Эстетическое начало в творчестве К. Паустовского

Константин Паустовский. Критика. Эстетическое начало в творчестве К. Паустовского

УДК 43.52

Чамсединова Г.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет

В статье идет речь об эстетизме творчества К. Г. Паустовского, деятельность которого была движима беспредельной преданностью искусству и вдохновлялась идеей культурно-творческой работы художника слова, обращенной к каждому читателю. К. Паустовский всем своим творчеством утверждал, что природа возвышает и облагораживает душу, способствует тому, чтобы в человеке все было гармонично.

The article deals with aesthetism of K. Paustovsky's creative activity, that was inspired by boundless devotion to the art and by the idea of cultural and creative work of the artist of the word, turned to each reader. The whole K. Paustovsky's creative activity confirmed that nature elevates and ennobles the soul, promotes human's harmony.

Ключевые слова: К. Паустовский, романтизм, природа, лиризм, эстетизм, Родина, искусство.

Keywords: K. Paustovsky, romanticism, nature, lyricism, aethetism, native land, art.

Константин Григорьевич Паустовский 一 писатель, чья языковая картина мира представлена блистательным русским языком, особенным романтизмом, лиризмом и удивительной способностью дистанцироваться от политики.

Литературный критик и переводчик из Великобритании Питер Генри, открывший для себя Паустовского в начале 60-х годов ХХ в., назвал его «одним из значительных и интереснейших художников в русской литературе» [1]. Среди современников он сумел сохранить репутацию честного художника, пережив десятилетия сталинской диктатуры. Удивительна была любовь к этому писателю. В 1962 г. после социологического опроса о самом почитаемом и читаемом писателе Паустовский оказался первым, на порядок превзойдя М. Шолохова. Но, по мнению М. Холмогорова, власти отомстили и Паустовскому, и его любящим читателям за неподконтрольную популярность. В 1965 г. путем всяческих дипломатических интриг власти заставили Нобелевский комитет изменить свое решение о присуждении премии К. Паустовскому. Премия была вручена М. Шолохову [12].

В. Панова в своей статье «Заметки литератора» отмечает, что Паустовского читатели любят за то, что он щедро раздает людям добро, помогает выразить нашу любовь к родной природе, увидеть красоту лесов, полей, рек, далей и неба 一 всего того, что нас окружает. «Всем своим творчеством он воспитывал чувства читателя, воспитывал его сердце, а сердце нуждается в воспитании так же, как и разум» [3].

Писатель всегда оставался верен самому себе, сумел сохранить и пронести сквозь десятилетия традиции русской литературы. Непревзойденный мастер лирической прозы он писал о прекрасном в жизни, человеке, творчестве, природе. Любовь к прекрасному окрыляет человека, одухотворяет его жизнь, наполняет ее глубоким смыслом и содержанием. В нем воплощается стремление к счастью, свободе, добру, мудрости, нравственному величию. Человек, который способен правильно понимать и ценить прекрасное, становится духовно богаче, нравственно чище, он глубже чувствует и переживает, щедро отдает себя людям.

Творчество Константина Григорьевича Паустовского 一 это проявление огромной любви к русской земле, русской природе, характеризующееся силой поэтического проникновения в окружающий нас мир. Признаваясь в любви и истинно любя Среднюю Россию, Паустовский любит всю землю, умеет найти прелесть и в дальних морях, и в чуждых, казалось бы, ледниковых нагромождениях гор. И в этом он глубоко, по-человечески прав: всюду прекрасна, неповторима Земля, всюду она призвана быть источником радости для человека. Природа 一 богатейший источник эстетических переживаний. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. И К. Паустовский как никто другой способен проникновенно передать тончайшие нюансы состояния природы в своих произведениях.

И душная Колхида, и угрюмое побережье Кара-Бугаза, и субтропический Батуми, и горное озеро, горящее подобно драгоценному камню в оправе из чистейших высокогорных снегов, и тревожный йодистый запах моря 一 все это бесконечно прекрасно, все это может сделать жизнь богатой и полной, если любить, а не быть равнодушным. Вл. Солоухин в статье «О Константине Паустовском» отмечает, что он «...не равнодушный человек, в этом его главная сила как художника» [11]. Для Паустовского отношение к природе 一 один и основных критериев оценки человека: «Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники» [4].

В книгах К. Паустовского «Кара- Бугаз», «Колхида», «Повесть о лесах», «Мещорская сторона» и других одним из главных героев стала природа. Это не просто описание полей и перелесков, холмов и рек, рассветов и зорь и уж, конечно, не фон, на котором разворачиваются основные события. Чувство природы равнозначно для Паустовского чувству родины: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе» [5]. Современный человек всячески отгородился от природы асфальтом, каменными изваяниями, скоростными средствами передвижения. Хорошая погода для него как очередное коммунальное удобство. Но изгнанная природа уносит с собой нечто очень важное и значительное. Если с самого детства человек не научился видеть и ценить прекрасное, если эстетическое начало в нем дремлет, то, будучи взрослым, он, не задумавшись, может снести с лица земли леса и парки. Воспитание культуры отношений к природе, умения видеть и ценить ее красоту, видеть в ней мир удивительного «творчества», многообразных поисков, воспитание стремления познать тайну природы, ее красоту должно явиться важнейшей стороной эстетического воспитания человека. Вл. Солоухин подчеркивал, что «имеющий в руках цветы плохого совершить не может», что эстетическое воздействие природы 一 могучее средство для лечения нравственных болезней. Но вряд ли в природе можно видеть панацею от всех бед. В этом убеждает нас исторический опыт человечества, отраженный в философии и искусстве. Вспоминаются и пушкинский Алеко, сбежавший из «неволи душных городов», и толстовский Оленин, сраженный поначалу красотой Кавказа. Они все-таки убеждаются в невозможности «забыть себя и свое сложное прошедшее». В природе искали ответа на решение многих человеческих проблем и убеждались, что сама по себе она не могла быть ответом. В этих поисках она могла только помочь.

В своей статье «За красоту родной земли» К. Паустовский в 1955 г. впервые в стране после долгого молчания вновь поднял вопрос о защите эстетической ценности природы, а в статье «Письмо из Тарусы» прозвучал повышенный до крика голос писателя-патриота: «… Леса, преимущественно колхозные, уничтожаются. Через несколько лет их почти не останется... Закон о водоохранных лесах не соблюдается. Леса тают на глазах... Мало того, что берега Оки опустошаются с какой-то, я бы сказал, садистской яростью, но и воду ее безнаказанно и систематически отравляют калужские и алексинские заводы... Очевидно, они почитают себя государствами в государстве... Большего наплевательства по отношению к своей стране и народу, большего безразличия к своей стране и ее природным богатствам трудно себе представить. Все, о чем я рассказал выше, 一 дело людей с холодной кровью и мертвыми глазами...» [6].

Так никто, пожалуй, не писал в защиту природы в 50-60-е годы ХХ века. И сегодня звучат для нас заветами отрывки из той статьи: «Мы до сих пор пренебрегаем красотой природы и не знаем силы ее культурного и морального воздействия на человека, забываем, что патриотизм немыслим без чувства родной природы и без любви к ней. Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем духовных сил...» Одно из главных достоинств произведений Паустовского заключается в необычайной силе эмоционального воздействия на читателя. В чем секрет такого воздействия?

В рассказе «Дождливый рассвет» отражены многие существенные черты писательского кредо Паустовского. Герои 一 простые люди, обычная природа 一 «мокрый от дождя куст на берегу Оки», «легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли.», «в саду пахло ночным холодом, сырым песком», «в темноте перешептывался слабый дождь» [7]. Своеобразие его писательской манеры 一 в стремлении сразу создать в рассказе нужное настроение и подчинить ему читателя. Эмоциональность повествования невольно рождает ответный отклик и пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях. «Дождливый рассвет» увлекает. Автор достигает этого не интригующим сюжетом и остротой конфликта. В рассказе создается настроение ночной таинственности. Накрапывает дождь, создавая свою мелодию, способствующую углубляться в мечты. Лишь на короткий миг приоткрываются судьбы героев (Ольга Башилова, майор Кузьмин). Промелькнула ненастная ночь. Вот и дождливый рассвет. Ольга проводила Кузьмина к пароходу. Рассказ окончен. Но еще долго слышится размеренный шум дождя, шелест кустов от падающих капель, «поющий» жестяной желоб, звучат отрывистые фразы героев рассказа. Сила воздействия рассказа заключается в том, что Паустовский способен воспринимать природу чуть ли не всеми органами чувств и при помощи художественных средств пытается донести это до читателей. Часто после прочтения (соприкосновения с Паустовским) его произведений мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше.

Герой произведений Паустовского тонко чувствует прелести природы. В его рассказах много любования прекрасным и в природе, и в людях.

Есть еще одна характерная особенность таланта Паустовского 一 способность недорисовывать, недоговаривать, давая тем самым возможность читателю самому воссоздать ту или иную картину. Таким образом, делается акцент на читательское воображение (чему Паустовский уделял всегда особое значение), и при этом он старается «загрузить работой» все органы чувств. Читатель видит тусклые огни бакенов, туман, слышит стук капель по дощатому тротуару, чувствует, как пахнет укропом, мокрыми заборами, речной сыростью, и, кажется, всей кожей ощущает холодную промозглость дождливого рассвета.

Паустовский утверждает: «Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила ее эстетического воздействия так велика, что, не будь ее, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, Толстого, Пришвина и, наконец, не было бы плеяды художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Куинджи и многих других» [8].

В главе «Скрипучие половицы» книги «Повесть о лесах» природа предстает объектом любования и созерцания, неисчерпаемым источником выявления сил, таланта, сильнейшим средством этического и эстетического воспитания. Перед читателем на короткий миг приоткрывается жизнь великого русского композитора П. И. Чайковского. «Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли … и всегда немного печальные русские закаты. Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России 一 ее лесам и деревушкам...» [9]. Природа 一 это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у человека целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими ему. Чайковский с досадой подмечает, что невозможно в полной мере передать в музыке то, что он чувствует и видит. Он часто думал, «прислушавшись к ночным звездам», что еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще. «Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе объездчика Тихона. В избу вбежала Феня 一 дочь Тихона. С ее волос стекали капли дождя. Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги. Чайковский любовался девочкой. Но Феня стряхнула капли, все кончилось, и он понял, что никакой музыкой невозможно передать прелесть этих мимолетных капель» [10].

Читая Паустовского, убеждаешься в том, что его произведения обогащают внутренний мир человека, возвышают его эмоциональную жизнь. Он верил в силу искусства и был убежден, что с течением времени в интересах общества все большее и большее место будет принадлежать именно искусству. Паустовский писал о поэтах и писателях, композиторах и музыкантах, живописцах. Его произведения родились из желания открыть людям глаза на красоту и благородство искусства. Работая над произведением о мастере искусства, он не старался отразить факты биографии, основные вехи творчества. Его цель 一 заметить и запечатлеть «очертания лекала мастера», «оттиск его состояний и мыслей». Паустовский стремился воссоздать те впечатления, которые он пережил сам, знакомясь с художником, писателем, музыкантом, раскрыть в первую очередь своеобразие его таланта, художественной манеры. Такой способ рассказывать об искусстве не сразу был понят и оценен критикой по достоинству. Но в этом заключается одна из особенностей художественного мастерства Паустовского.

Великое значение искусства Паустовский видит в том, что дарует человеку магическую силу, именуемую воображением. Он был убежден, что воображение должно быть непременным свойством каждого: «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком».

Искусство беспредельно расширяет внутренний мир человека, делает его обладателем несметных духовных богатств, возвышает и очищает его. Оно связывает прошлое с настоящим, способно преодолеть пространство. И в этом, по Паустовскому, его высший философский смысл.

В. Г. Белинский писал о том, как важно определить главную идею художника, пафос творчества. Такой идеей, «пронизывающей всю деятельность Паустовского 一 и художника, и публициста, и критика, 一 была идея выявления и утверждения прекрасного в жизни» [2]. Паустовский был убежден, что в каждом сердце есть струна, отзывающаяся даже на слабый призыв прекрасного.

Примечания

  1. Генри П. «Дорогой собрат...» (Константин Паустовский и Иван Бунин) // Русская литература. 1996. №3. - С. 188.
  2. Кременцов Л.П. К. Г. Паустовский.仃алант - мировоззрение -мастерство). Ростов н/Д.,1975. - С. 59.
  3. Панова В.Ф. Заметки литератора. - Л.,1972. - С. 132-133.
  4. Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 8 т. - М.,1967-1970. Т.4. - С. 318.
  5. Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 8 т., - М.,1967-1970. Т.8. - С. 251.
  6. Паустовский К.Г. Письмо из Тарусы // Правда. - 26 мая 1956 г.
  7. Паустовский К.Г. Дым Отечества. Рассказы и очерки. - М.,1985. - С. 403.
  8. Паустовский К.Г. Книга о художниках. - М.,1966. -С. 85.
  9. Паустовский К.Г. Повести. - М.,1988. - С. 339.
  10. Паустовский К.Г. Повести.- М.,1988. - С. 338.
  11. Солоухи н Вл. 〇 Константине Паустовском / Константин Паустовский. Избранное. - М.1962. - С. 6.
  12. Холмогоров М. Он между нами жил... // Вопросы литературы. 1995. Вып. 5. - С. 31.

Читати також