В. К. Кюхельбекер – издатель журнала «Невский Зритель» (январь-апрель 1820)

В. К. Кюхельбекер – издатель журнала «Невский Зритель» (январь-апрель 1820)

А. Глассе

Одним из интереснейших журналов первой четверти XIX в. был, как известно, журнал «Невский Зритель», издававшийся с 1820 по июнь 1821 г. Важность и актуальность этого журнала неоднократно отмечалась исследователями. Но, несмотря на это, история «Невского Зрителя» принадлежит к числу малоизученных явлений русской журналистики. Тем более бросается в глаза противоречивость аргументов, приводимых в немногих статьях, посвященных этому вопросу. Разногласия исследователей касаются главным образом вопроса об издателях журнала. Н. Смирнов-Сокольский называет в числе издателей И. М. Сниткина, Г. П. Кругликова. Н. А. Рашкова и М. А. Яковлева. Б. Д. Дацюк в монографии «Журналистика времени декабристов (1813-1825 гг.)» считает издателем «Невского Зрителя» В. Кюхельбекера.

В книге «История русской журналистики XVIII-XIX веков» подчеркивается, что официальным и единственным издателем «Невского Зрителя» был И. М. Сниткин. Разноречивость этих суждений не случайна.

История журнала распадается на четыре периода, в зависимости от того, какую позицию занимал журнал и кто в нем печатался. Довольно подробно эти периоды описаны и выделены в «Истории русской журналистики XVIII-XIX веков». Диаметральная противоположность позиций, занимаемых журналом в разные периоды его издания, объясняется главным образом сменой сотрудников, которая происходила в отделах «Литература» и «Критика». Сниткин, Кругликов, Рашков и Яковлев, из которых один, два или даже все названы в числе издателей, являются постоянными сотрудниками журнала на протяжении всего его существования. Но тем более важное значение приобретает вопрос об издателе журнала, вопрос, который до сих пор окончательно не решен.

Целью этого сообщения и является выяснение вопроса, кто был издателем журнала «Невский Зритель». В связи с этим возникает новый вопрос, был ли у «Невского Зрителя» один или несколько издателей на протяжении всего периода его существования, или издатели его менялись и в связи с этим происходила смена сотрудников в отделах «Литература» и «Критика».

Фактический материал, относящийся к истории журнала, очень скуден. Известно, что 1 сентября 1819 г. Иван Матвеевич Сниткин, магистр этико-политических наук, подал прошение в цензурный комитет о разрешении на издание журнала. В октябре того же года разрешение было получено. Небезынтересно, что в своем прошении Сниткин указывал на то, что он один не решился бы издавать журнал, если бы не был «обнадежен деятельным участием моих сотрудников, которые столь же ревностно желают быть полезными обществу в распространении знаний». В июле 1821 г. Сниткин подал заявление в цензурный комитет, в котором говорилось, что ввиду плохого здоровья он «не в состоянии издавать оный журнал». Таким образом, в официальных документах значится только один издатель — Сниткин. Однако на титульном листе «Невского Зрителя» имя издателя не печаталось.

Последний раз вопрос об издателе «Невского Зрителя» был поднят В. Г. Базановым. Еще ранее Базанов писал о том, что «Ученая республика» одним из издателей «Невского Зрителя» считала Кюхельбекера. В «Ученой республике» в подтверждение этому Базанов приводит протокол заседания Главного комитета Вольного общества любителей российской словесности от 22 января 1820 г., где сказано: «Предложение члена Комитета Антона Антоновича Дельвига о напечатании в «Смеси» первой книжки «Соревнователя» на сей год объявления об издании на 1820 год нового журнала под названием «Невский Зритель», так как в издании оного участвует действительный член общества Кюхельбекер». В первом номере «Соревнователя просвещения и благотворения», органе Вольного общества, было помещено объявление об издании «Невского Зрителя». Имя издателя в объявлении не указано.

Гипотеза Базанова о Кюхельбекере как издателе «Невского Зрителя», на наш взгляд, представляет несомненный интерес, тем более странно, что В. Г. Базанов впоследствии отказывается от этой весьма плодотворной и многообещающей мысли. Был ли Кюхельбекер издателем «Невского Зрителя» вместе со Сниткиным? Несомненно, был! С одной оговоркой: в определенный период времени существования журнала. Кюхельбекер вел отделы «Литература» и «Критика», так же как он это делал несколько лет спустя в «Мнемозине», сотрудничая с В. Ф. Одоевским. Он был соиздателем «Невского Зрителя» в течение очень короткого времени, с января по апрель 1820 г., т. е. в течение первого периода истории «Невского Зрителя», указанного в «Истории русской журналистики XVIII-XIX веков».

На заседании Вольного общества 16 февраля 1820 г. Кюхельбекер официально как издатель журнала преподнес обществу экземпляр «Невского Зрителя». Зафиксировано это в «Журнале распоряжений Вольного общества любителей российской словесности» за 1820 г., где указано, что на заседании 16 февраля действительные члены Н. И. Греч и В. К. Кюхельбекер предоставили в пожертвование обществу по одному экземпляру издаваемых ими журналов: первый «Сын Отечества» и последний «Невский Зритель», 1820 года».

Как издатель Кюхельбекер привлекает к сотрудничеству в журнале поэтов «Союза любимцев вечных муз» — Пушкина, Баратынского и Дельвига. Кроме стихов, Пушкин отдает Кюхельбекеру в журнал отрывок первой песни «Руслана и Людмилы». Кюхельбекер помещает стихи Жуковского, членов Вольного общества Ф. Глинки и Плетнева, стихи своего воспитанника по Благородному пансиону Н. Маркевича, элегии и басни Василия Львовича Пушкина. Но больше всего печатается он сам. В первых четырех книжках журнала были опубликованы шесть его стихотворений, обширные обзоры текущей литературы, повесть «Осада города Обиньи» и начали публиковаться «Европейские письма».

В сентябре 1820 г. Кюхельбекер уезжает за границу. Но уже в августе известно, что его место издателя в журнале занял М. А. Яковлев. Об этом пишет А. Е. Измайлов П. Л. Яковлеву в письме от 12 августа 1820 г.: «Невский Зритель» издыхает и вероятно к новому году закроет глаза. В число редакторов, на место будущего Профессора Виль<гельма> Кю<хельбекера> попал ваш однофамилец Михайло Алекс. Яковлев, с которым я недавно познакомился».

Но Кюхельбекер фактически отстранился от издания журнала с мая 1820 г. С этого времени со страниц журнала исчезают и имена сотрудников Кюхельбекера (Пушкин, Дельвиг, Баратынский, Глинка, Плетнев). Не печатается больше и сам Кюхельбекер. Его уход явился результатом того, что Кюхельбекер и «Союз поэтов» был взят под подозрение по доносу члена Вольного общества В. Н. Каразина, поданному гр. Кочубею 2 апреля 1820 г.

После этого доноса события разворачивались с катастрофической быстротой. Уже 19 апреля 1820 г. H. М. Карамзин писал И. И. Дмитриеву, что «над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное». 6 мая Пушкин был уже выслан на юг. Еще Ю. Тынянов считал, что именно донос Каразина послужил главной причиной высылки Пушкина из Петербурга. К этому же времени относятся особенно настойчивые усилия Кюхельбекера получить место профессора в Дерптском университете и «вырваться из несносного Петербурга».

С уходом Кюхельбекера как издателя и с уходом привлеченных им в журнал постоянных сотрудников кончается первый период в истории «Невского Зрителя».

Л-ра: Филологические науки. – 1967. – № 3. – С. 111-113.

Биография

Произведения

Критика

Читати також


Вибір читачів
up