Бруно Апиц. Тлеющий огонь

Бруно Апиц. Тлеющий огонь

О. Аркин

Последний, оставшийся незавершенным роман Бруно Апица (1900-1979), охватывает период 1919-1933 гг. в Германии; действие его развертывается в Лейпциге.

Веймарская республика и политическая борьба внутри ее, Капповский путч 1920 года, ликвидированный в ходе всеобщей забастовки вооруженной рукой пролетариата, жестокая расправа вернувшихся к власти социал-демократов с революционным движением и растущее недовольство социал-демократическим правительством среди рабочих и сопротивление ему, постепенно набирающий силу и рвущийся к власти фашизм и формирующееся антифашистское движение — таков исторический фон повествования.

Раскрывая замысел книги, писатель признавался: «Я хотел показать, и прежде всего молодым читателям, откуда мы пришли». «Мы» для Апица — это те немцы, которые связали свою судьбу с социализмом, а затем активно включились в построение нового общества в Германии. По мнению писателя, именно в 20-е годы, в сложных условиях, когда верный выбор идейной позиции определял всю дальнейшую судьбу человека, именно тогда вызревали и крепли новые, ставшие десятилетия спустя нормой жизни в Германии, отношения между людьми, основанные на духовном единении соратников и единомышленников, борцов за общее дело. Отсюда прямая апелляция к современному молодому поколению, духовным наследникам дедов и отцов, продолжателям их героических начинаний.

Центральная тема романа — формирование нового типа личности — раскрывается в судьбах главных героев — Артура Балке и его матери Генриетты.

Юный Артур, малосведущий в политике, но интуитивно чувствующий, с кем правда, азартно вступающий в борьбу за идеалы революции, с юношеским максимализмом третирующий любое тактическое лавирование как предательство, вырастает в зрелого революционера, способного организатора, прекрасного тактика, умеющего быть и смелым, и осторожным. Большую роль в становлении характера Артура сыграли его старшие товарищи, и прежде всего Карл Штенцер, признанный вожак революционных матросов, и семья Нейманов, Роберт и Ольга. К ним, и особенно к Ольге Нейман, Артур обращается не только по вопросам партийной работы и борьбы. Для Артура они задушевные друзья, от которых герой ждет участия, сочувствия и совета, испытывает ли он трудности в организации забастовки или первое, еще неведомое ему чувство любви к женщине.

Для нового человека, рожденного революцией, в изображении Бруно Апица, характерна прежде всего внутренняя цельность, к которой и приближается в своем развитии главный герой, цельность в том смысле, что в мироощущении Артура личное и общественное постепенно сливаются воедино, проникают друг в друга. Сфера частного общения героев, их симпатии и антипатии, чувства любви, дружбы, родственной привязанности всем течением общественной жизни, самой революционной действительностью втягиваются в политический и идеологический контекст времени, подчиняются тем же принципам, которыми герой руководствуется в своей общественной деятельности. Мир раскололся на «своих» и «чужих», врагов и единомышленников. Единственной почвой, на которой могли сходиться люди, становилась общность взглядов и мировоззрений, прочие связи словно теряли былую ценность. Вот почему, несмотря на всю силу первой любви, Артур расстается с Алисой Кемп, дочерью профессора, воспитанной в консервативных традициях буржуазной семьи. Артур для Алисы — «красный», его революционная деятельность вызывает у нее смешанное чувство гнева и иронии. Артур в свою очередь не может любить женщину, не ставшую для него товарищем (в том значении этого слова, которое принесла революция), не только не разделяющую его политических убеждений, но и относящуюся к ним враждебно.

Иначе сложились отношения Артура с Агнессой, приемной дочерью его друга и соратника Ольги Нейман, Агнесса для Артура не только возлюбленная, а впоследствии и жена, но и духовно близкий человек, с которым его объединяет общее дело — революционная борьба.

Поэтому же Артур, как с мягкой иронией пишет Бруно Апиц, «не упускал ни одного случая, чтобы не поагитировать свою мать». Для Артура, любящего и нежного сына, необходимо, чтобы мать была его союзницей, разделяла его убеждения, понимала его борьбу. Сына и мать в романе Апица роднят не только кровные узы. Их родство глубже: они — соратники.

Наоборот, к своей дочери Доре, сочувствующей фашизму и воспитывающей юного сына в духе национал-социализма, Генриетта, по словам писателя, «не ощущает никакого материнского чувства», для нее Дора — идейный враг. Так личные привязанности героев корректируются их идейной позицией.

Образ Генриетты Балке для Бруно Апица особенно значим и дорог. Ее путь к революционной борьбе сложнее и напряженнее, чем у ее сына. Революцию Генриетта встретила уже сформировавшимся, много пережившим человеком. Новое в характере героини прорастало трудно, болезненно, от одного, привычного и выстраданного, приходилось отказываться, другое — переоценивать заново. Так, например, не сразу, постепенно, потеряв многих близких, приходит Генриетта к совершенно для нее новому пониманию своей роли матери. Забота и тревога за судьбу сына уступает место осознанию своей ответственности за жизни и судьбы всех его соратников, восставших рабочих, наконец, за исход революционной борьбы в целом, с которой для Генриетты связана мечта о будущем счастье и благоденствии людей. Не случайно на баррикадах Генриетту называют: «Наша мать» — и относятся к ней с не меньшей любовью и нежностью, чем ее собственный сын.

Не сразу приняла героиня и идею революционного насилия. Как женщине и матери Генриетте невыносима мысль, что ее сын может убить человека. Только после того, как в уличных боях погибают Роберт Нейман и Карл Штенцер и умирает юная Анне Кольб, изнасилованная и задушенная солдатами, в героине происходит перелом. Знаменательна последняя сцена романа: Генриетта убивает из пистолета своего племянника Рольфа Гралаппа, фашиста, штурмовика, пришедшего арестовать Артура. Поступок героини не просто акт обороны, а воплощенный в реальном действии окончательный выбор дальнейшего жизненного пути.

В последнем произведении Бруно Апица заметно влияние Максима Горького, прежде всего его романа «Мать». «Немецкий Павел Власов», «немецкая Ниловна» — вправе называть читатель героев Апица. Вместе с тем последний роман Бруно Апица — глубоко самобытное произведение, созданное в лучших традициях немецкой литературы с ее революционным пафосом и страстным поиском политических и нравственных ориентиров.

Л-ра: Современная художественная литература за рубежом. – 1986. – № 4. – С. 32-34.

Биография


Произведения

Критика


Читати також