Карл Шпиттелер. Свежее дыхание в немецкоязычной поэзии

Карл Шпиттелер. Свежее дыхание в немецкоязычной поэзии

Ирина Суховейко

Не так-то просто, оставаясь в рамках классических жанров, создать нечто принципиально новое. Не многим литераторам по силам такой подвиг. Поэт, нобелевский лауреат 1919 года Карл-Фридрих Георг Шпиттелер сумел сделать это. Он не только развил классический стиль и идиллическое направление в немецкой поэзии, но предложил миру оригинальный вариант эпического повествования, что и было высоко оценено экспертами, поставившими высший бал эпосу автора под названием «Олимпийская весна».

Карл Шпиттелер, а именно под этим именем писатель знаком библиофилам, появился на свет 24 апреля 1845 года в Листале, деревушке недалеко от швейцарского Базеля. Его отец являлся правительственным чиновником. Когда мальчику было четыре года, семья перебралась в Берн. Переезд вызвала необходимость. Старший Шпиттелер получил выгодное назначение и должен был занять должность казначея Швейцарской Конфедерации. Только Карл не поехал вместе с родителями. Он остался у тётки в Базеле, где вскоре стал посещать гимназию. Она давала очень сильную подготовку по разным дисциплинам, по некоторым — на уровне университета.

С ранних лет у мальчика проявлялись творческие задатки. Его интересовали различные области искусства. Особенно волновали Карла рисование и музыка. А чуть позже, уже в годы учёбы в гимназии, он попал под влияние увлечённых педагогов и полюбил эпическую поэзию. Его кумиром в тот период стал Лудовико Ариосто. Уже тогда юноша хотел связать свою жизнь с литературой и пробовал писать, но такой план не устраивал рационального отца. Именно он настоял, чтобы после гимназии сын изучал право в Цюрихском университете. На протяжении нескольких лет Карл занимался теологией. Он брал уроки в Цюрихе, Базеле и Гейдельберге.

Получив полное образование, Шпиттелер мог стать пастором. Однако Карл решил изменить курс своей жизни и исполнить давнюю мечту — заняться литературой. Он оставил родину и на долгие восемь лет уехал в Россию. Обосновавшись в Санкт-Петербурге, Карл учил детей русского генерала. В этот период он нередко совершал путешествия в соседнюю Финляндию и работал над своей первой эпической поэмой-аллегорией «Прометей и Эпиметей». В 1879 году, уже вернувшись в Швейцарию, поэт за собственный счёт издал это произведение, подписавшись псевдонимом Карл-Феликс Тандем. Но в то время успех не спешил к его огоньку.

Неудача открыла Шпиттелеру глаза на реальность. Он осознал, что заниматься литературой и зарабатывать на ней — две разные вещи. Тогда он нашёл себе работу учителя в кантоне Берн и довольно скоро вступил в брак с одной из своих воспитанниц. Он писал статьи для различных газет, выходивших в Берне и Цюрихе. Но литература никогда не уходила из жизни поэта. Он продолжал заниматься поэзией, совершенствуя свой слог. Среди знаковых произведений этого периода — поэма «О сверхъестественном», сборник стихотворений «Бабочка», проза «Маленький Фред из клана Колдери», литературные притчи.

В 1892 году юношеская мечта Карла сбылась. Его супруга получила солидное наследство, которое позволило писателю отдаться целиком своей страсти. Семья перебралась в Люцерн, с которым связаны поздние годы жизни поэта. Здесь Шпиттелер познакомился с Ницше, который проникся его творчеством и рекомендовал в качестве редактора в журнал «Кунстварт», выпускавшийся в Мюнхене.

Литературный успех пришёл к Шпиттелеру довольно поздно. В 1900 году он написал своё звёздное произведение «Олимпийская весна». Оно принесло ему славу и любовь многочисленных поклонников. Новый виток в творческой карьере не заставил Карла изменить своим привычкам. Он вёл довольно уединённый образ жизни и старался не высказываться на актуальные политические темы, предпочитая держать своё мнение при себе. Лишь однажды писатель нарушил это правило, когда выразил несогласие с военным союзом между Швейцарией и Германией. После этого ряд поклонников из числа немцев перестали его воспринимать. Зато он удостоился внимания французов и даже получил медаль Общества франкоязычных писателей.

Квинтэссенцией успеха стало получение автором Нобелевской премии в 1919 году. К сожалению, он не смог лично присутствовать на церемонии награждения из-за тяжёлой болезни. Его представителем стал посол Швейцарии в Швеции.

29 декабря 1924 года Карла Шпиттелера не стало. Некролог для него написал известный французский романист Ромен Роллан. Это была довольно пафосная статья, в которой отчётливо прослеживалось сравнение покойного с Гомером и Гёте.


Читати також