Своеобразие сатиры Вильгельма Буша
Л. Н. Сорокина
Некоторым современникам казалось, что В. Буш прежде всего художник-карикатурист, а стихотворные надписи к рисункам - лишь их удачное дополнение, тем более, что у него есть серия сатирических и юмористических картинок без какого-либо сопроводительного текста («Мышь, или нарушенный ночной покой», «Нарушенный, но вновь счастливо обретенный ночной покой» и т.д.). Есть у В. Буша и рисунки с прозаическими надписям, своеобразные рисованные мини-анекдоты («Рассеянный ректор», «Глубокая вера»). Но, во-первых, В. Буш является автором трех стихотворных сборников без рисунков («Критика сердца», «Напоследок», «Казаться и быть»), не говоря о том, что его первые литературные опыты относятся к 1851 году, а карикатуры появились спустя пять лет. Во-вторых, его стихотворные «надписи», а некоторые из них достаточно велики по объему (история о Максе и Морице насчитывает более 400 строк), могут быть опубликованы отдельно и прочитаны с большим интересом.
Как и в шванках, в основе стихотворных рассказов лежит хитроумная проделка. Читатель смеется над трагикомическим происшествием с Генрихом, потешается над приключениями ворона, собак Плиша и Плюма, не может сдержать улыбку, наблюдая плутни и козни мальчишек Макса и Морица, которые то искупают в воде портного Бека, то подсыпят порох в трубку учители, то подбросят жуков в постель к дядюшке Фрицу.
Однако за внешне беспечным весельем скрывается глубокое волнение, тревога и боль автора. Подобно шванкам, произведения Буша не только развлекают, но и высмеивают недостатки, обличают пороки, содержат дидактическую тенденцию. Часто в финале звучат строки нравоучительного характера.
Диоген комментирует гибель своих обидчиков: «Да, да, вот что получается из этого!». Как предостережение, звучит финальная строка рассказа о ленивом псе: «Кто толст и ленив, тот редко бывает счастлив».
Виновников содеянного зла ожидает в произведениях Буша возмездие. Рассказ о Генрихе доказывает, что «поднявший меч от меча и погибнет»: злой хитрец, мечтавший поймать гусенка на обед, сам попал в котел, и его едва спасла мать от печальной участи быть заживо сваренные в супе («Хитрый Генрих»). Наказание постигло и вора, и разорителей гнезд, и злого ворона, и злорадного Каспара Шлиха. Мысль о грядущем возмездии звучат уже в названиях многих произведений В. Буш: «Наказание лени», «Месть слона» и др.
Создатели шванков, не смущаясь, обращались к «площадному зубоскальству и откровенному гробианизму». Порой и юмор Буша становится грубоватым, даже жестоким, когда убийство трактуется как комическая ситуация. Злых мальчишек Макса и Морица перемололи на мельнице на мелкие кусочки, и они стали добычей домашней птицы мельника («Макс и Мориц»). Вор под холодным дождем превратился в сосульку, и, когда его замершее тело разлетелось на осколки, сосед смел все то, что от него осталось («Вор колбасы»). С грубовато-мрачным юмором Буш рассказывает, как поплатились жизнью обидчики Диогена за свою злую шутку.
Как и в шванках, в произведениях Буша используется разговорная речь, простонародные слова и выражения. Иногда писатель использует в своих произведениях диалект.
Отчетливо понимая пороки окружающего его общества, В. Буш порой терял веру в людей, в возможность совершенствования мира. Путь подъема труден, писал он, а скатиться в пропасть ничего не стоит. И в деревне, и в городе чаще ходят дорогою кривды, почитают «прелестную», «кокетливо-дерзкую», а не «гордую и щекотливую» правду. Добродетель теперь, к сожалению, не в чести, с горечью признается поэт в стихотворении «Добро и зло». Люди, по его мнению, чаще проявляют склонность к пороку, и, когда приходит время подводить итоги, какой-нибудь «старый хрыч», вспоминая прошлое, сожалеет лишь о тех порочных наслаждениях, которые он упустил. С горькой иронией пишет В. Буш о чувстве удовлетворения, которое охватывает человека, когда он узнает, что у кого-то не только удача, но и неприятности: «...ага, - теперь-то мы довольны!».
Бушу начинает казаться, что зло - не во внешнем мире, а в природе человека. Злодей-домовой, от которого никак не мог избавиться хозяин, открывает истину: злодейства совершает не он, зло таится в самом человеке. «Я - твое я», - говорит он хозяину.
В смятении поэт обращается к трудам Шопенгауэра, и в поэзии Буша начинают звучать пессимистические тона, беспредельная печаль и отчаяние.
Утратить последнюю надежду ему не дают природное жизнелюбие и чувство юмора. Они-то и обусловили амбивалентный характер смеха Буша. Он не только отрицает, но и утверждает, не только издевается, но и смеется. Поэт смеется над человеческим упрямством («Ледяной Петер»), над трусостью («Больной зуб»), над склонностью к пустой болтовне и сплетням («Болтушка»). Он смеется над нелепостью мод («Прогулка Адели»), над аскетизмом, который чаще всего бывает просто позой («Аскет»). Поэт признается, что он с удовольствием «подмигивает вечности». В «Возрождении» Буш призывает избавиться от страха перед жизнью и помнить: «кто не хочет, тот не пропадет». А в «Доверии» он утверждает, что необходимо доверять жизненному процессу.
В творчестве В. Буша происходит сложный синтез двух видов комического: сатиры и юмора. Скорее сочувственный, чем осуждающий смех вызывают в «Назойливом пришельце» и попытка мастера заточить надоевший дуг умершего крестьянина в бочку, и происшествие с кучером, везшим емкость с необычным содержанием и ставшим свидетелем того, как улизнул диковинный узник. Но только на первый взгляд кажется, что гротеск безобиден, забавен. Он имеет в этом стихотворении сатирическую направленность. Без всякой снисходительности Буш осуждает жадность, лишающую человека покоя и в могиле. Даже смерть не может преодолеть «страсть к деньгам»: дух скупого крестьянина спешит к своему сундуку. С иронией пишет поэт о монахах, которым присуща такая же тяга к наживе, деньгам. Когда отчаявшиеся наследники крестьянина, не зная, как избавиться от назойливого духа, обращаются за помощью в монастырь, привратник успокаивает их: «Мы уж займемся деньгами и злыми духами!». По мнению Пинского Л. E., «именно великим сатирикам..., пребывающим в глубоком, нередко близком трагизму, даже отчаянию - принципиальном разладе с состоянием жизни, обычно свойственно причудливо перемежать гневную серьезность (социально и культурно значительное) с абсурдно-«игровым», как бы шутливо незначительным: восстанавливавшая бодрость, «анестезия» смехом и игрой, некое «ряжение» сатиры под забавный юмор».
Поэт отмечает, что в жизни гораздо больше светлых моментов, что нужно ценить сам факт существования. Не случайно даже жалкий слепец не хочет уходить в небытие, и, если бы у него была хоть малейшая возможность, он попытался бы прожать вновь тысячу жизней.
Не жизнь плоха, а общественное устройство, конкретные социальные условия. И не абстрактный человек требует осуждения как сосуд греха, а представители вполне определенного общества. Еще в период дружбы с женой банкира Кеслера (1368-1872) В. Буш изучил нравы буржуазного общества. И, продолжая традиции Г. Гейне, он с иронией, переходящей в сарказм, высмеивает филистеров, показывает лицемерие и ограниченность буржуа-обывателей, например, в «Благочестивой Елене». После выхода в свет «Святого Антония из Падуи» против Буша был начат процесс за умаление авторитета церкви. В. Бушу присущ трезвый взгляд на мир, он осуждает прекраснодушие обывателей, стремящихся любой ценой сохранить свой покой, а потому пытающихся убедить себя в том, что мир, в котором они живут, устроен вполне прилично, что в нем нет места для боли и страданий.
Поэт не принимает такого дешевого лже-оптимизма, насмешливо замечая, что даже зубная боль бывает порой невыносимой.
Подчеркивая социальные контрасты объективной действительности, В. Буш высмеивает и тех заоблачных мечтателей, которые не понимают окружающей их жизни, предаются трогательно-сентиментальным грезам.
Он умеет с помощью иронии разрушить слащаво-лирическое настроение, опустить парящего в облаках на грешную землю. Буш призывает поэтов взглянуть без боязни в глаза правде, понять, как жалка их участь. Бедный поэт подобен в классовом обществе дояру, тянущему «за соски свою тощую корову». От сложных проблем жизни невозможно укрыться в мире сновидений, фантазии. Каждый поэт, хочет он того или нет, вынужден думать о хлебе насущном.
В. Буш сознательно «заземляет» деятельность поэта, сравнивая его с крестьянином, продающим своих поросят на базаре. Подобно ему, поэт торгует тем, что «изысканно сгреб в кучу» своими «аккуратно переплетенными произведеньицами». Невольно возникает ассоциация: в «Песне о дукатах» Г. Гейне предупреждал, что золотые монеты - это не золотые рыбки в пруду, не цветы в утренней росе, не золотые птицы в поднебесье и не золотые звездочки в ночи. Это то, что держит человека, как в тисках.
В. Буш пытается понять, почему же многие поэты не хотят замечать убогости своей жизни, строят воздушные замки, вытаскивая из «мешка лжи» «всякого рода пустую болтовню». Унизительный оттенок, который придается в данном случае слову «поэт», относится прежде всего к сторонникам «чистого искусства», стремящихся укрыться от реальной жизни в мире красоты, в мире искусственных чувств.
С помощью «эффекта снижения» В. Буш разрушает любовный экстаз, высмеивает надуманное чувство. Стихотворение «Я знал, что она на кухне» композиционно делится на две контрастные части: восторженно-мечтательную и прозаическую. Первая часть стихотворения изображает влюбленного, мчащегося на крыльях любви к своей возлюбленной, чтобы дать ей обет вечной верности. Во второй строфе появляется предмет обожания, сморкающийся в передник и тем самым охлаждающий любовный пыл лирического героя.
Комический эффект в сатирических произведениях В. Буша создается в результате несоответствия слов, чувств и дел персонажей. В стихотворении «Он встает перед зеркалом» писатель представляет нам человека, который осуждает людей за их пустоту и тщеславие, злится, как «корюшка». Но перед тем, как «герой» рассердился на прогулке, Буш детально описал его времяпрепровождение: часами простаивает он перед зеркалом, поправляет так и этак бородку, воротник, изучает и «совершенствует» улыбку и взгляд, исправляет упущения природы с помощью косметики. То есть, образ самой этой «корюшки» служит образцом жеманства и пустого тщеславия, поэтому взрыв гнева фата смешон и нелеп. Он свидетельствует об отсутствии необходимого для каждого качества: умения критически оценивать свои поступки. Правда, В. Буш понимал, как противоречива человеческая натура и как трудно бывает разобраться в себе, еще сложнее - понять другого человека.
Писатель показывает это на простом примере: он предоставляет слово самокритичному человеку. И тот разоблачает себя. Его самокритика - хитрый ход, приносящий ему большую выгоду. Благодаря ей, он слывет человеком скромным, честным. Кроме того, она помогает ему избегать более болезненных «укусов критики» и других людей. И, наконец, в ответ на критические замечания в свой адрес можно услышать и возражения, приятные комплименты.
Охотно В. Буш обращается к жанру басни. Басни подчеркивают социальную направленность его творчества. Используя «эзоповский язык», он обличает в них всесилие, самоуправство власть имущих. Рассказав в «Дележе» о хитроумном способе распределения добычи между львом и волком, предложенном лисом, поэт показывает, кто угоден «сильным мира сего»: трусливые, угодливые верноподданные без чести и совести. Басня «Вооруженный мир», направленная против германского милитаризма, служит иллюстрацией к действиям тех государств, которые, взывая к разоружению и миру, сами остаются вооруженными до зубов, готовыми к агрессии. И только колючки ежа гарантируют ему безопасную и мирную жизнь.
Персонажами басен В. Буша являются не только животные, птицы, но и «неживые предметы», чаще обыденные вещи. Воспроизводя диалог самодовольного мешка и колосьев, В. Буш осуждает чванливость и никчемность собственников. На вопрос мешка, кем бы они были без него, колосья шелестят ему в ответ, что он сам был бы без них «пустым рукавом». В «Хвастуне» слово получает старый, выброшенный в кучу старого хлама сапог кавалериста, который предается воспоминаниям. И оказывается, по его словам, что не пришпорь он во время боя коня лейтенанта, битва была бы проиграна.
Многогранная и своеобразная сатира В. Буша оказала влияние на творчество многих поэтов последующих поколений, научившихся у него не только ценить фольклорные традиции, смело пользоваться гротеском, но и усвоивших его завет: отрицая, - утверждать, совершенствовать мир с помощью сатиры, понимая и не принимая уродств действительности, борясь с ними, сохранять спокойствие и веру в жизнь, поступать, подобно тем двум слепцам, которые, устав от путешествия, зная, что они никогда не смогут увидеть друг друга, прощаясь, говорят однако: «Будь здоров, до свидания!».
Л-ра: Художественное творчество и взаимодействие литератур. – Алма-Ата, 1985. – С. 86-93.
Произведения
Критика