Как дети обучаются языку
Дети не имеют способности запоминать целое предложение, ведь знать язык - не значит уже иметь в памяти список готовых предложений. Но должны же они каким-то образом вычленять, добираться до сути правил, которые, в свою очередь, позволяют составлять предложения, имеющие основание в том, что ребенок воспринял из уст родителя, когда был еще совсем крохой. Этот самый талант использования правил для порождения новых комбинаций. Есть явные доказательства освещенной точки зрения, данные с того момента, как дети начинают говорить.
На этапе двухсловных предложений, которые начинаются в возрасте восемнадцати месяцев или чуть позже, дети составляют наименьше возможные предложения, и последние имеют право называться предложениями, ведь они уже состоят из двух слов. При этом очевидно, что дети составляют предложения по правилам, которые предоставляет их собственный разум. Приведем пример, ребенок говорит: «Больше наружу», тем самым, изъявив желание вылезти или остаться где-либо снаружи. Взрослые же не говорят: «Больше наружу». Отсюда следует, что это не та фраза, которую дети могли перенять от взрослых, т.е. они, без примера взрослых, уже готовы использовать свои правила составления новых комбинаций.
Вот еще пример. Представим, ребенок смывает джем, который прилип к пальцу. При этом он говорит матери: «Все пошло липко». И снова не та фраза, которую легко перенять от родителя. Но она замечательно иллюстрирует способность детей производить новые комбинации.
Простой способ наглядно показать, как дети осваивают правила грамматики неосознанно с того самого момента, как они начинают говорить, это попросить их использовать правила прошедшего времени. К примеру, дети проходят через достаточно продолжительный этап ошибок в предложениях типа: «We holded the baby rabbits» (правильный вариант: We held the baby rabbits) или «It teared the paper and then he sticked it» (правильный вариант: It tore the paper and then he stuck it). Это случаи, когда способ образования форм прошедшего времени от правильных глаголов, с помощью ed, главенствует даже при использовании неправильных глаголов, типа «hold, stick, tear».
В лабораторных условиях мы можем запросто продемонстрировать детскую способность продуктивного использования собственных правил, если обратимся к Wug тесту.
Вы приводите детей в лабораторию и показываете изображение маленькой птички, затем говорите: «Это Wug». Затем показываете второе изображение и говорите: «Теперь их уже двое» - «There are too», и они заполняют пропуск словоформой «wugs». И снова эта форма, которую заполнить было нельзя, так как слово изобретено лишь для эксперимента. Но это показывает, что дети овладеют навыком продуктивного использования правил простой формы множественного числа в английском.
Широко известно заявление Ноама Хомского о том, что дети решают проблему освоения языка при помощи врожденного плана языка, который встроен в них в виде универсальной грамматики, то есть некого принципа, из которого развивается любой возможный язык.
Стивен Пинкер
© md-eksperiment.org