Между исторической драмой и абсурдной комедией: Великая
15 мая на Hulu стартовал новый проект Тони Макнамара - оскароносного сценариста «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса. Уже первые трейлеры «Екатерины Великой» обещали захватывающую и стильную, хотя и не слишком достоверную историческую трагикомедию. В них юная Екатерина II (Эль Фаннинг) испуганно знакомилась с русскими обычаями, а ее муж-тиран (Холт) бил бокалы, маниакально стрелял кроликов и выступал на фоне повешенных придворных. И все это - под балалайки. Мы наконец посмотрели сериал, и решили рассказать, кому стоит обратить на него внимание, а кому лучше обходить его стороной.
Стоит смотреть, если:
Вам понравилась «Фаворитка». Или вы просто любите костюмированные драмы.
Да, огромная часть шарма «Фаворитки» - уникальный режиссерский стиль Йоргоса Лантимоса, но «Великая» прекрасно иллюстрирует то, насколько важным для фильма был сценарий Тони Макнамара. Несмотря на то, что действие «Великой» происходит в другом месте и в другое время, и главные роли здесь исполняют другие актеры, в ней мгновенно ощущается ДНК «Фаворитки». Абсурдистский юмор, под которым скрываются вполне современные моральные дилеммы, сплетни и причудливые шутки, неожиданная анахронистика, сложные женские персонажи и нескрываемая, игривая сексуальность - все элементы истории на месте.
При этом, Макнамара нельзя обвинить в том, что он просто захотел механически воспроизвести успешную формулу - в сценарии чувствуется искренний интерес к человеческой природе, захваченное противопоставление идеализма и холодных реалий жизни. Кроме этого, тонально эти истории довольно отличные - «Фаворитка» объединяла игривость с меланхолией, а «Великая», напротив, ищет оптимизм в самых сложных исторических событиях. Екатерина II в исполнении Эль Фаннинг - разносторонняя, живая девушка, которая постепенно проходит путь от наивности к почти фанатичной верности своей идее. Здесь чувствуется влияние контраверсионного, но по-своему культового байопика Софии Копполы про Марию Антуанетту - и тоже пыталась изобразить свою протагонистку не холодной исторической фигурой, а обычной девушкой-подростком. Вот только если героиня Кирстен Данст пассивно смирилась со своей судьбой, то Екатерина попыталась взять дело в свои руки.
В результате мы получаем удивительный сериал, полный контрастов даже на визуальном уровне - пастельные пирожные и роскошные костюмы делят кадр с убитыми животными, экскрементами и однорукими окровавленными солдатами. И как раз в такие моменты «Великая» реализует свой потенциал - да, это смешная и красивая фантазия, но в ней хватает реальной жестокости и ужасов.
Не стоит смотреть, если:
Вы ожидаете серьезный исторический сериал.
Наверное, с этого стоило начать - «Великая» даже не претендует на хоть какую-то историческую достоверность. Да, формально новый проект сценариста и шоураннера Тони Макнамары якобы рассказывает историю российской правительницы Екатерины II. Но даже титры сериала отмечают, что сюжет частично подлинный и слово «частично» здесь ключевое. В теории, Холт должен играть Петра III - именно он был мужем Екатерины II в, но в сериале она почему-то замужем за Петром II, сыном Петра I. В петербургских придворных странные имена вроде «Мариал» или «граф Орлов», а некоторые герои названы в честь случайных российских культурных деятелей или литературных персонажей - здесь есть и саркастический врач Чехов, и граф Роскольников. Даже сама Екатерина становится немкой - хотя в реальной жизни она родилась в Пруссии.
Переворот, организованный будущей императрицей, тоже изображен довольно неточно - не станем спойлерить детали сюжета, но правдивого там мало. И все же, если воспринимать «Великую» как фантазию на историческую тему, то сериал действительно очень удачный - он стильный, с диалогами, которые сразу хочется цитировать, и с неоднозначными героями, за которыми интересно наблюдать до финала.
Вам вообще не нравится идея Екатерины II в качестве идеализированной протагонистки.
Будем откровенны - несмотря на то, что Екатерина II сделала для Российской империи много хорошего (например, она действительно переживала вопросами образования и провела массовую вакцинацию населения), она точно не была настолько либеральной и добросердечной, как ее изображает МакНамара. Украинским зрителям вообще немного абсурдно наблюдать за тем, как сериал пытается чуть ли не канонизировать правительницу, которая вела очень агрессивную политику в отношении Украины, отменила гетманство и сожгла библиотеку Киево-Могилянской Академии.
Можно попробовать разделить реальную историческую личность и героиню Эль Фаннинг - в конце концов, даже шоураннер сериала открыто признает, что достоверности в его содержании мало. Но даже в этом случае это не совсем невинные фантазии в сеттинге XVIII века - это отбеливание репутации политического деятеля, прочно связанной с нашей историей.