Биография Николая Полевого

Биография Николая Полевого

Николай Алексеевич Полевой – русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк и переводчик; идеолог «третьего сословия» – родился 22 июня (3 июля) 1796 года в Иркутске.

Родившись в сибирской купеческой семье, Полевой никогда не забывал о своём происхождении; едва ли не первым в русской журналистике выражал интересы купеческого сословия и нарождающейся буржуазии. Получил домашнее образование. Дебютировал в печати 1817 году в журнале «Русский вестник». С 1820 по 1836 жил в Москве, затем переехал в Санкт-Петербург.

Позиционируя себя представителем народа в литературе, противопоставлял наднациональному классицизму романтизм (в котором — вполне в русле мифологической школы — видел отражение в искусстве особенного духа каждого народа).

В 1820-1824 стихи, заметки, очерки, статьи, переводы с французского печатал в журналах «Отечественные записки», «Северный архив», «Сын отечества», альманахе «Мнемозина».

Русское слово «журналистика», введённое в оборот в начале 1820-х самим Полевым, поначалу воспринималось неоднозначно. В то время литературная деятельность была уделом исключительно дворянства. Появление в печати выходцев из податных сословий, обязанных своей карьерой только собственным усилиям и способностям, — как, например, Полевой и Погодин, — вызывало недоумение и насмешки.

С 1825 по 1834 Полевой издавал в Москве невиданными прежде тиражами журнал «Московский телеграф», где помещал собственные статьи по литературе, истории и этнографии. В журнале подчёркивалась положительная роль купечества, торговли и промышленности в жизни России. Полевой нередко позволял себе нападки на дворянскую литературу и критиковал основных её представителей за оторванность от народа и его нужд. Журнал был закрыт по личному распоряжению Николая I за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Н. В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». После закрытия издания Полевой был отдан под ближайший непосредственный надзор Московского обер-полициймейстера Л. Н. Цынского, который, по отзывам самих братьев Полевых, относился к бывшему редактору настолько лояльно, насколько это позволяла его должность, что, возможно, весьма поспособствовало смене либеральных взглядов Полевого на верноподданические.

Вскоре Полевой переехал в Санкт-Петербург, где с 1835 по 1844 издавал иллюстрированный ежегодник «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей». Участвовал в «Северной пчеле», в 1837-1838 заведовал литературным отделом газеты. В 1838-1840 был редактором «Сына отечества».

В 1841 Полевой вместе с Н. И. Гречем начал издавать ежемесячный журнал «Русский вестник» и был его единоличным редактором в 1842-1844. Незадолго до смерти, в конце 1845, договорился с издателем А. А. Краевским о редактировании «Литературной газеты». В петербургские годы выступал против В. Г. Белинского и так называемого гоголевского направления в литературе.

Николай Полевой умер 22 февраля (6 марта) 1846 года в Санкт-Петербурге «от нервной горячки», вызванной заключением в Шлиссельбургскую крепость его сына-студента, Никтополиона, задержанного при попытке самовольно перейти границу.

Он был одним из первых литераторов, похороненных в той части Волкова кладбища, которая позднее получила название Литераторских мостков. От Никольского собора, где проходило отпевание, до кладбища толпа несла гроб на руках.

Белинский, сам активно полемизировавший с Полевым, тем не менее признал его значительные литературные заслуги в некрологе ему. Последующее поколение чтило в Полевом предшественника той разночинской интеллигенции, которая вышла на арену общественной и литературной жизни в 1840-е, однако сочинения его довольно быстро были преданы забвению и перестали издаваться.

Полевой не только пропагандировал эстетику романтизма (в духе упрощённого шеллингианства) в своих журналах, но и сам написал романтические повести «Блаженство безумия» (1833), «Живописец» (1833), «Эмма» (1834) и др. Основная тема беллетристики Полевого — сословные препятствия, с которыми сталкиваются в дворянском обществе одарённые разночинцы.

Полевому принадлежат четыре десятка пьес. Чаще всего он обращается к событиям и деятелям русской истории. А. Н. Островский отмечал, что в царствование Николая I патриотические пьесы Полевого и Кукольника давали русским театрам «большие и постоянные сборы».

С июля 1829 Полевой издавал сатирическое приложение к «Московскому телеграфу», продолжавшее традиции просветительской сатиры конца XVIII века, — «Новый живописец общества и литературы». Почти всё многообразное по жанрам содержание «Нового живописца» вышло из-под пера самого издателя; по Белинскому, это «лучшее произведение всей литературной деятельности» Полевого. Отличительной чертой манеры Полевого-сатирика видится отказ от преувеличений и гипербол.

Помимо переводов зарубежной прозы, выполненных для «Московского телеграфа» (в частности, сказок Гауфа), Полевому принадлежит весьма вольный прозаический перевод «Гамлета» Шекспира (1837) — с сокращениями и прибавлениями.

В противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, представлявшей всю историю России как хронику действий верховных её правителей, Полевой написал «Историю русского народа» (т. 1-6, 1829-1833). В этом труде он стремился перейти от изображения роли правителей, военных и внешнеполитических событий к выявлению «органического» развития «народного начала».

Прижизненные издания беллетристики Н. А. Полевого:
«Повести и литературные отрывки». М., 1829-30
«Мечты и жизнь». Ч. 1-4. М., 1833-1834
«Аббаддонна», роман М., 1834, СПб., 1840
«Византийские легенды. Иоанн Цимисхий». Ч. 1-2. М., 1841
«Были и небылицы» СПб., 1843
«Повести Ивана-гудошника», СПб., 1843
«Старинная сказка об Иванушке-дурачке», СПб., 1844

Некоторые пьесы Н. А. Полевого:
«Симеон Кирдяпа», 1828
«Краковский замок», 1829
«Клятва при гробе Господнем», М., 1832
«Козьма Минич Сухорукой» М., 1833
«Чересполосные владения. Комедия-водевиль» М., 1838
«Дедушка русского флота», СПб., 1838
«Уголино», М., 1838
«Елена Глинская», 1839
«Иголкин, купец новгородский», 1839
«Параша-сибирячка», СПб., 1840
«Костромские леса», 1841
«Ломоносов, или Жизнь и поэзия», 1843
«Русский моряк. Историческая быль», 1843
Итоговое издание: Драматические сочинения и переводы. Ч. 1-4. СПб., 1842-1843
«Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь», СПб., 1845

Сочинения Н. А. Полевого вне беллетристики:
«История русского народа», Т. 1-6. М., 1829-1833
«Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы». М., 1833
«Русская история для первоначального чтения», Ч. 1-4. М., 1835-1841
«Христофор Колумб» М., 1835
«Очерки русской литературы» Ч. 1-2. СПб., 1839 (статьи о Державине, Жуковском, Пушкине и др.)
«История Князя Италийского, графа Суворова-Рымникского» СПб., 1843
«История Петра Великого», Ч. 1-4. СПб., 1843
«Повесть о великой битве Бородинской», СПб., 1844
«История Наполеона», Т. 1-5. СПб., 1844-1848
«Русские полководцы», СПб., 1845
«Обозрение русской истории», СПб., 1846

Биография

Произведения

Критика


Читати також