора к герою должно быть понято как в своей общей принципиальной основе, так и в тех разнообразных индивидуальных особенностях, которое оно принимает в том или другом произведении. М. М. Бахтин.

Мы обращаемся к образу автора художественного произведения в связи с тем, что нам интересен и в некотором смысле близок тот мир, который он создал, потому, что во время чтения мы полностью вовлечены в созданную им художественную реальность. Художник осмысливает сущность человека и его отношения с миром. Однако о душе человека может писать и психолог, об общественном 一 социолог, о законах жизни 一 философ, но никто из них не задается целью описать духовную сущность человека и его судьбу в качестве высших ценностей, то есть представить их эстетически. При этом художественное произведение также должно быть эстетической ценностью, а достичь этого может только художник, то есть творческая личность с богатым жизненным миром.

Художественное произведение является образом мировоззрения, мироотношения, а также стиля и языка автора.

Теория и психология творчества рассматривают порождаемый автором текст в качестве потока сознания, облаченного в языковую форму. Этот поток сознания имеет некоторую идеологическую направленность, а также структуру, формой чего и выступает художественное произведение. Именно поэтому теория творчества утверждает, что художественное произведение есть отражение мировоззрения и личности автора. Таким образом, точный анализ произведения, выявление его многоаспектности и многоплановости, позволяет понять суть потока сознания автора и выявит его специфику, то есть важно «в изображенном открыть изображателя» [4,15].

В связи с тем, что проблема образа автора является определяющим моментом и началом художественного произведения, то при изучении произведения конкретного писателя литературовед обязан учитывать факты его биографии, личный опыт, а также разнообразные впечатления, составляющие основу его индивидуальности и как следствие содержание его произведений. Все это являет собой материал для того, что называют писательским реализмом. «Материалы для жизни художника одни: его произведения. Будь он музыкант, стихотворец, живописец, 一 в них вы найдете его дух, его характер, его физиономию, в них даже те происшествия, которые ускользнули от метрического пера историков...» [3,217].

Таким образом, автор это не только создатель собственного уникального стиля и творец произведения, но и художник, воплотивший на бумаге личный опыт и жизненный мир. Поэтому для исследователя важна история внутренних переживаний автора, «жизненные впечатления входят и не могут не войти в содержание произведений писателя» [1,32].

С целью посмотреть, каким образом отражается жизненный мир писателя в его произведении, проанализируем одно из произведений Бананы Ёсимото, которую в стране восходящего солнца называют «надеждой Японии на XXI век», а именно повесть «Цугуми».

В название книги автор выносит имя девушки Цугуми, которая с детства очень тяжело больна. Её болезнь сильна настолько, что Цугуми, по всей вероятности, суждена ранняя смерть.

Находясь на грани жизни и смерти, девушка ко всему относится не так, как окружающие её люди. Её внутренний мир, суждения, взгляды на жизнь и на смерть становятся важными для автора. Мир своей главной героини Банана Ёсимото представляет с точки зрения другой девушки, двоюродной сестры Цугуми 一 Марии 一 в форме её личного дневника. Обычно в центре подобных записей стоит личность автора дневника, но в книге Ёсимото в центре не Мария, а Цугуми. И все же Банана создает дневник Марии, а не Цугуми. Для чего ей это необходимо? Видимо, ей привлекательна тайна, и эту тайну она постигала постепенно, любя предмет своего наблюдения. Своим читателям Банана дает возможность также постепенно, через призму любви Марии, прикоснуться к тайне, раскрыть её для себя.

Мария, по мнению её новых друзей в Токио, «великодушная» и «уравновешенная» [2,5]. Она относится к жизненным ситуациям с прощением и любовью, быстро достигает гармоничного душевного состояния после неприятностей. Благодаря Цугуми, Мария понимает, что «любовь никогда не должна кончаться» [2,7].

Таким образом, жизненный мир Бананы Ёсимото включает в себя в качестве ценностей гармоничность и уравновешенность; путь к ним, по мнению автора, идет через соприкосновение с чужой болью.

Что еще может быть важным для Бананы Ёсимото в образе Марии? Конечно, умение Марии анализировать и понимать. По замыслу автора, Мария в повести важнее матери и родной сестры Цугуми 一 Ёко. Они все 一 мама, сестра и отец 一 представляют собой единое целое; и не только потому, что они семья. Скорее потому, что у них практически отсутствуют отличительные черты. Все они «баловали Цугуми как только могли» [2,8], заботились о ней, терпели её выходки, потому что беспредельно любили её и «были готовы к худшему» [2,7]. Никто и не думал давать отпор её выходкам, никто не останавливал её злословия, часто не просто грубого, а недопустимого. И, хотя «всех домочадцев её поведение довело до слез» [2,11], они избегали конфликтов, не задумываясь, что за поведением Цугуми стоит не только её болезнь, но и нечто другое. Члены семьи различаются лишь тем, что мать и сестра активно общаются с Цугуми, проявляя чудеса терпимости, а отец находится как бы в стороне, чтобы меньше получать от нее колкостей, хотя равнодушным к судьбе дочери его не назовешь.

Семья Цугуми 一 это идеальный образец традиционной семьи для японской культуры. Любовь, заботу, ласку, тепло, лучшие условия предоставляет семья больной дочери. Но эта семья едина не только в терпении и любви, то есть в том, что является несомненными положительными качествами. Есть и еще нечто общее. Это нечто делает отношение Цугуми с семьей трагичными. Этим общим является полное непонимание Цугуми при кажущемся понимании. Ни мать, ни сестра, заботясь о Цугуми, зная, что она не такая, как все, не понимают, какая она на самом деле, видят только внешнее поведение, не осознавая мотивов её поступков. Причем, действительно, Банана Ёсимото показывает не только различие мира Цугуми и её семьи, но и противопоставляет их. Если, глядя на Цугуми, близкие поражаются возникающей «ассоциации с дьяволом», 一 замечает Мария, 一 то про маму и сестру Цугуми она говорит, что «они уже давно превратились в ангелов» [2,10]. Но, с другой стороны, это «превращение в ангелов» произошло в процессе воспитания Цугуми, тот есть благодаря проникновению в её мир.

Семья создает условия для раскрытия жизненного мира Цугуми. Но культивируют жизненный мир Цугуми лишь её воля и ум. Цугуми приходится самостоятельно осмысливать важнейшие вопросы своей жизни. О себе Цугуми говорит: «… я, лежа в постели, все познала, хотя это, может, и звучит странно» [2,62]. Но внутренняя работа Цугуми остается незамеченной семьей, непонятой. В связи с этим постоянные раздраженность и злословие Цугуми в адрес родных.

Вот что Цугуми говорит Марии незадолго до отъезда ее в Токио: «когда ты уедешь, мне опять придется жить в обществе дураков, которые меня не понимают. А это очень утомительно» [2,121]. Про родную сестру Ёко, которая решила не выходить замуж, чтобы посвятить свою жизнь больной сестре, эта сестра говорит: «Эта тупица, а не сестра» [2,122].

Дневники Марии 一 попытка разобраться в причинах происходящего. Автору необходимо, чтобы тайну открывал глаз любящий, но, в то же время, беспристрастный. Так для Бананы Ёсимото абсолютной ценностью является умение любить, принимать мир и, в тоже время, стараться его понять, осмыслить его законы, достоинства и недостатки в каждом его проявлении.

Какие детали также необходимо понять в образе Марии? Мария видит красоту мира, ощущает себя его частью, чувствует связь между проявлениями жизни природы с собственной жизнью и жизнью других людей. Также важно обратить внимание и на тот факт, что внутренний мир Цугуми и Марии созвучен. Мария понимает как Цугуми, так и других людей, окружающих её. Таким образом, героиня является связующим звеном между традиционным восприятием мира окружающих её людей и необычным взглядом на все Цугуми, её восприятия мира «на грани жизни и смерти».

Посредством образа Марии Банана Ёсимото выражает свой взгляд на мир, ведь жизненный мир этой героини ближе всех жизненному миру самого автора. Так, для Бананы Ёсимото очень важны как традиционные ценности японской культуры, так и проникновение в те сферы, которые в повседневных заботах остаются незамеченными, являясь при этом не менее, а, возможно, и более значимыми для человека.

Читатель, проникая в жизненный мир Цугуми и Марии, размышляет вместе с героями повести о жизни, постигает истины, важные не только для героев книги, но и для автора.

И в традиционном мировосприятии, и в мировосприятии Цугуми можно найти как свои неповторимые ценности, так и свои недостатки. Во взаимопроникновении этих двух миров, во взаимном влиянии происходит их развитие, при этом каждый из них изменяется.

Для Бананы Ёсимото прошлое и настоящее, жизнь природы и жизнь человека связаны, представляют собой единое целое. Следствием такого восприятия мира автором является постоянное обращение главной героини Марии от настоящего к прошлому, от описания жизни людей к описанию природы.

Повествование в форме дневников и часто используемый прием ретроспекции становится для Бананы Ёсимото исключительно важным, так как помогает организовать свободную композицию. Насколько свободно течет мысль человека, настолько свободно переходит Мария от «сегодня» к «вчера», от описания поведения Цугуми к описанию состояния своей души.

Кроме того, автор, создавая литературное произведение, стремится сделать его интересным, содержащим загадку и интригу. Поэтому, для Бананы Ёсимото загадка и интрига являются необходимыми элементами как в повествовании, так и в самой жизни.

В начале дневника Мария пишет: «что верно, то верно: Цугуми была действительно неприятной молодой женщиной» [2,5]. Далее: «...во всем виновата Цугуми ... все из-за Цугуми» [2,6]. Это высказывание Марии и является завязкой повести и вызывает интерес читателя к её главному действующему лицу. Таким образом, Банана Ёсимото создает тайну, которая потом, шаг за шагом, будет открываться беспристрастному взгляду Марии. Кроме того, таким началом автор на первый план выдвигает жизненный мир Цугуми, точнее, кульминационный момент в её жизни 一 последнее лето, проведенное с ней Марией. Именно в это лето Цугуми совершила поступки, к которым шла всю жизнь.

Именно в это последнее, совместно проведенное лето произошли главные события в дружбе девушек. В это время Мария жила уже в Токио и приехала провести последнее лето на родине. Мария говорит, что, переехав в Токио и расставшись с Цугуми, она лучше стала её понимать. Мария стала понимать, что существует пропасть между внешним и внутренним миром Цугуми. Внешнее проявление характера Цугуми не изменилось: увидев Марию после разлуки, она говорит: «прибыла нахлебница» [2,68]. Эта грубость является характерной чертой характера Цугуми.

Спустя время, Мария перестает обращать внимание на грубость Цугуми, понимая, что за внешней бестактностью скрывается желание Цугуми не пропустить что-то важное, то, что она считает для себя существенным. Она старается высказать именно то, что её волнует, хотя практически всегда делает это в грубой форме. Для Цугуми такие моменты являются решающими, поэтому она ведет себя решительно.

Примером может служить встреча Цугуми и Кеити. Цугуми, моментально оценив этого человека, захотела установления с ним близких отношений. С точки зрения японской культуры общения открытое предложение «Мы сможем вновь увидеться?» считается вульгарным. Мария рассказывает, что до встречи с Кеити со всеми молодыми людьми Цугуми разговаривала вежливо, скрывая от них свою обычную грубую манеру общения с близкими людьми, и они «все без исключения были очарованы её добротой и красотой» [2,12].

Но, встретившись с Кеити, Цугуми, нарушая формальные нормы этикета, отстаивает свое личное мнение. Кеити становится для неё очень важным человеком. В случае потери шанса продолжить знакомство, она упустила бы и свое возможное счастье, которого она так долго добивалась. Раньше она встречалась со многими молодыми людьми, но это было любопытством. После непродолжительного общения с молодым человеком, Цугуми прекращала встречи, «прочитав» этого человека, словно книгу; Цугуми быстро прощалась с ним и заводила новые знакомства.

Попытаемся понять, возможно ли осуждение Цугуми за реплику, считающуюся формально неэтичной, или существует возможность признания в этой девушке определенного мужества в конкретных обстоятельствах. У Кеити и у Марии подобная манера знакомиться вызывает удивление, тем не менее от дружбы, завязавшейся после знакомства, оба героя получают эмоциональное удовлетворение.

Возможно, данной сценой Банана Ёсимото хотела показать, что, насколько бы ни были хороши этикетные приличия, положительным моментом является умение человека их нарушить с целью сохранения более ценного 一 в данном случае 一 любви Цугуми и Кеити. Именно к таким поступкам относится и реплика Цугуми, адресованная Кеити в самом начале их знакомства: «я тебя полюбила» [2,118].

Мария приводит следующую цитату Цугуми: «такого человека невозможно понять, он чем-то постоянно поражает окружающих, да и сам не понимает, что происходит в нем и куда все это ведет, но, в конце концов он оказывается прав»[2,77]. К таким людям Цугуми относит и себя. В конце Мария признает правоту Цугуми, а Кеити скажет про неё: «Она по-настоящему хороша. Потрясающая девушка» [2,224].

Это вывод героев повести является очень важным как для читателей, так и для самой Бананы Ёсимото. Таким образом, жизненному миру автора присуще пристальное внимание к главному в жизни, к тому, что может оказаться незамеченным, упущенным за мелочами жизни и за формальностями общения.

Читатель подводится к пониманию того, что трагичность образа Цугуми не только в том, что «доктора предсказывали ей раннюю смерть» [2,7], но и в том, что, как следствие, она «неожиданно превратилась в подростка с чрезвычайно агрессивным характером», «стала злобной, грубой, язвительной, эгоистичной, невероятно избалованной и, в довершение всего, потрясающе нахальной» [2,8]. К этим эпитетам добавляется характеристика её ухмылки. Само слово «ухмылка» обозначает проявление несогласия, протеста, выраженных в мимике. Несогласие и неприятие также бывают разными. У Цугуми ухмылка «самодовольная», «ехидная», что отражает высокую степень неприятия мира Цугуми. Это не просто неприятие, это открытое враждебное и агрессивное отрицание традиционных жизненных ценностей.

Банана Ёсимото обращает внимание на такие стороны жизненного мира Цугуми как способность воображения. Мария признается: с детства, несмотря на все выходки Цугуми, поначалу кажущиеся довольно грубыми, она всегда вызывала неподдельный интерес. Примером может служить следующий случай. У Марии и Цугуми был дедушка, по- настоящему дорогой для героини. После его смерти Мария чувствовала настоящую утрату. Цугуми, писавшая раньше некрасиво, специально изучила учебники по каллиграфии и старые письма дедушки для того, чтобы Мария получила «письмо от дедушки с того света». На первый взгляд, этот поступок Цугуми может показаться совершенно неэтичным. Недаром Цугуми первый раз в своей жизни попросила прощения у Марии. Возможно, если бы дедушка действительно мог отправить письмо с того света, то оно было бы именно таким. В письме выражалась бесконечная любовь дедушки к Марии. И было такое обращение, известное им двоим. В письме было столько тепла, света, как будто Мария на самом деле пообщалась с дедушкой. Для Марии это письмо стало откровением, она словно постояла на границе двух миров.

Еще одно письмо получает Мария от Цугуми. Письмо, открывающее возможность побывать на границе двух миров. Его пишет Цугуми, уверенная в том, что скоро умрет. После отъезда Марии в Токио Цугуми внезапно становится очень плохо, она находится в состоянии постоянного жара. В этом состоянии она пишет письмо своей подруге Марии. Вот строки из её письма: «последние дни я только и писала тебе это письмо. Написав, рвала его на кусочки и снова начинала». Ей так хочется жить, что она делает все, чтобы, если все-таки она умрет, пришло от неё, словно «оттуда», письмо [2,226]. Не смотря на то, что в этом письме также присутствуют грубые слова, оно создает теплоту в душе. Заканчивается письмо словами: «я счастлива, что могу умереть в этом городе. Будь здорова» [2,231]. Во время чтения писем Мария ощущает не только боль утраты, но и становится мудрее, с помощью Цугуми задумывается о том, о чем обычно не говорят. Эти проблемы близки также автору, в связи с чем они выносятся в произведение в качестве проблем, волнующих героев.

Свободная композиция произведения позволяет поставить рядом два поступка Цугуми 一 один из них произошел в детстве, а другой во время летнего отдыха. В детстве, когда Цугуми ходила в школу, одноклассница оскорбила её, указывая на болезнь. Гнев Цугуми был настолько силен, что она запустила стулом в стеклянную дверь. Все были ошеломлены настолько, что в недоумении молчали, и никто не сделал Цугуми ни малейшего замечания.

В последнее лето жизни в родном городе Цугуми еще раз столкнулась с проявлением человеческой жестокости и несправедливости. Хулиганы убили любимую собаку Кеити и Цугуми 一 Гонгоро.

Эта девушка, которую все считали хрупкой и больной, смогла множество ночей подряд выкапывать глубокую яму, выносить из неё землю, а днем искать по всему городу собаку, похожую на Гонгоро, чтобы потом, с риском для себя, заманить обидчика в ловушку и наказать его.

С точки зрения людей с традиционными жизневоззрениями, например, сестры Цугуми Ёко, такой поступок 一 преступление, после которого жить в дальнейшем практически невозможно. Но только не с точки зрения Цугуми. Для неё нет различия между жизнью любимого существа, даже если это собака, и жизнью убийцы, даже если это человек. Она решает его наказать. Поймав хулигана в западню, Цугуми сверху кладет доски, а потом засыпает их землей. Уже после совершения этого поступка она признается в письме Марии: «...ни в коем случае это не должно было быть обнаружено» [2,229]. Так жестоко она мстит за то, что у неё отняли то, что являлось для неё ценностью 一 прогулки с собакой. Цугуми понимает, что её поступок может стоить ей потери любви и даже жизни. Но Цугуми непреклонна в своем порыве.

Конечно, Банана Ёсимото не призывает поступать подобно Цугуми, но очевидным является то, что в жизненном мире автора борьба за самое дорогое занимает значимое место.

Также в произведении есть и другие примеры отстаивания героями личных убеждений. Более двадцати лет шли к своему счастью родители Марии, отец Цугуми. Каждый из них достигает мечты своим способом.

Показывая различные пути защиты своего «жизненного пространства», своего счастья, Банана Ёсимото дает возможность читателю осознать важность и значимость жизненного мира каждого конкретного человека со своими ценностями, радостями и горестями, похожестью и непохожестью на жизненный мир других людей.

Способность совершить подвиг 一 еще одна важная черта, которой Цугуми привлекает к себе внимание. Сестра и мать Цугуми также совершают подвиг: каждый день они живут в напряжении, преодолевая душевную боль, заботясь о Цугуми, и при этом находят в себе силы оставаться при этом добрыми и понимающими. Поступок, подобный этому, не под силу простому человеку.

Ежедневная жизнь Цугуми также подвиг. Во-первых, она практически всегда вынуждена существовать в состоянии жара. Она говорит Марии: «Такие как я, у которых часто бывает жар, постоянно болтаются между. двумя мирами и в конце концов теряют ощущение, какой из них настоящий. И, таким образом, жизнь проходит на большой скорости» [2,142]. Когда такая температура была у Марии, она лежала практически не вставая с головокружением и вялостью, не испытывая ни малейшего желания разговаривать. Мария понимает, что Цугуми практически всегда находится в подобном состоянии. Мария, заболев, испытала, как при высокой температуре «мир вокруг... как бы вращается быстрее; тело становится тяжелым, а сердце так и стремится вырваться наружу», «мысли часто концентрируются на вещах, которые обычно не замечаешь» [2,141]. Эта концентрация мысли определяет дальнейшие поступки Цугуми. Но за поступки, совершенные «на грани возможного», приходится отвечать.

После описанного случая с ловушкой Цугуми заболела настолько, что чуть не умерла. Близкие люди и врачи понимали, что уже никто не может поручиться за исход её болезни. Даже сама Цугуми думала, что умрет. Но произошло чудо, даже врачи «были поражены волей к жизни, которую проявила Цугуми» [2,219]. Уже умирая, она «смогла вернуться». Поэтому Мария, после того как настроилась на худшее, испытывает состояние «как будто кровь вновь начала циркулировать в застывшем теле» [2,220], а грубую фразу Цугуми «Привет тебе, недотепа» [2,220] воспринимает как радость. Цугуми, постоянно находящаяся на грани смерти, никогда не жалуется и вновь бросает вызов судьбе.

Тема подвига связана и с образом отца Марии. Его первый брак был несчастливым. Однажды познакомившись с матерью Марии, долгое время он ездил из Токио на выходные сначала к любимой женщине, а потом и к появившейся на свет дочери. Развод с первой женой был изнурительным. Семья получила возможность жить вместе только когда Марии уже исполнилось двадцать лет.

С матерью Марии тоже связана тема подвига. Ситуация, когда женщина многие годы встречается с женатым человеком и даже заводит от него ребенка, считается недопустимой с точки зрения традиционной японской культуры. Долгое время она вынуждена находиться в состоянии «иждивенки 一 любовницы, у которой нет будущего» [2,27]. Все это также является жизненным подвигом.

Несмотря на то, что сама Банана Ёсимото нигде не говорит о подвиге напрямую, очевидно, что для неё подвиг занимает важное место. Она рассматривает возможность подвига в различных жизненных ситуациях. Для неё также важно затронуть самые сокровенные стороны души. Поэтому книги Ёсимото находят широкий отклик читателей. Это происходит вследствие того, что в жизненном мире автора искренность является безусловной ценностью. Цугуми обладает именно даром быть искренней. С ней нельзя поболтать «ни о чем», пустые разговоры с Цугуми просто невозможны. Так, например, Кеити говорит, что рядом с Цугуми «мысли незаметно. переходят на такие крупные понятия как человеческая жизнь, смерть и тому подобное» [2,199].

Также для Бананы Ёсимото значима природа, что в произведении выражается посредством отношения к ней героев. В произведении же природа является не только фоном, на котором разворачиваются события, не только средством характеристики героев, но и сама является отдельным образом. Большое значение для автора имеет море. Природа в произведении, особенно море, одушевлена, одухотворена. Море играет огромную роль не только в жизни Марии, но и в жизни её матери и Цугуми. Для Марии море 一 «величественная картина» [2,37], которая «обладает поразительной притягательностью» [2,32] и «обязательно чему-нибудь научит» [2,33]. Море дает героям уверенность в том, что в
окружающем мире и душе человека существует нечто неизменное и постоянное. Так, например, мать Марии, переехав в Токио, скучает по морю больше, чем по родной сестре. Она через десятки километров чувствует в огромном городе запах моря, доносимый ветром. Она даже не может ехать в родной город, боясь не выдержать встречи с морем.

Море является несомненной ценностью и для Марии, она даже считает его одним из основных «кусков покрывала», которые составляли её жизнь. Она говорит: «В течение десяти лет я пребывала под защитой огромного покрывала, сотканного из множества отдельных кусков. Если из-под него не вылезать, то невозможно понять, какую теплоту оно дает, укутывая тебя. И только когда вторично не сможешь спрятаться под его покровом, ты по-настоящему понимаешь, чего лишился. Для меня это покрывало состояло из моря, города, семьи Ямомото, матери и далеко живущего отца» [2,45]. Море в жизни Марии стоит на первом месте. Море подобно вселенной, это самый большой, окаймляющий круг её жизни. Море связывает Марию с вселенной, частью которой она себя ощущает. Море даже представляется Марии частью собственной души.

Следующая ценность для Марии 一 город. Город связывает Марию с социальным пространством. Далее 一 семья Ямомото, связь с которой является кровной. Эта семья учила Марию любить и прощать, думать и понимать. Все это позволяет говорить о жизненном мире Марии, в который включены любовь к морю, связь с городом, семья Ямомото, и, в первую очередь, собственная семья.

Еще одной важной находкой Бананы Ёсимото является прием ретроспекции. Так, в повести не дается ответа, как сложатся судьбы героев в дальнейшем. В композиции есть «настоящее», есть «прошлое», но нет «будущего». Так, например, Кеити говорит: «что будет дальше, трудно сказать» [2,224]. Также и в самом начале повести Мария говорит: «Владельцы гостиницы «Ямомотоя», о которых дальше пойдет речь, сейчас уже уехали из этих мест, и маловероятно, что я когда-нибудь встречусь с ними». Кажется, для автора будущее не имеет значения. Для неё, как и для Цугуми, которая «жила в одном ослепительном мгновении» [2,120], важно почувствовать уникальность каждой секунды жизни, а не построение далекоидущих планов.

С целью изучения жизненного мира Бананы Ёсимото была проанализирована повесть «Цугуми», её основные проблемы, идеи, образы, композиция, способы и приемы изображения, а также система нравственных ценностей. При анализе произведения я пользовалась следующей схемой.

Жизненный мир писателя

Мироотношение художника

Стиль

Проблематика

Композиция

Нравственные ценности

Система образов

Роли пейзажей

Язык произведения

Художественные приемы

Таким образом, исходя из того, что художественное произведение является «мини­вселенной», в которой отражены жизневоззрения автора, подведем итоги анализа повести Бананы Ёсимото «Цугуми».

Основными проблемами данного произведения являются проблема осмысления сущности отношений человека с миром, смысла человеческого существования, а также проблема жизни и смерти. Таким образом, эти проблемы являются наиболее существенными для автора.

В связи с тем, что повествование в повести ведется не от лица автора, а в форме дневников одного из героев, авторская позиция может быть изучена посредством анализа системы образов. Система образов в повести может бытии условно разделена на три группы. Первая группа 一 это герои, для которых традиционные ценности японской культуры являются безусловными. Вторая группа 一 это герои, которые ставят личную позицию выше норм и условностей. Третья группа 一 это герои, находящиеся на границе, которые «наблюдают» за первыми и вторыми, пытаются найти некую грань между традицией и новаторством, осмысляют как положительные, так и отрицательные стороны обеих крайностей. К первой группе образов могут быть отнесены образы матери и сестры Цугуми, ко второй группе образов может быть отнесен образ Цугуми, а к третьей группе 一 образ Марии, которая в своих дневниках дает оценку окружающим её людям. Еще раз подчеркну, что для автора является ценным жизненный мир каждого из героев, с его доминантами, устремлениями и противоречиями.

В успешном раскрытии противоречивых образов Банане Есимото помогает свободная композиция, а также приемы ретроспекции и форма изложения в виде дневников одного из героев.

Так, исходя из проведенного анализа повести «Цугуми», можно сказать, что для Бананы Ёсимото важны поиск индивидуальности, переосмысление традиции, единение с природой, переживание каждого мгновения и умение замечать малейшие детали, которые делают жизнь человека настолько удивительной и непредсказуемой.

Таким образом, темы Ёсимото интернациональны: приятие и осознание любви, смерть близких, то есть то, что могло бы стать причиной переживаний любой женщины. Однако для Японии 一 для рассудочной, пронизанной традициями страны, чувствительная, эмоциональная женщина, которая умеет и не боится выложить свои переживания на бумагу является редким исключением. Может, именно поэтому Банану и назвали «надеждой Японии».

Произведения Бананы рисуют жизнь, полную символов и намеков. Все окружающее человека может иметь гораздо более глубокий смысл, чем кажется простому обывателю, погруженному в свою повседневность. Ничто не может случиться просто так, все имеет свои особые, на первый взгляд неведомые причины и следствия. Главная тема произведений Бананы 一 смерть, понятая как переход в иное, отличное от привычного состояние, как повод любить жизнь. Очень часто героиня существует на грани смерти, или, как может оказаться позже, за гранью смерти и только снится окружающим. Герои всегда окружены аурой смерти, их всегда преследуют неестественные гибели близких. Тем не менее, смерть у Ёсимото это не та смерть, которая внушает страх и ненависть. Ёсимото говорит о смерти непринужденно и легко, читатель вместе с героями преодолевает страх и как бы привыкает балансировать на этой грани, когда ты сам уже не отличаешь явь от сна, живого человека от призрака. Жизнь оказывается только лишь иллюзией, где все преходяще, и, поэтому, необходимо ценить всю окружающую человека изменчивость, каждый миг, который никогда не воспроизведется, каждый шаг, который никогда больше не повторить, и каждую мелочь, определяющую пространство.

Литература

  1. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
  2. Ёсимото Банана. Цугуми. СПб., 2005.
  3. Одоевский В. Ф. Сочинения: часть первая. СПб.,1844.
  4. Переверзев В.Ф. Необходимые предпосылки марксистского литературоведения. М., 1928.

Читати також