06.04.2018
Дмитрий Авалиани
eye 429

Равнобуквицы. Дивносинее сновидение

Равнобуквицы. Дивносинее сновидение. Сборник произведений. Дмитрий Авалиани. Читать онлайн

равнобуквицы

определение. Равнобуквицей (другие названия - омограмма, гетерограмма) называется стихотворный текст, составленный из парных строчек, отличающихся лишь расстановкой пробелов. Например:

На снегу — стая
Нас негустая... (Герман Лукомников)

До XX века равнобуквицы в русской литературе практически не встречались. В начале прошлого века несколько примеров этого словесного изощрения придумал Велимир Хлебников, другому зна¬менитому футуристу, Владимиру Маяковскому, приписывается почти «равнозвучная» фраза: Седеет к октябрю сова - / се деют когти Брюсова. Наконец, в 1917 году в Москве вышла книга Георгия Золотухина «Эхизм», основу которой составили стихи, близкие к равнозвучиям (определение см. ниже). Таким образом, этот год можно считать официальной датой рождения русской равнобук¬вицы. Далее последовал пробел почти в семь десятилетий, и только в начале 90-х годов минувшего века равнобуквица была осознана в русской поэзии как особая форма словотворчества.

комментарии. I. Разумеется, равнобуквицы могут быть и многострочными.

Нас искушали,
нас и скушали,
азам учили,
а замучили,
пока лечили —
покалечили. (Сергей Федин)

II. При написании равнобуквиц допускаются незначительные отличия в буквенном составе их половинок при сохранении сходного звучания. Такие нестрогие равнобуквицы называются равнозвучиями.

Дотошна ты
до тошноты. (Фольклор)

III. Иногда записывают только одну половинку равнобуквицы, при этом вторая как бы постепенно проявляется в сознании читателя.

Между нар одна я. (Елена Орлова)

Иногда эта половинка равнобуквицы записывается без пробелов, что придает ей выразительную двусмысленность.

авангардизмучилРоссию (Сергей Федин)

Такие тексты с отсроченным эффектом, когда читатель угадывает одно или оба прочтения, называются проявными равнобуквицами или проявами.

***

По этапу тьмой
Поэта путь мой…

***

На мне дом, узы —
Нам не до музы.

***

Пойду, шаман, долиною —
Пой, душа, мандолиною!

***

Не бомжи вы,
Небом живы.

***

Что вы простонете?
Что вы просто не те?

***

Или надоел ей?
Или надо елей?

***

Ночи тают, оскудев
но читаю тоску дев

***

Оправданы не раз огни уст алых —
о, правда, ныне разогни усталых!

***

О, бога тишь —
обогатишь?

***

Горда ль
гор даль?

***

Жил, ища
жилища

***

Умучен
ум учен

***

Злато и тоги —
зла то итоги.

***

В орнаменте
вор на менте.

***

Сталина лётчики
стали налётчики.

***

Или бар да клуб янки,
или бардак Лубянки...

***

Адрес публики —
ад республики.

***

Заказ и нож дали
за казино ждали.

***

Обед не ешь —
обеднеешь!

***

Выводки
вы водки!

***

Нас кучи, тухнем,
наскучит — ухнем!

***

Что мыслимо нами?
Что мы с «лимонами».

***

На заре воплю я,
на зарево плюя.

***

Иди алогично
и диалогично.

***

Улиц идея —
у лицедея.

***

Взор вал
взорвал.

***

Поучите любить
по Учителю бить.

***

Ножа жду участи я,
но жажду участия.

***

Как пояснить Италию?
Как пояс-нить и талию!

***

Явно я брежу — Равель…
Я в ноябре журавель.

***

Устал живой.
Уста лжи — вой.

***

Луч шепотом:
лучше — потом...

***

Забор мочу —
забормочу.

***

Верчу
человечное
вер
чучело вечное.

***

Ниц, шея, гнись.
Ницше, ягнись.
Получу, человечек,
получучел-овечек.

***

С ума тошно мне,
суматошно мне.
Пост уже. Поп. Русь.
По стуже попрусь.

***

Ослабел я,
осла беля.
Ухожу я,
ухо жуя.

***

О, пускай человеки
неволю-шкап отомкнут!
Не волюшка потом, кнут.
Опускай чело, веки...

***

Врут и не милуют.
В рутине мил уют.

***

Всё — поза, быть может?
Всё позабыть, может?

***

Истиной мыслились —
и с тиной мы слились.

***

О Бог Небес,
еду я,
об огне беседуя...

***

В небе тона, и в небе резон,
Сне бетона и вне берез он.

***

Нежа, лей — не жалей…

***

Сплющен ком…
Сплю щенком.

***

Игру, стих, лад открыл
И грусти хлад от крыл.

Читати також


Вибір редакції
up