18.09.2015
Архив
eye 699

Украина на фото: рассказ на фотофестивале в Арле

Украина на фото: рассказ на фотофестивале в Арле

Актуальность событий в Украине в лентах новостей безусловно должна была привлечь внимание и в культурном пространстве. Сосредоточена она, правда, в основном на тех же наболевших и давно известных явлениях. Таких, например, как постсоветские трансформации. Необычно "много Украины" можно было увидеть на нынешней международной выставке во французском городе Арле, но сначала кратко о самом событии.

Международный фестиваль фотографии уже 45 лет проходит в южном французском городе Арль. Это масштабное культурное мероприятие, которое длится несколько месяцев - с июля до второй половины сентября. Десятки выставок размещаются в исторических зданиях города, некоторые из которых датированы ХII веком. Здесь, кстати, жил, лечился, рисовал когда-то Ван Гог. Фотособытие получилj признание в мире благодаря тому, что значительная часть организованных выставок представлена зрителю впервые.

Ежегодно фестиваль привозит уникальные экспозиции по крайней мере нескольких фотографов, с чьими именами ассоциируется становление фотографии как искусства и профессии. В этом году выставка известного американца Стивена Шора была, казалось, и праздником, и путешествием, и манифестом таланта, смелости и творческого поиска.

И путешествие, и труд, и творческий поиск - все это про Стивена Шора, и все это можно было увидеть благодаря той части выставки, рассказывающей о начале его творческого пути. Дальше - другой этап, когда открытие уверенного художника становится одновременно открытием для мира. "Банальные" путешествия, гостиничные комнаты, пищевые натюрморты в стиле Instagram, детализированные пейзажные фактуры - все снято в 1970-е тяжелой студийной камерой, в цвете. Этой "простоты на высшем уровне" до этого никто еще не создавал.

На выставке Стивена Шора можно увидеть "Украинский уголок". Фотографии Украины сделаны в 2012 - 2013 в домах и городах украинских евреев, переживших Холокост. "Сделаны недавно, а такое впечатление, что 20 лет назад", - говорит гид фотофестиваля.

Действительно ... На фото - советские предметы, характерные ковры, военные награды ... В описании к выставке говорится о трагедии Холокоста, об эпохе сталинизма, которая за ним следовала и трагической историю Украины в целом.

Несмотря на глубину самого проекта и уважение к фотографу, хочется, чтобы мир начал открывать другую Украину. Новую Украину.

Контекст, тем более такой мощный, конечно, не лишний. Возможно, дело в том, что утомляет несколько его бесконечное визуальное созерцания. Наше прошлое, безусловно, определяет нашу судьбу и борьбу сегодня, но где тот баланс, где то уже новое "сегодня", что мы можем показать миру? Оно же есть, правда?

Фотографии из Украины стали частью еще одной довольно оригинальной экспозиции. Швейцарский фотограф Амбруаз Тезен через фотографию исследует явление так называемого "Черного туризма". Речь идет об интересе людей к местам трагедии, где погибли многие, экскурсионные туры по этим местам, выставки с орудиями пыток, фото на фоне места гибели людей, сувениры оттуда, почему все это пользуется спросом? На фото - концлагерь нацистов Аушвиц, место расправы во время геноцида в Руанде, руины зданий после землетрясения в Китае, место убийства Джона Кеннеди и украинский город-призрак Припять.

Один из очень интересных моментов фотофестиваля в Арле - экспозиции молодых фотографов. 5-ро экспертов предлагают по два номинанта на награду "Открытие". Среди номинированных в этом году польским культурным деятелем Кшиштофом Цандровичем - трое харьковчан: Влад Краснощек, Сергей Лебединский (проживает в Германии) и Вадим Трикоз (проживает в Австрии). Вместе они - Shilo Group. "Язык образов художников - экспериментальный и поэтический манифест, в котором прошлое смешано с действительным и будущим", - говорит Цандрович о работе фотографов.

Читати також


Вибір редакції
up