01-03-2021 Литература 512

Классический роман на современной почве (И. Июльская «Леночка, или Анна Каренина наших дней»)

Классический роман на современной почве (И. Июльская «Леночка, или Анна Каренина наших дней»)

Наталья Царёва

Моя предыдущая рецензия был посвящен экспериментальной, постмодернистской прозе Юлии Беловой, а в нашем сегодняшнем разговоре хочу рассказать о романе, который можно было бы назвать классическим… если бы он не был написан нашим современником. На связь с классикой прямо указывает уже название книги – «Леночка, или Анна Каренина наших дней».

Правда, мне главная героиня напомнила не Анну Каренину, для этого в ней маловато страсти, а скорее Эмму Бовари, медленно сходящую с ума от пустоты и бессмысленности своего существования. Но по порядку.

Леночка воспитывается в благополучной интеллигентной семье, окруженная заботой и вниманием. Мама ее – завуч в школе, отец – музейщик. Живет семья в провинциальном Вологжанске, вымышленном городе, в котором можно легко угадать черты областного центра центральной России. Леночка – единственный ребенок, ей не нужно ни с кем делить любовь родителей. Умная от природы, она прекрасно учится. Много читает. Все хорошо и замечательно в ее жизни, кроме одного… все не приходит в нее любовь. Нет на горизонте прекрасного принца, о котором грезит она, начитавшись романтических историй.

Одно из достоинств книги – глубокий психологизм. Все персонажи изображены очень узнаваемо и достоверно. Читая, как будто видела перед собой авторитарную, властную маму, мягкого, всегда чем-то виноватого перед ней отца… Эта инверсия полоролевых моделей поведения, видимо, и послужила причиной развернувшейся семейной драмы.

С подобным типажом авторитарной мамы-завуча мы недавно уже сталкивались в другой книге, «Сандаликах» Татьяны Грачевой. В самом деле, кто из нас не видел таких женщин? Сильных, уверенных в себе, успешных в карьере. Но не очень-то счастливых в личной жизни… А почему? А все потому же.

Как поет Диана Арбенина:
«И можно быть сильной,
А нужно быть слабой».

Редко какой мужчина может спокойно вытерпеть рядом с собой властную жену, все время стремящуюся доминировать. А не доминировать она не может просто в силу своей природы. Потому что это инстинкт… Любой человек, мужчина или женщина, неважно, стремится захватить в семье, в коллективе столько власти, сколько получится. Ситуация многократно усугубляется, когда женщина привыкла руководить на работе. Тем более в школе, где сам трудовой процесс связан с постоянным удержанием внимания на себе, с непрерывным подавлением чужой воли и продвижением того, что именно ты считаешь важным. На мой взгляд, работа в школе, особенно средней школе (так как в начальной большее значение имеют материнские функции, а в высшей – непосредственно интеллектуальное руководство), создает огромные риски для сохранения женственности. Профессиональная деформация личности – не миф.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что обнаружив рядом с собой молоденькую, наивную, смотрящую на него восхищенными глазами выпускницу истфака, отец Леночки Крылевской сделал немыслимое для этого честного человека – изменил жене. Мне думается, он просто рядом с ней почувствовал себя мужчиной – наконец-то. Так началась его долгая двойная жизнь, потому что молоденькая влюбленная Люба вскоре забеременела и родила ему дочь…

В каком-то смысле Леночка Крылевская повторяет судьбу отца. Такая внешне высоконравственная, интеллигентная, она оказывается способна не только на измену, но и долгие годы живет двойной жизнью – с мужем и любовником.

Замуж Крылевская выходит не от большого ума. Вообще надо сказать, по-женски она не очень умна. По сути ее просто достали насмешки окружающих и стало страшно остаться старой девой – вот и все причины для замужества. Она живет нецелованной почти до самого окончания института, все в ожидании прекрасного принца… Но время идет, принца не видать, и Крылевская дает свое согласие первому, кто посватался – племяннику старой знакомой, парикмахерши Ольги Семеновны.

Нельзя не отметить, что образ этой парикмахерши – большая удача. С Леночкой их связывает взаимная неприязнь. Лена считает Ольгу Семеновну грубой и некультурной, а та ее в свою очередь – высокомерной и набалованной. И в этом, надо сказать, есть своя правда. Крылевская – единственный ребенок в благополучной семье. Она живет в благоустроенной квартире (что в 80-е, когда начинается действие романа, еще не является абсолютной нормой). Она не знает, что такое топить печку, выносить помойное ведро, ей никогда, даже из-под палки, не приходилось работать в огороде… Характерно, что у нее совсем не было деревенского детства, родители покупали ей на каникулы путевки на море, в Крым… По сути земляную, низовую Россию Крылевская и не знает – она горожанка-белоручка, которую страшно беспокоит сохранность своего маникюра.

Не все браки без любви неудачны. Но этот неудачен. Видимо, у молодого супруга, Алексея, у самого не очень большой опыт (если он есть вообще), потому что в их первую брачную ночь все происходит «быстро и безболезненно», но никакой радости Леночка не ощущает. Ни тогда, ни потом… Зачем было, казалось бы, выходить замуж за мужчину, который как мужчина никакого интереса для тебя не представляет? В основание такого брака уже заложена бомба с часовым механизмом. Которая взорвется – рано или поздно.

Судя по всему, Крылевская – обладательница достаточно слабой сексуальной конституции. В противном случае едва ли она довольствовалась бы мечтами и грезами столь долго… Этим же объясняется ее равнодушие к супругу, не сумевшему разбудить в ней любовницу. То же самое, видимо, лежит и в основе ее тяжелых родов, потому что это все взаимосвязанные вещи. Кому очень надо, те и рожают, как правило, легко, и наоборот. Неудивительно, что и полноценно кормить сына Леночка не может, у нее начинается мастит… Молодому супругу даже кажется, что она совсем не хочет жить… А так оно и есть! Зачем жить, если ты, как последняя дура, родила ребенка от мужика, на которого тебе начхать?

Автор подчеркивает, «нет, матерью Леночка была замечательной», но… Но, наверное, все познается в сравнении. Есть женщины, реальные женщины, которые плачут над кроваткой своего ребенка, которым противно дать его в руки даже близким родственникам. Такой материнский фанатизм не про Крылевскую. Заботы о ребенке, пока она восстанавливается после родов, берет на себя мама и муж, и в дальнейшем они посвящают ему очень много времени… Когда сыну исполняется полтора года, Леночка выходит на работу – для ребенка нанимается деревенская няня. По сути Колюня, как и она сама, растет в тепличных условиях… А в дальнейшем… Сына готовит к школе бабушка-учительница, папа укладывает его спать и рассказывает «про звезды». Складывается впечатлением, что Крылевская существует с сыном в параллельных мирах, находясь очень близко и в то же время очень далеко друг от друга. Если она им вообще интересуется, то читатель этого не видит. Она вся в своих любовных переживаниях, в бесконечном самокопании, рефлексии… но не в ребенке.

Вообще при чтении мне все время казалось, что за этой внешней «аристократичностью» и «интеллигентностью» кроется обычный холодный эгоизм. Повторяя «я дурная женщина», «я детоубийца» (так как в результате своих любовных похождений она вынуждена сделать аборт) и прочее, Крылевская тем не менее продолжает все в том же духе, не останавливаясь ни на секунду, даже не предпринимая попытки бросить свою двойную жизнь… Раздражает тут даже не собственно ее поведение, а патетика, которой оно окружено.

Кончается все это вполне закономерно, хотя и не так, как в романе Льва Николаевича Толстого. Анна Каренина наших дней получает свой шанс на счастье. Ну а ее сыну, видимо, придется как-то взрослеть без матери, впрочем, юноше уже пятнадцать, и он совсем не младенец.

В романе ставится всегда актуальный вопрос – что важнее, долг или чувство? Следует ли сохранять семью только из чувства долга? «Ты жена, и ты должна…» Но ведь и мать должна, и бабушка должна – если не поставить этому предел, цепь обязательств действительно будет опутывать до гробовой доски! Как сказала одна моя виртуальная приятельница, «если через двадцать лет появится движение внуки-фри, я буду в его первых рядах».

Можно ли пожить, как говорят, «для себя», хотя бы когда собственные дети становятся взрослыми?.. А сам ты разрешишь ли это себе? Не будут ли тебя мучить угрызения совести, ощущение, что что-то упущено, потеряно? Это сомнения, характерные именно для женщин, сильная половина человечества их вряд ли поймет…

Рано или поздно дети вырастут, и что тогда? Ждать уже внуков, продолжая жить с человеком, к которому не испытываешь никаких чувств? Поставить на себе крест как на женщине?.. А лучшие годы уже ушли, время упущено… В пятьдесят поздновато начинать новую жизнь…

Мораль сей басни такова: не надо выходить замуж только ради того, чтобы не остаться старой девой. В особенности если вы холодная женщина, чья чувственность еще даже не проклюнулась.

Потому что XIX век кончился, и велик шанс, что она-таки проклюнется. И не с мужем. И вот что тогда делать?

Подытоживая сказанное, повторюсь – к несомненным достоинствам романа относится его психологизм, достоверность в изображении героев. Узнаваемы исторические реалии, прекрасно чувствуется дух эпохи. 90-е годы я хорошо помню, но 80-е для меня время совершенно чужое, знакомое только по фильмам и рассказам родственников. Это одна из причин, по которой мне было сложно проникнуться идентификацией с главной героиней – мы принадлежим к разным поколениям, наше взросление пришлось на совсем разное время. Другие – различный характер и воспитание. Но Ирина Июльская изображает перестройку, распад СССР, ельцинские реформы так, что составить о них представление смогут даже девочки младше меня, прогулявшие все соответствующие уроки истории в школе.

Конечно, в таком большом романе просто не может быть все идеально. Не совсем достоверными и удачными мне показались два момента. Первый – достаточно высокий уровень жизни семьи в нулевые, учитывая, что Елена почти бесплатно работала в музее, а ее супруг Алексей был всего лишь ученым, хотя и успешным. Второе – непонятно, на какие шиши содержал прислугу потомок графов Воронцовых-Хрусталевых, к которому в Лондон приезжает Леночка? Просто уже к 60-м наступило время, когда, по выражению Агаты Кристи, стало невозможно нанять прислугу, а тут целый штат… и на что…

В ходе чтения были замечены пунктуационные ошибки, несколько раз плыла грамматика, однако в целом оформление книги находится на неплохом уровне. Полагаю, работа добросовестного корректора окончательно доведет его до ума.

Я смело рекомендую роман всем, кто любит истории о семье, о смене поколений, о становлении личности, тем, кто не любит однозначных трактовок и морализаторства. О судьбе Леночки Крылевской можно много спорить, дискутировать, равнодушным ее история точно не оставит. А многозначность трактовок, наличие поля для различных интерпретаций – это и есть признак настоящей большой литературы.


Читати також