17.01.2022
Виктор Ерофеев
eye 291

Проблемы современности в публицистике Виктора Ерофеева

Виктор Ерофеев. Критика. Проблемы современности в публицистике Виктора Ерофеева

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10470

А.А. Леонская, магистрант
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)

В данной статье мы изучаем взгляды Виктора Ерофеева в его публици­стических материалах на вопросы современности: толерантность и феминизм. Рас­сматриваем явление расизма, которое присуще современному обществу. Делаем вывод, что на любое событие, происходящее в России, Ерофеев смотрит не взглядом человека, который имеет к данной стране большую принадлежность, чем к Европе, а, в первую очередь, пытается сопоставить происходящее здесь с западными ценностями.

Ключевые слова: Виктор Ерофеев, проблемы современности в России, общество, толерантность, феминизм, расизм, западные ценности

A.A. Leonskaya, Graduate Student
Kuban State University
(Russia, Krasnodar)

PROBLEMS OF MODERNITY IN THE PUBLICISM OF VICTOR YEROFEEV

In this article we study the views of Victor Erofeev in his journalistic materials on the issues of modernity: tolerance and feminism. We consider the phenomenon of racism, which is inherent in modern society and nes trends of the Russian language. We conclude that any event in Russia, Erofeev does not look with the eyes of a person who has a greater affiliation to this country than Europe, but, first of all, tries to compare what is happening here with western values.

Keywords: Victor Erofeev, modernity problems in Russia, society, tolerance, feminism, rac­ism, western values.

Виктора Ерофеева волнует один из главных вопросов современного общества - вопрос толерантности. Особенно его проявление в нашей стране, которой куль­тура толерантности чужда, по мнению ав­тора. Ведь если человек поддерживает данную культуру, то автоматически стано­вится членом прогрессивной части нашего общества. Россия же к этой части, по всей видимости, не принадлежит:

«Толерантность - ключевое понятие, которое очень многое расставляет по сво­им местам. Если вы за толерантность - вам в демократическое общество, исповедую­щее плюрализм взглядов, либеральную идеологию, готовность противостоять то­талитарным системам, террористическим государствам» [1].

Также, по мнению Ерофеева, толерант­ность очищает человека от всяких прояв­лений расизма, национализма, исключи­тельности вероисповедания, деления лю­дей по различным признакам. Но, кажется, что в нашей стране образованный, умный человек и без всякой толерантности ува­жает свободы и права другого человека, не придавая какого-либо значения его расе, нации или вероисповеданию. Кстати, осо­бенно сильно, думаем мы, это проявилось в СССР, который Ерофеев так сильно пы­тается выставить своеобразной «империей зла».

«Россия в ее сегодняшнем виде нахо­дится по отношению к толерантности в промежуточном положении... «...» В этом противостоянии толерантности Запада, с одной стороны, и слегка закамуфлирован­ной нетерпимости официальной России к западным ценностям - с другой, и заклю­чается основной конфликт двух систем, чреватый катастрофами, вплоть до гло­бальной войны» [1].

Честно сказать, никаких предпосылок для ведения глобальной войны, которую нам предрекает Ерофеев, мы в той культу­ре толерантности, присущей России, не видим. Даже наоборот, мы считаем, что именно промежуточное положение не по­зволяет скатиться в тот абсурд, который из себя на данный момент представляет за­падная толерантность. В качестве показа­тельного примера возьмем такую область искусства как кинематограф.

Многие представители афроамерикан­цев в Соединенных Штатах жалуются, что для таких актеров практически нет ролей во многих фильмов. И за счет этой самой толерантности пытаются пробить себе ме­сто. Бороться за себя и свое призвание - хорошо, если не доводить ситуацию до аб­сурда. Ведь прошлое социальное положе­ние, в котором было вынужденно сущест­вовать чернокожее население, конечно, являлось крайне неблагоприятным. И классические произведения, созданные в то время, естественно, исключали подоб­ных персонажей. Но в современных экра­низациях классики они могут спокойно получить роль, на которую явно требуется человек с белой кожей по самым разным причинам. Отказать - значит, стать спод­вижником расизма. Согласитесь, довольно глупо бы смотрелся чернокожий актер в роли того же Онегина, Печорина или Рас­кольникова. При этом наши кинематогра­фисты всегда с уважением относились к представителям черной расы. И если пер­сонаж темнокожий, как в фильме Георгия Данелии «Совсем пропащий» (экраниза­ция повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»), его будет играть именно такой актер.

От статьи, посвященной толерантности, логичным, на наш взгляд, перейти к мате­риалу, который по тематике соприкасается с данной темой. Это статья «8 марта - ми­мозы, метаморфозы и сексизм». Как из­вестно, на сегодняшний день в нашей стране активно развивается феминистиче­ское движение, которое, время от времени, переходит к самым радикальным мерам в своем активизме. Показательный случай, произошедший 8 марта 2019 года, как раз в то же время, когда вышел материал Вик­тора Ерофеева.

В петербургское кафе «Симона» про­никла группа активистов, которые попро­бовали традиционным способом поздра­вить представительниц женского пола. За свою настойчивость молодые люди полу­чили дозу перцового аэрозоля в глаза. В тот же день активистки, собрав все пода­ренные им цветы, пошли к одному из го­родских загсов. У дверей лежал обнажен­ный мужчина, усыпанный этими самыми цветами. Рядом стояли активистки с транспарантом, гласившим следующее: «Ваши цветы прорастут на могиле патри­архата» [2].

В отношении данного праздника Еро­феев, на первый взгляд, занимает доста­точно ясную и даже верную, на наш взгляд, позицию. Но все равно, так или иначе, обнаруживает в тексте свое тяготе­ние к западным ценностям. Он рассказы­вает о трансформации это дня в истории России - как он начинался и во что пре­вратился сегодня. Действительно, празд­ник достаточно сильно видоизменился. Клара Цеткин и Роза Люксембург явно ра­товали не за дополнительный выходной день, а за признание женщин наравне с мужчинами. Несмотря на это, в народном сознании русского человека данная дата все-таки больше ассоциируется именно с конфетно-букетным наполнением, чем с борьбой за равенство.

Но все-таки Ерофеев, как человек тяго­теющий к западным ценностям, не может не вставить сюда небольшое замечание, которое снова характеризует его не с са­мой лучшей стороны: «Если смотреть на российский вариант 8 марта из Европы, то он действительно покажется сексистским по своей сути. В самой России в новом по­колении его нередко воспринимают как архаический осколок советского бытия, а многих российских феминисток он просто-напросто раздражает» [3].

То есть, как нам кажется, на любое со­бытие происходящее в России, Ерофеев смотрит не взглядом человека, который имеет к данной стране большую принад­лежность, чем к Европе, а, в первую оче­редь, пытается сопоставить происходящее здесь с западными ценностями. Они же, в свою очередь, многими людьми в России отвергаются или берутся для опоры лишь частично. Но при этом человек все равно пытается размышлять, даже рассматривая ситуацию с нескольких сторон, как тот, кто живет именно в российских реалиях. Получается, что и мыслит себя, прежде всего, как русский человек. Ерофеев же, исходя из такой логики, мыслит себя больше европейцем, считая, что именно такое осмысление дает ему право на ту критику, которую он выписывает на стра­ницах различных изданий.

Библиографический список

  1. Ерофеев В.В. Чужда ли России культура толерантности? // DW: Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире. 2020.
  2. Ежергина Е. «Цветы на могиле патриархата»: Акция феминисток против навязчивых поздравлений с 8 марта // The Village — Новости, люди, места, события. 2019.
  3. Ерофеев В.В. 8 марта - мимозы, метаморфозы и сексизм // DW: Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире. 2020.

Читати також


Вибір читачів
up