Брайен Олдисс. Зима Хелликонии

Брайен Олдисс. Зима Хелликонии

В. Гопман

Роман «Зима Хелликонии» — заключительная часть трилогии видного английского фантаста Брайена Олдисса — ожидался с особым интересом. Открывающий трилогию роман «Весна Хелликонии» имел шумный читательский успех, удостоился двух авторитетных премий — Британской ассоциации писателей-фантастов и имени Д. Кемпбелла (США). Но вторая часть, «Лето Хелликонии» (1983), вызвала разочарование, значительно уступая первой как в идейном, так и в художественном отношении. И вот — третья часть.

Жизнь Хелликонии — планеты, находящейся в другой Галактике, — жестко определена климатическими условиями. Они зависят от того, какое положение занимает планета по отношению к Фрейр, большому солнцу своей бинарной звездной системы: по мере прохождения Хелликонией пути по орбите от афелия до перигелия палящая жара на планете сменяется жестокой зимой. Год Хелликонии равен 2592 земным, а зима длится свыше 400 лет в земном исчислении.

Приближающиеся столетия тьмы и холода словно отбрасывают тень на планету: обостряется вражда между государствами, изменяется жизнь внутри каждого из них — становится более напряженной, ломается привычный уклад, люди покидают давно обжитые места. Опаснее становятся фагоры — представители негуманоидной расы, похожие на минотавров, которые постоянно враждуют с людьми. Фагоры, чья жестокость стала легендарной, в это время года способны разносить заболевание, напоминающее чуму.

События романа разворачиваются на северном континенте Сайборнел. Страну потрясло уничтожение собственной армии, возвращавшейся домой с победой, — это сделано под предлогом того, что в войсках были случаи заболевания чумой. Когда же Верховный жрец пришел во дворец правителя, чтобы потребовать отчет за совершенное злодеяние, то был схвачен и сожжен на костре.

Все эти события так или иначе оказывают влияние на судьбы главных героев: лейтенанта Лютерина Шокерендита, молодой женщины Торесс Лал, которую он захватил как военную добычу после выигранного сражения, и капитана Харбина Фэшнелгида. В результате стечения обстоятельств они оказались спутниками, спасаясь от преследования солдат верховного правителя (приключения героев во время бегства составляют сюжетную основу книги). На этом фоне разыгрывается драма человеческих судеб. Милосердие и предательство, доброта и коварство, самоотверженность и лицемерие, мужество, верность, честь — все эти свойства человеческой натуры присущи героям.

В центре внимания Олдисса — Лютерин Шокерендит. Он происходит из богатой семьи церковного иерарха; его жизненный путь — долгое и мучительное самопознание: из армейского офицера, беспрекословно выполняющего любой приказ, он становится убежденным противником режима. Олигархия стремится к подавлению личности, к превращению ее в покорное орудие своей воли. Жестокость, превосходящая зверства фагоров, для олигархии естественный modus agendi. Против бесчеловечности диктатуры герои пытаются бороться по-разному: капитан Фэшнелгид становится на путь тотального негативизма (и в конце романа погибает от рук солдата правительства); Верховный жрец пытается воздействовать на правителя страны словом убеждения и также находит смерть; Лютерин, неожиданно узнавший, что диктатор — это воплощение зла — его родной отец, в исступлении убивает его. Но на трон убитого садится другой властолюбец, проводящий практически ту же политику, только несколько другими методами.

Роман заканчивается тем, что Лютерин, выйдя на свободу после десятилетнего заточения в подземной тюрьме, узнает, что у него есть сын, рожденный Торесс Лал. Жизнь продолжается, и герои, пройдя через тяжелые потрясения, осознали цену верности, поняли, что в этом суровом мире они не могут прожить без поддержки друг друга.

От романа к роману все отчетливее звучит у Олдисса тема судьбы Земли. В заключительной части трилогии она решается в двух планах: на самой Земле и на орбитальной станции, с которой земляне ведут за Хелликонией постоянное наблюдение. Поразительное создание человеческого технического гения, станция Авернус была выведена на орбиту Хелликонии, чтобы передавать на Землю информацию о жизни планеты. В течение нескольких тысяч лет шли передачи, сменялись поколения на станции, но никакой задачи, кроме контроля за бесперебойной работой аппаратуры, перед людьми не ставилось. Существование без цели и смысла не могло не привести к моральному вырождению экипажа станции. Контакт с реальностью был потерян, чувство пустоты, бессмысленности существования накапливалось столетиями и разрешилось вакханалией, убийствами, разгулом самых низменных страстей. Одичание экипажа, его физическая и духовная деградация, приведшая к гибели станции, — символ неминуемой обреченности технологической цивилизации, замкнутой на самой себе.

В одном интервью Олдисс сказал: «...для любого человека, независимо от того, каких политических взглядов он придерживается, особенно важно сохранение мира. Ответственность за будущее лежит на каждом из нас». С большим художественным тактом писатель решает тему предупреждения, рисуя последствия ядерной войны между Землей и Марсом (заселенным также выходцами с Земли). Судя по всему, Олдисс опирался на концепцию так называемой «ядерной зимы», разработанной советскими и прогрессивными западными учеными, выступающими против ядерной угрозы, и демонстрирующей, что ждет все человечество в случае, если начнется ядерная зима.

...Гигантские пожары, вызванные ядерными взрывами, начали выделять в ат­мосферу колоссальное количество сажи, пепла, ядовитых газов. Сплошные облака этих мельчайших частичек закрыли доступ солнечной радиации. Нарушился тепловой баланс планеты, температура на ее поверхности в течение нескольких дней понизилась на 30-50 градусов. Климатическая катастрофа вызвала гибель той части флоры и фауны, какие уцелели во время ядерной бомбардировки. Лишь спустя почти три тысячелетия на Земле вновь появилась жизнь...

Прямое следствие ядерной войны — гибель земной цивилизации и самой жизни на планете. Впервые, пожалуй, в современной англоязычной фантастике эта мысль выражена не только с большой художественной силой, но и столь научно обоснована (не случайно в конце романа в традиционном списке тех, кого автор обычно благодарит за помощь в работе, значатся фамилии известных специалистов в самых разных областях: физике и климатологии, геологии и астрономии, истории и антропологии). И то, что картины последствий ядерной войны опираются на новейшие достижения научной мысли, разработавшей математическую модель возможной катастрофы и показавшей ее глобальность, придает антимилитаристской направленности романа силу научного документа.

Роман Б. Олдисса — сложное многоплановое произведение. Не все в нем можно принять — в частности, несет религиозно-мистическую окраску образ Геи — «духа биосферы» возрожденной Земли, символизирующий единство будущей человеческой цивилизации, построенной, по мысли автора, на принципах полного равенства всех людей, отсутствия насилия в любых формах и единения с природой. Кроме того, представляется надуманной идея эмпатического (эмоционально-психологического) контакта между жителями Земли, возродившейся в восьмом тысячелетии, и душами умерших обитателей Хелликонии, хотя и понятно, что эта идея нужна автору для утверждения мысли о всеобщности идеалов добра и справедливости во Вселенной.

Но, несмотря на спорность отдельных мотивов, нет сомнения: роман Олдисса — талантливая книга честного западного художника, глубоко озабоченного тем, что происходит сегодня в мире. Приведем еще одну цитату из уже упоминавшегося интервью писателя: «Задача ответственного писателя состоит не только в том, чтобы поставить перед читателем проблему, но и постараться побудить его занять активную позицию по отношению к окружающему». Эту задачу и выполняет новый роман Б. Олдисса.

Л-ра: Современная художественная литература за рубежом. – Москва, 1988. – Вып. 1. – С. 27-29.

Биография

Произведения

Критика


Читати також