Загадки и головоломки от Елены Козиной. Под одной крышей, Мятное сердце и другое
Наталья Царёва
Есть книги – как елочные игрушки. Читаешь – и просыпается детская вера в чудеса. Есть – как старенький плюшевый мишка. Это ничего, что лапа его держится на одной нитке, а вместо левого глаза пуговица, зато он тепленький и родной. А есть – как шкатулка с секретом или головоломка, забава для пытливого ума.
У Елены Козиной именно такие книги. Книги с
двойным дном, книги-перевертыши. Они придутся по душе всем любителям интеллектуальных
загадок, всем, кому нравится читать между строк и строить необычные
предположения.
Самое значительное произведение автора, на мой
взгляд, повесть
«Под одной крышей». Главный герой – бывший
спецназовец Гарри Максвелл, ставший после ранения инвалидом – получает письмо
от незнакомки, некоей Бекки Филлз, которая желает поселиться у него в доме… Как
правило, я с большим скепсисом отношусь к произведениям отечественных авторов,
написанных про далекие иноземные края, так как обычно обращение к географически
чужим реалиям вызвано просто неумением писать о том, что ты видишь у себя перед
глазами. Творения про «волшебную» заграницу начинающих авторов сродни фэнтези
самого дурного пошиба, лишены логики и правдоподобия. Но в отношении книг Елены
Козиной скептицизм, по счастью, оказывается неоправданным. Прекрасно
проработанная матчасть и психологизм создают полное ощущение присутствия.
Когда читаешь «Под одной крышей», создается
ощущение, что ты смотришь один из фильмов Альфреда Хичкока. В декорациях
американского Палмера разворачивается настоящая психологическая драма. Может
быть, триллер, а может быть, детектив… И разгадка здесь в духе классических
детективов Агаты Кристи и Рекса Стаута: все оказывается совсем не так, как
представлялось поначалу. Удивляешься мастерству, с которым сделана эта вещь.
Никаких забытых и оборванных нитей, ничего лишнего. У Елены Козиной тексты
всегда проработаны и вычищены на пятерку, с редким авторским перфекционизмом.
К детективной традиции обращается автор и в
рассказе
«Неподражаемый Джимми Вуд». Снова вспоминаются Агата
Кристи, Рекс Стаут, Эрл Стэнли Гарднер, Дэшил Хэммет… Весь рассказ построен на
обыгрывании приевшихся киношных и литературных штампов. Это блестящая
(поверьте, я нечасто употребляю данное слово!) стилизация, маленький шедевр.
Таких отточенных, превосходно отделанных текстов в самиздате почти не
встретишь, да и на бумаге они – редкость. В какой-то момент при чтении я
заподозрила, что у героя раздвоение личности… и промахнулась. Развязка вновь,
как в «Под одной крышей», стала для меня полной неожиданностью.
Вообще автор – специалист по неожиданным
концовкам. Ей же может похвастаться и рассказ
«Призвание»,
главный герой которого Юджин трудится на машиностроительном заводе Мэддокса, но
мечтает при этом стать писателем. Известная тема… Старый, опытный кадровик
отговаривает юношу: не надо гоняться за призраками в облаках, не стоит строить
замки на песке. И ведь в словах его много здравого смысла. Юджин спрашивает, а
была ли у этого уже хорошо пожившего, сложившегося человека мечта? И тот
вспоминает: да, когда-то хотелось ему купить лодку и рыбачить в море, но жизнь
сложилась иначе, и его место на заводе.
В истории Юджина нет бунта. Нет ниспровергания
авторитетов. В конце этого небольшого рассказа «отцы и дети» удивительно синхронизированы.
В отношениях героев царит мир и взаимопонимание, а в судьбах наступает явно
какой-то новый, интересный этап. Финал в произведениях Елены Козиной всегда
носит жизнеутверждающий, оптимистичный характер. Автор, кажется, крепко в то,
что «хорошие люди всегда могут договориться», как гласит кеттарийская мудрость,
придуманная Максом Фраем.
В рассказе «Странник» вновь
звучит тема ученика и учителя. Некто по имени Боб готовит к таинственной, но
очень ответственной миссии молодого пилота по имени Джошуа. Тот и без
того взволнован перед стартом, а Боб еще сообщает, что после начала миссии
Джошуа забудет и его, и все, чему он его научил… Это единственный рассказ,
подоплеку которого я сумела заранее разгадать.
Несколько проще технически сделана повесть «Мятное
сердце»
. Единственная вещь, которую можно назвать романтической. Но
при этом любовная тема носит в ней очень сдержанный характер. Никакой
экспрессии, бьющих через край эмоций, несмотря на то, что описывается в ней
настоящая драма. Молодая девушка полюбила женатого человека, чувство взаимно,
но разводиться мужчина вовсе не собирается – история, старая как мир.
Мистический элемент делает повесть мягче, теплее… Даже смерть в этой книге
подается без острого накала. Смерть в ней – просто переход в иное состояние,
для многих долгожданный… Оставшиеся здесь, конечно, не могут принять
случившееся с полным смирением, но участие близких, дружба и забота
небезразличных людей помогают легче пережить боль.
Эта тема дружбы, участия идет как бы вторым
планом в текстах Елены Козиной, но она очень важна. Автор наглядно показывает –
ни один человек не висит в пустоте, никто не одинок в полной мере. И у Гарри
Максвелла были не одни демоны из его головы, но еще и сосед Чез, а у Лизы
Амеловой, главной героини «Мятного сердца» – ее подруга Анька Селезнева,
настырная и бесцеремонная, но приходящая в трудный момент на помощь, и Марина
Анатольевна Глинич, старшая коллега, которая относится к Лизе с материнским
участием. Этот образ – большая удача автора. У Глинич – большой жизненный и
профессиональный опыт, она не строит иллюзий и смотрит на мир без розовых
очков. Ей жаль Лизу, тратящую зря свои лучшие годы… и она пытается предостеречь
ее от ошибок, свойственных горячей и порывистой молодости.
В повести нет однозначно прописанной морали, нет
правых и виноватых. В жизни редко бывает «по справедливости», да и сама
справедливость – условность, для каждого она своя. Но жизнь идет, жизнь течет,
смывая следы старых ошибок. Плохое забывается. А дружба и любовь украшают
будничное, повседневное существование, дарят мгновения острого, неподдельного
счастья. Как на том катке, где катается в эпилоге повести Лиза Амелова…
Повести и рассказы Елены Козиной всегда прекрасно
выдержаны стилистически, превосходно вычитаны. Никаких потерянных запятых,
опечаток. Автор владеет композицией, не сворачивая действие прежде времени и не
затягивая его. Может быть, не всем понравится некоторая сдержанность в
изображении эмоций героев, но это дело вкуса. Книги Елены Козиной похожи на
коктейль с мороженым: вкусно, холодит и очень хочется еще. Что ж, хорошего не
бывает много.