Луганские отцы и дети

Луганские отцы и дети. Фестиваль Мост дружбы 2018

ЛУГАНСКИЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» - О ТОМ, КАК ВЫЖИТЬ В ЭПИЦЕНТРЕ ГОРЯ

Большие друзья театра им. Г. Константинова - Луганский академический русский драматический театр имени П. Луспекаева - привезли на XV Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы» спектакль молодого режиссера Татьяны Дремовой.

История театра длиной в 80 лет началась с момента разделения на Донецкую и Луганскую области, театр всегда был центром духовной жизни, особенно в непростое для луганчан время. Команда театра, в силу исторических событий, считает себя продолжателями ленинградской школы, стремясь к психологизму на сцене. И вечной темой в спектакле, где привычнее разговор о разладе и конфликте, звучит любовь.

"Отцы и дети" - мы рассматриваем этот спектакль не с точки зрения конфликта, той пропасти, которая, как кажется многим, разделяет поколения, но с точки зрения поиска общего - того, что объединяет и делает нас ближе и сильнее в этой близости - таких разных, таких слабых и сильных одновременно, - такова позиция труппы русского драматического театра из Луганска.

И правда, когда вокруг война, боль и беды - ты видишь мир иначе, иначе воспринимаешь конфликт поколений и конфликт в целом. Наверно, оттуда в спектакле так много любви и сострадания, оттуда - удивительный трехлетний актер Саша Жуков в роли Митеньки, оттуда - желание показать, как важно любить.

В самом театре - множество историй, показывающих, как важна любовь и что она и есть поворотный круг многих судеб. Молодой режиссер Татьяна Дремова велением любви оказалась в Луганске, приехав из туманного Питера с желанием помочь луганчанам хоть чем-нибудь в самые сложные времена, а затем - стала женой актера луганского театра, и вот - уже растет юное поколение, и спектакль тоже становится на ноги. Дружба луганского и йошкар-олинского театров тоже преподносит сюрпризы, шутливо сокрушается директор и "мать большого дома" Галина Михайлюк-Филиппова - оказывается, хозяева фестиваля "увели" у нее актрису, и теперь та счастлива замужем в Йошкар-Оле. В целом спектакль "Отцы и дети", который привели луганчане - об этом, о том, как важно - и в смутные времена особенно - держаться друг за друга нитями любви и привязанности. Об этом - игра актеров, об этом - прекрасная музыка французского композитора Рене Обри.


Музыка любви

Спектакль «Отцы и дети» - это драматические сцены одноименного романа Ивана Тургенева и пьесы «Отцы и сыновья» Брайана Фрила. Классический сюжет о Евгении Базарове, пришедшем в дом Кирсановых и перевернувшем жизнь всех его обитателей, здесь рассказывает не о противостоянии поколений, а, наоборот, об их сближении. Такой фокус создала Татьяна Дремова, оформив свой спектакль как очень нежное, спокойное пространство: голубой тюль, легко обозначенная белая беседка с «сорванной» крышей (постоянно напоминающая нам о попытке Базарова оторваться от своих корней), манеры нежных тургеневских девушек, музыка французского композитора Рене Обри. Все это создает на сцене ту атмосферу, которая, соответствуя тургеневскому тексту, позволяет по-новому раскрывать его звучание.

Режиссер уделила очень много внимания музыкальному оформлению спектакля - пожалуй, даже слишком. Музыка звучит в спектакле почти беспрерывно, создавая ощущение некоторого прикрытия - как будто режиссер боится тишины на сцене, что явно излишне, учитывая энергетику главных героев спектакля. Сцены, не сопровождавшиеся синонимичной действию музыкой, звучали ничем не хуже остальных. Музыка - всегда отдельный персонаж спектакля, и ее избыточность считывается так же, как наигрыш у актера. Здесь музыка была одним из героев, иногда – главным. Однако зачем были введены некоторые немые музыкальные сцены, конечно, понятно. «Они служили тому, чему должны служить. Они показали нам кружение сердец молодых персонажей. Маленькие движения, которые были укрупнены и рассмотрены как под увеличительным стеклом», - заметила критик и член жюри Нина Мазур.

И каждый – образ ярок и жив

В спектакле принимают участие актеры от мала до велика - самому юному участнику Саше Жукову (Митенька), покорившему зрителей, недавно исполнилось 3 года, в то время как старшие имеют звание заслуженных артистов Украины. Члены жюри отметили работу каждого в этом спектакле, даже совсем, казалось бы, неприметные роли, вроде Дуняши в исполнении Розы Молчановой.

«Она так запомнилась. Она фактурная, она не вульгарная, она не играет распущенную девку, мы замечаем ее чувства к Базарову. Все это сделано очень трогательно», - отозвалась о работе член жюри Армине Оганесян.

Роль тетушки Одинцовой исполняла Полина Шкуратова. Имея всего пару реплик, а остальное время молча сидя на авансцене в течение целой сцены, артистка притягивала к себе живое внимание зрителя, проживала активную внутреннюю жизнь, которая отражалась в ее мимике без каких-либо слов и действий. «Место на сцене, в котором сидела молча госпожа Полина Шкуратова - светилось. Вы мастер. У вас несколько слов, несколько реплик. Вас было видно, вас было слышно, и от вас шла определенная эманация, определенное излучение. Это было здорово», - отметила Нина Мазур.

Евгений Базаров в исполнении Александра Сазанова также был замечательно принят публикой. Высокий, в своем черном плаще, он появляется чужеродной фигурой в этом мягком пространстве, с самого начала демонстрируя свое явное отличие от всех остальных персонажей. «Есть странный манок. Обаяние не то чтобы зла, но того, что сокрушает любые правила, притягивает любого - особенно женщину», - говорит критик и драматург, член жюри Валерий Бегунов. Однако тонкая Анна Одинцова Екатерины Митиной не поддается на эту провокацию и ломает главного героя. О расстоянии вселенных Базарова и Одинцовой очень точно высказалась Нина Мазур: «Человек который любит во всем порядок, красоту, гармонию, не может влюбиться в человека, который проповедует разрушение гармонии».

Среди войны

Для Луганска этот спектакль особенный. «Сегодня республика находится в очень шаткой ситуации. Мы не боимся сказать о том, что у нас нет героя. Но мы-то есть. Мы-то живые. И тем самым мы хотим обратить внимание и взгляд на то все самое простое и человеческое, что есть в человечестве. Мы все инвалиды войны, и мы это признаем. Поэтому нам нужны простые, доступные слова, за которыми кроются огромные пласты познания, самопознания, жертвы, жертвоприношения, и многое другое», - объясняет выбор материала директор театра Галина Михайлюк-Филиппова.

Драгана Бошкович, критик и член жюри, точно почувствовала всю заложенную в этот спектакль боль артистов и жителей Луганска. «Я все время спектакля плакала. Потому что я понимаю, что это героическое дело в вашей ситуации. Я это очень понимаю. Это спектакль, который говорит о том, как легко умереть. Для меня это очень важно, нас тоже бомбили в Сербии. И мы каждый день сидели в театре, и, когда летели самолеты и звучала сирена, тогда опускали занавес, и актеры оставались там, на сцене, а мы, публика - в зале. И все молчали так. В тишине. Были и маленькие дети. Просто мы так ждали смерти. Тогда мы смотрели большую русскую литературу, каждый день. Это был Островский, Горький, Чехов, Тургенев. Я просто помню, что такие хорошие спектакли, как ваш, сохранили нам жизнь. Это было просто лекарство для нас. Когда я смотрела ваш спектакль, я все время думала об этом».

Тему войны, боли и понимания как единственного выхода к жизни отметили многие критики, не обойдя вниманием и труппу театра. «Отражать то, что происходит вокруг - это мужество», - считает Валерий Бегунов.

Несмотря на молодость режиссера тщательно продуманы все мизансцены. «Когда вы вышли на сцену в начале, вгляделись в зал - и никого не узнали - правильно! Чужие сидели в зале. Племя младое, незнакомое. В конце - узнали. Узнали их и узнали они. Мостик такой протянулся. Это хорошее начало и хороший финал», - отметила Нина Мазур.

И тут пронзительно звучат слова директора театра: «Мы хотим сказать, что мы такие же, как все. Мы дружим, мы любим. Война - это не наше, это не мы. Не ради войны мы родились, не ради войны мы живем на этой земле. Во время войны людям нужна отдушина. Мы меньше и меньше ставим зарубежное, потому что пришел, посмеялся - и что? А что ты унес? А хочется, чтобы они ту беду оставляли, им нужна перспектива, жажда жить». И это состоялось.


Читати також