Биография Луиджи Пиранделло

Биография Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло – итальянский писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства» – родился 28 июня 1867 года в Агридженто (Италия) в богатой семье.

Его отец Стефано был преуспевающим владельцем серных копей, а мать Катэрина также принадлежала богатой буржуазной семье из Агридженто. Обе семьи участвовали в антимонархистской борьбе.

Начальное образование будущий писатель получил на дому, но ещё большее влияние на него оказали сказки и легенды, которые рассказывала пожилая служанка в их доме Мария Стелла. По настоянию отца поступил в техникум, но потом изменил свою специализацию на гуманитарную.

В 1880 семья переехала в Палермо. Луиджи закончил гимназию в Палермо. Там же он увлёкся чтением художественной литературы, в особенности поэтов XIX в. В этот же период начинает сам писать первые стихи и влюбляется в свою кузину Лину. В то же время ухудшаются его отношения с отцом, а отношения с матерью становятся ближе.

Его отношения с кузиной Линой нашли дальнейшее развитие. Несмотря на то, что семья девушки сначала была против этих отношений, в итоге она стала даже требовать, чтобы он покинул учёбу и занялся семейным бизнесом, чтобы таким образом ускорить брак с их дочерью.

В 1886 во время каникул Пиранделло стал помогать отцу на предприятии, но тем не менее брак с Линой был отложен, а он поступает в Университет Палермо на факультет юриспруденции и филологии.

В 1887 Пиранделло окончательно определился с выбором специальности и продолжил обучение в Риме на филологическом факультете. Сам Рим очень разочаровал писателя тем, что был совсем не похожим на то, что он себе представлял. В это же время он начинает посещать римские театры.

Из-за конфликта с профессором латыни Онорато Оччони Пиранделло был вынужден покинуть Римский университет и перевестись в Бонн. В Бонне он провёл 2 года, там увлёкся немецкими классиками и переводил их произведения на итальянский.

Литературную деятельность начал в 1889. С 1890 жил в Риме, где познакомился со многими писателями и журналистами. В 1891 защитил диссертацию по романской филологии, исследуя диалект Агридженто. Начинает писать художественные произведения.

После того, как его кузина окончательно отказалась от брака с ним, Пиранделло по совету отца женился на Антоньетте Портулано, скромной девушке из зажиточной семьи. Брак состоялся в 1894, а через некоторое время у них родились два сына и дочь. В то же время Пиранделло продолжает активно заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1897 он начал деятельность в Istituto Superiore di Magistero di Roma, где преподавал итальянский. В 1898 вместе с Итало Фальбо и Уго Флересом основал журнал «Ariel», в котором печатал и свои работы.

1903 был крайне неудачен для семьи Пиранделло. Все её деньги были вложены в предприятие по добыче серы, но оно потерпело катастрофу, так что финансовое положение крайне пошатнулось. Узнав об этом, жена Пиранделло испытала сильный шок, после чего её психическое здоровье стало нестабильным.

Сам Пиранделло также испытал сильное потрясение и даже поначалу думал о самоубийстве. Отказавшись от этой мысли, он решил исправить, насколько возможно, финансовое положение и стал давать больше уроков по итальянскому и немецкому, а также потребовал оплаты за ранее опубликованные работы, которые давал в журнал «Новая антология» бесплатно.

С 1909 финансовое положение семьи и слава Пиранделло как писателя начали расти, но семейные отношения с Антоньеттой ухудшались из-за её непомерной подозрительности и ревности, вызванной тяжёлым психическим состоянием.

Во время Первой мировой войны один из сыновей Пиранделло, Стефано, записался добровольцем на фронт, где был пленён и вернулся домой только по окончании войны.

Психическое состояние жены Пиранделло продолжало ухудшаться. Из-за её постоянных приступов и галлюцинаций Пиранделло был вынужден обратиться в психиатрическую лечебницу, куда и отдал жену в 1919. Несмотря на то, что его неоднократно мучили сомнения, и он хотел вернуть Антоньетту домой, где бы смог сам за ней ухаживать, всё же она никогда больше не покидала психиатрическую клинику.

В 1925-1928 Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссёр ставил собственные пьесы, а также пьесы современных ему итальянских и зарубежных авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.). Помощь в получении должности директора этого театра он получил от Муссолини, с которым был непосредственно знаком и даже сам являлся членом итальянской фашистской партии. Но в 1927 его отношения с фашистами ухудшились, Пиранделло публично отказался от членства в партии и заявил о своей аполитичности.

В 1929 Пиранделло был награждён Академической премией Италии, а в 1934 — Нобелевской премией по литературе.

Луиджи Пиранделло умер в одиночестве 10 декабря 1936 года в своём доме в Риме.

В литературу Пиранделло вступил как поэт. Издал сборник поэзии «Радостная боль» (1889). Первый сборник новелл «Любовь без любви» („Amori senza amore“) выпустил в 1894. Традиции веризма в сборнике «Новеллы на год» (1922) сочетаются со стремлением показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. Новеллы становились позднее основой некоторых пьес Пиранделло.

Пиранделло также автор шести романов, включая автобиографический роман «Старые и молодые» („I vecchi e i giovani“, 1909), роман «Снимается кино» („Si gira“, 1915) и др.

В романе «Отверженная» (1901) автор продолжает критиковать общество и социальные предрассудки, изображая женщину, которая пытается стать самостоятельной и является объектом жестокой критики со стороны окружающих.

В наиболее известном романе Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль» („Il fu Mattia Pascal“, 1904) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе.

В период усиления фашизма в Италии творчество Пиранделло все более приобретает скованность и замкнутость в психологических темах. Так, в его последнем философском романе «Один, ни одного, сто тысяч» автор выражает мысль, что в человеке нет одного образа, а всё зависит от восприятия других людей.

Первую пьесу написал в 1910, затем «Если это не так…» (позднее названа «Право для других») создал в 1915. Сюжеты многих пьес Пиранделло основаны на ранее написанных им новеллах. В драматургии Пиранделло 1910-х годов преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916, и др.). Позднее они уступают место исполненным парадоксов философско-психологическим драмам на итальянском языке.

Как драматург Пиранделло не был известен до отхода от веризма и разработки психологического театра собственной концепции. Главные проблемы, о которых пишет Пиранделло в своих пьесах, это противоречия между социальной маской человека и его реальным образом.

На творчество Пиранделло оказала воздействие веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» (Sei personaggi in cerca d’autore, 1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски».

Субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930). Тема бунта против действительности и создания иллюзорного мира воплощается в драмах «Генрих IV» („Enrico IV“, 1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924).

Произведения:

Пьесы:
«Тиски» (1910, театр «Мета-стазио», Рим) — первая пьеса
«Право для других» (1915, театр «Мандзони», Милан)
«Лиола» (1916, театр «Арджентина», Рим)
«Колпак с бубенчиками» (1917, театр «Национале», Рим)
«Кувшин» (1917, там же)
«Наслаждение в добродетели» (1917, театр «Кариньяно», Турин)
«Прививка» (1917)
«Это так [если вам так кажется]» (1917, театр «Олимпия», Милан)
Патент, «La patente», 1918
Игра сторон или Любовный треугольник, Il giuoco delle parti, 1919
«Человек, зверь и добродетель» (1919, театр «Олимпия», Милан)
«Но это несерьёзно!», Ma non e' una cosa seria, 1919
«Как прежде, но лучше, чем прежде» (1920, Театр Гольдони, Венеция)
«Шесть персонажей в поисках автора» (1921, театр «Балле», Рим)
«Генрих IV» (1922, театр «Мандзони», труппа Р. Руджери)
«Обнажённые одеваются» (1922, театр «Квирино», труппа Мелато, Рим)
«Дурак» (1922)
«Жизнь, которую я тебе даю» (1923, театр «Квирино», труппа А. Борелли)
«Чужой сын», L’altro figlio, 1923
«Каждый по-своему» (1924)
«Джара», La giara, 1925
«Новая колония» (1928, театр «Арджентина»)
«Лазарь», 1929 («Ройял-театр», г. Хаддерсфилд)
«Так чей же это всё-таки ребёнок?», O di uno o di nessuno?, 1929
«Когда ты стал знаменитостью», Quando si e' qualcuno, 1933
«Неизвестно как», Non si sa come, 1934
«Легенда о подменённом сыне», 1934 («Ланд-тиэтр», г. Брауншвейг)
«Сегодня мы импровизируем» (1930, театр «Нойе шаушпильхаус», Кёнигсберг)
«Горные великаны» (1936)

Биография

Произведения

Критика


Читати також