О некоторых чертах романтизма в новеллах К.Г. Паустовского военного времени

Константин Паустовский. Критика. О некоторых чертах романтизма в новеллах К.Г. Паустовского военного времени

УДК 821.161.10

И. П. Пикулина

Рассматриваются некоторые признаки романтизма в новеллах «Снег», «Белая радуга», «Поздняя весна» и «Дождливый рассвет», написанных К Г. Паустовским в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: романтизм, новеллистика К. Паустовского, психологический параллелизм.

К. Г. Паустовский был верен романтизму и в годы Великой Отечественной войны. Когда ослабло идеологическое давление и слегка отсту­пили бесчисленные ограничения на публикацию лирических произведений, увидели свет лирико­-романтические новеллы писателя о любви «Снег» (1943), Белая радуга» (1945), «Поздняя весна» (1945), «Дождливый рассвет» (1945). Паустовский всегда: и в мирное время, и в годы войны 一 оставался верен своей постоянной теме 一 прекрасное в человеке 一 и своему герою 一 лич­ности гуманной, совестливой, честной и благо­родной, способной сохранить эти черты даже в минуты тяжелейших испытаний. «Война — дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры. Все-таки писать надо о добром, о хо­рошем, благородном и красивом в человеческой душе. <...> И показывать, как добро в человеке, даже на войне, накапливается постепенно, так постепенно, как и сама литература, оказывает влияние на формирование в нас коренных пред­ставлений о добре и зле, о цели жизни, о любви к родине», 一 говорил писатель при встрече с А. Медниковым, посещавшим его творческие семинары в Литературном институте. «Я пони­мал, что Константин Георгиевич говорил тогда и о своей работе, о том, как ему хочется писать о войне. Он отстаивал права романтики в литературе тех суровых лет», 一 писал в своих воспо­минаниях начинающий писатель [1].

Герои вышеназванных новелл Паустовского 一 это мужчины и женщины в расцвете лет, по- разному испытывающие на себе тяготы войны; они оказываются в силу обстоятельств в тылу в разных уголках России и в какой-то момент сво­ей жизни встречаются друг с другом. Писателя не интересует ни жизнь героев до встречи друг с другом, ни внешность 一 ему интересен их внут­ренний мир, душевные переживания.

И здесь следует обратить внимание на неко­торую нивелированность в изображении Паустовским главных героев, свойственную роман­тизму, которая создаётся за счёт «создания не­кой постоянной совокупности черт характера, переходящих от одного романтического героя к другому в схожих по теме, сюжету художест­венных произведениях. <…> Герой романтика 一 единичный человек, но в то же время всякий любой человек в потенции, он 一 то единичное, что есть в глубине души всех людей», 一 считает Г. А. Гуковский [2]. Какими бы разными людьми ни были главные герои, их всех сближают сим­волические для романтизма черты: Татьяна Пет­ровна и Николай Потапов в новелле «Снег», ху­дожник Петров и Елена Петровна в «Белой раду­ге», лейтенант Луговой и Наталья Самойлова в «Поздней весне», майор Кузьмин и Ольга Анд­реевна в «Дождливом рассвете» 一 все они одиноки, ведут обособленный образ жизни, под­черкнутый автором теми бытовыми условиями, в которых живут герои:

Маленький дом [здесь живет Татьяна Петров­на. 一 Μ. П.] <...> стоял на горе>, <...> на самом выезде из городка [3, 296].

Петров жил в маленьком дощатом доме на берегу горного ручья, обегавшего по обочине го­род [3, 348].

<…> Лейтенант Луговой поселился на ок­раине городка в брошенном доме на дюнах [3, 354].

Герои живут ожиданием счастья:

Если бы знать, что это за таинственное счастье? В чём оно? [Со слезами на глазах думает в «Белой радуге» Елена Петровна. 一 Η. П.] Трудно быть всё время одной, и видеть всёхотя бы эту ночь, и думать обо всем, и никому не улыбаться, не положить руку на плечо, не сказать: «Посмотри, какой падает снег» [3, 350].

Татьяна Петровна [в новелле «Снег». 一 И. П.] долго сидела у стола, смотрела широко откры­тыми глазами за окно, <...> думала, что вот со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомый человек... [3, 298].

Их отличают душевная чистота, гордость, ум, сильная воля, и доброта 一 качества, присущие идеализированным романтическим геро­ям; причём, женские образы возведены Пау­стовским на особый пьедестал: все они молоды, с тёмными внимательными глазами, с низким голосом, в котором нежность и тревога и какая-то таинственность:

Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом [Татьяна Петровна 一 И. П.]? <... >. Она молча смотрела на Потапова тёмными внимательными глазами [3, 300].

На пороге он оглянулся,около рояля, как бы вся пронизанная тёплым светом, стояла она [Наталья Самойлова. ー И.П.], бледная, прекрас­ная, как всегда [3, 358].

Герои Паустовского 一 люди, имеющие тес­ную связь с искусством: Татьяна Петровна и Наталья Самойлова 一 певицы из Москвы, Петров 一 художник, загадочная Ольга Андреевна, прие­хавшая из Москвы, работает в городской биб­лиотеке. Е. А. Алексанян считает, что «вкрапле­ние в сюжетику персонажей, предметов, имею­щих отношение к искусству, <...> придаст по­вышенную лиричность повествованию»[4], это делает его особенно романтичным. Такими «предметами» искусства у Паустовского стано­вятся рояль, присутствующий во всех названных новеллах, а также упоминание многих литера­турных и музыкальных произведений: в новелле «Снег» 一 увертюра к «Пиковой даме» П. Чай­ковского и романс «Для берегов отчизны дальной ...»; строки из стихотворения поэта- символиста С. Соловьева «О, где она, горящая звездами...», взятые в качестве эпиграфа к но­велле «Белая радуга»; в новелле «Поздняя вес­на» звучит романс «Встречали ль вы…» из опе­ры ΙΊ. Чайковского «Евгений Онегин» на слова А. Пушкина; а в новелле «Дождливый рассвет» цитируются строки поэтов начала XX века М. Волошина «Изгнанники, бродяги и поэты...» и А. Блока «И невозможное возможно…» из стихотворения «Россия». Эти упоминания являются глубоко символичными, так как помогают по­нять замысел автора, настроение и переживания героев. Символичными являются и названия новелл: «Снег» 一 название, символизирующее чистоту помыслов и чувств, благородство по­ступков героев новеллы; «Белая радуга» - вихрь чувств, переполнявших героев, который ассо­циируется с вихрем из снега, освещённого яр­ким, праздничным солнечным светом; «Поздняя весна» 一 не только то время, когда состоялась долгожданная встреча героев после долгой му­чительной разлуки, но и символ пусть запоздав­шей, но всё-таки начавшейся «весны» в их отношениях; «Дождливый рассвет» 一 символ за­рождавшихся, но, скорее всего, неосуществимых отношений между героями, о чем природа сожа­леет и поэтому дождливо-печальна.

Мир природы, который, наряду с искусством и любовью, романтики считали основным источником гармонии в жизни, в новеллах Пау­стовского созвучен душевному состоянию героев: незначительные на первый взгляд природные явления становятся глубоко символичными по мере развертывания лирико-романтического сюжета. Так в новелле «Белая радуга» природа, символизируя бесприютность, одиночество ху­дожника Петрова, в начале новеллы предстает зловещей, противостоящей человеку:

К югу от города угрюмой стеной стоял хре­бет Алатау. <…>Ночью над облетевшими тополями подымалась луна, и тогда город казался зловещим от её пронзительного света [3, 348].

Но со сменой настроения главного героя, ко­торый уже нашёл своё счастье и живёт ожиданием скорой встречи с любимой женщиной, при­рода тоже меняется, она окрашивается в празд­ничные краски, ликует в унисон с чувствами героя:

Среднеазиатский город встретил Петрова белизной снегов и огромным солнцем в чистом по-весеннему небе. <...> Широкие улицы сияли <...> зернистыми отвалами, сотнями белых искр <...> [3, 352].

Романтичность стиля новелл Паустовского была во многом обусловлена не только своеобразием творческого мышления писателя, но и широким использованием различных приёмов создания романтической образности в тексте.

Чтобы придать новелле высокую поэтиче­скую образность и в то же время сохранить объективность повествования, писатель часто при­бегал к антропоморфизму 一 наделению неоду­шевленных вещей, явлений качествами живого организма, тем самым возвышая и одухотворяя их. Антропоморфические образы помогали пи­сателю лучше передать душевное состояние своих героев.

Свечи оплывали. Их пламя перебегало, кача­лось, играло в прятки с темнотой, гнездившейся в глубине зала среди красного бархата и пыльно­го хрусталя на люстрах [3, 357].

Море утихло и только изредка вздыхало [3, 359].
В глубине дома заболтал колокольчик [3, 365].
В темноте перешёптывался слабый дождь [3, 367].

Приём психологического параллелизма, традиционно считавшийся романтическим, отождествлял человека с определённым явлением, состоянием природы. Герои новелл Паустовско­го, как и сам автор, отзывчивы к жизни природы. Л. А. Левицкий отмечал: «…Картины природы, щедро рассыпанные в рассказах и исполненные с таким блеском, 一 не нейтральные пейзажи, а неотъемлемая и бесконечно важная часть духовной жизни героев. Поэтому этих картин много, по­этому они сопровождают героев, поэтому они овеяны их настроением, поэтому они постоянно рождают в них отклик» [5]. Состояние окру­жающей природы в зависимости от состояния человека могло меняться. Такую метаморфозу претерпевает погода в новелле «Поздняя весна». Ссора героев, их длительная разлука, пережива­ния влияют на состояние природы:

С Балтики каждый день налетали шквалы с дождём. <...> . Ветер гудел в мокрых соснах.くНа конце каждой сосновой иглы на­растала капля воды, потом отрывалась и пада­ла в вереск. И так, капля за каплей, весь день, будто низкие сосны без конца роняли редкие слезы [3, 354].

По мере сближения героев погода начинает улучшаться:

Барометр пошёл вверх. <...> Ветер сдвинул наконец тяжёлое, облачное небо и уносил его на север, открывая над головой океаны зеленова­того вечернего света <...> [3, 356].

И когда герои приходят к согласию, природ­ные стихии успокаиваются:

Тускло поблескивало море. За облаками едва заметно пробивалась луна, и мглистая голубизна ночи простиралась вокруг в глубоком, непривыч­ном молчании [3, 360].

Так погода, равноценный социальному образ, участвует в разрешении романтического конфликта в новелле.

В своих лирических произведениях Паустов­ский довольно часто прибегал к такому приёму создания романтической образности, как лите­ратурная реминисценция (пат. reminiscentia 一 воспоминание) 一 в художественном тексте чер­ты, наводящие на воспоминание о другом произ­ведении [6]. Литературные образы, вводимые писателем путём использования данного приёма в новеллу, были призваны показать цельность мировоззрения героя, исполняли роль символа, подчеркивающего его душевное состояние. Од­ним из наиболее часто встречающихся в творче­стве Паустовского образов, введённых этим приёмом, является образ Золушки, к которому писатель прибегает и в новелле «Снег». Образ известной всем сказочной героини, являющейся символом женской красоты и доброты, помогает понять душевное состояние Татьяны Петровны, ожидающей счастья и любви и, кажется, дождавшейся этого (ведь Паустовский уверен, что «любовь притягивает на расстоянии» [7]), тем самым заставляя поверить в необычайность про­исходящих в новелле событий и в реальность волшебства:

Сейчас Татьяна Петровна меньше всего по­ходила на взрослую. Она вся как будто светилась и была больше похожа на ту девушку с зо­лотыми волосами, которая потеряла хрусталь­ную туфлю во дворце [3, 299].

Паустовский, являясь признанным мастером слова, всегда умел точными метафорами, эпитетами, сравнениями, метонимиеи выразить суть происходящего в новелле. Созданные им с по­мощью средств выразительности синестезии (по определению Н. А. Корзиной, «межчувственные ассоциации» [8]) помогали во всей полноте пе­редать все оттенки чувств его героев:, мимолет­ные порывы души, что позволяло лучше понять замысел писателя и по достоинству оценить его словесное мастерство, способное с помощью сложных зрительных, слуховых, осязательных и обонятельных ощущений нарисовать сложную картину действительности.

Наиболее широкое распространение в выше­названных новеллах получили визуально­чувственные синестезии, часто усложняющиеся цвето-звуковыми составляющими, потому что именно они способны были показать сложную палитру чувств героев в новеллах о любви.

Слеза появилась в уголке глаза. <...>. Свет фонаря на перекрестке сразу сделался колючим, как сусальная ёлочная звезда (визуально­-чувственная синестезия в новелле «Белая раду­га») [3? 350].

От дуновения, поднятого её [Самойловой.ー И. П.] белым шёлковым платьем, вздрогнули и разлетелись в стороны язычки свечей. Потом они снова поднялись кверху треща и разгораясь (звуко-визуальная синестезия в новелле «Позд­няя весна») [3, 357].

Может быть, она сказала ещё что-нибудь, но с реки сердито закричал пароход, жалуясь на промозглый рассвет, на свою бродячую жизнь в дождях, в туманах (звуко-чувственная синесте­зия в новелле «Дождливый рассвет») [3, 372].

Лирическая природа образов и характер ху­дожественных средств, используемых Паустов­ским в названных новеллах, позволяют причис­лить их к романтическим произведениям, где отразилось особое романтическое мировосприя­тие писателя.

Библиографический список

  1. Медников, А. Уроки мастерства // Вос­поминания о Константине Паустовском. 一 М.: Советский писатель, 1983 . ー С. 98.
  2. Гуковский, 「. А. Пушкин и русские ро­мантики / Г. А. Гуковский. 一 М.,1995. 一 С. 32.
  3. Паустовский, К. Г. Собр. соч. в 9 т. ー М.: Худож. лит.,198о. 一 Т. 6.一С. 256. Далее все ци­таты из произведений Паустовского даются в тексте по этому изданию с указанием тома и страницы в квадратных скобках.
  4. Алексанян, Е. А. Константин Паустовский _ новеллист / Е. А. Алексанян. - М.,1969. 一 С.133.
  5. Левицкий, Л. А. Константин Паустов­ский. Очерк творчества / Л. А. Левицкий. ー М.: Советский писатель, 1977. ー С. 359.
  6. Литературный энциклопедический словарь. 一 М.: Советская энциклопедия, 1987. 一 С. 322.
  7. Паустовский, К. Г. Повести и рассказы // Золотая роза . ー Лениздат, 1979. ー С.195 .
  8. Корзина, Н. А. Специфика художествен­ного образа в прозе 3. Г. Гофмана // Романтизм. Открытия и традиции. Сборник научных трудов под ред. Тарасова Л. В / Н. А. Корзина, 一 Кали­нин, 1988.-С. 25.

Пикулина Ирина Павловна, старший препо­даватель кафедры «Русский язык» Ульяновского высшего военного инженерного училища связи, соискатель кафедры ФИДР.

Читати також


Вибір редакції
up