Юрий Василевич про саксофон
Представляем вашему вниманию интервью с руководителем всемирно известного Киевского квартета саксофонистов Юрием Василевичем про украинский контекст саксофонной музыки, отечественных композиторов, которые пишут произведения для саксофона, и юбилейные даты, связанные с этим инструментом, приходящиеся на нынешний и следующий годы.
- В 2014 году изобретателю саксофона Адольфу Саксу исполняется 200 лет и около 170 - его творению. Как саксофон шел к признанию в Европе и мире и стал сольным духовым инструментом № 1?
- Первые попытки показать людям свое изобретение Сакс сделал в 1838, а в 1846-м саксофон уже запатентовали. И для мастера это был нелегкий путь. Представьте себе 1840-е. Во Франции тогда существовало Министерство войны, которому подчинялись все военные духовые оркестры. И вот оно объявило конкурс на изобретение нового музыкального инструмента, который должен был отвечать всем требованиям духовой игры: выдерживать температуру от 25° С до -30° С (при более низкой помпы просто замерзают), чтобы можно было выполнять марши в любую погоду, а также иметь мощный звук и легкую филигранную технику игры. Чего не хватает трубе? Имеет сильный звук и три клапана. Как на них можно выполнить «Полет шмеля» Римского-Корсакова? Очень трудно. На кларнете играют всеми пальцами, он имеет хроматическую гамму, только вот мощного звука не выдает. Это деревянный инструмент, который на морозе трескается. Перед Саксом встала задача создать инструмент с мощным трубным звуком и филигранной техникой исполнения. Мастер долго не знал, как его наречь. Свою роль в этом сыграл композитор Гектор Берлиоз. Он первый в 1843 написал во французский журнал Debuts большую статью, в которой назвал саксофон инструментом будущего. «Основная группа саксофонов (сопрано, альт, тенор, баритон) может заменить целые группы в струнном симфоническом оркестре», - отметил он. Это сейчас видно в биг-бэндах с пятью саксофонами. Чтобы струнная скрипичная секция звучала, во время исполнения одной партии надо посадить вместе 20 скрипачей. Такой эффект может дать один саксофон. Собственно, все духовики - это солисты, и как они играют, слышим ежедневно.
- Какое место саксофон занимает в украинской музыкальной культуре? Кто из композиторов пишет для него произведения?
- Как только саксофон появился в Украине, а это было еще в советское время, его запретили. Тогда говорили, что «сегодня ты слушаешь джаз, а завтра предашь Родину» и «от саксофона до ножа - один шаг». Я пережил больше: при всей моей любви к инструменту играть на нем не мог. Мне отец сказал, что не могу этого делать. Спросил почему, ведь звучание мне очень нравилось. Впервые услышал его в конце 1950-х. В 1961-м вступил во львовскую музыкальную десятилетку имени Соломии Крушельницкой и был вынужден заниматься на кларнете. Упражняться на саксофоне было негде - на нем играли преимущественно любители-кларнетисты, которые где-то находили инструмент. В мое время саксофон только только становился на ноги. Тогда в консерваториях не было соответствующих классов, овладевать игрой на нем можно было в музучилищах. Мой львовский педагог Карл Генел рано приходил на работу, играл час, а затем бежал, потому что скрипачи, услышав это, могли сказать, что буржуазный националист играет на капиталистическом саксофоне. Когда много лет приехал с четырьмя саксофонами, он сидел и плакал. Расчувствовался, потому что это была его несвершившаяся мечта, которую реализовал я, подавшись куда глаза глядят. Поехал кларнетистом, а вернулся саксофонистом. Карл Генел не мог сделать этого для саксофона, потому что это была эпоха, когда этот инструмент бросали под каток. Запрещен он был до 1953-го, до смерти Сталина. Так ненавидели США, что затронули инструмент, который по происхождению американским не был.
- Однако саксофон у нас звучит не так широко. Расскажите о композиторах, которые пишут для него. Кто такие саксофонные классики и что такое симфоническая музыка для саксофона?
- Здесь нужно говорить про универсализацию саксофона. Это универсальный инструмент, который может все. Единственное, чего он не сделал, - не занял постоянной ниши в симфоническом оркестре. Вопрос в том, как так случилось, ведь это такой популярный инструмент? Маргарита Шапошникова в свое время разослала своим коллегам вопрос, почему саксофон не нашел своего места в партитурах композиторов. Лишь у некоторых, например Гия Канчели или Александр Глазунов, который в 1934 году написал саксофонный квартет и концерт для саксофона с камерным оркестром. А вот Чайковский и Римский-Корсаков инструмент не оценили. Вполне возможно, что они восприняли его так, как мы воспринимаем электропилу. К тому же вспомните: саксофон был придуман для военного духового оркестра, для выполнения маршей. Классики недооценили его, но джазмены показали, что сегодня джаза без саксофона быть не может. Сейчас саксофон лидирует в мире по популярности. Почему? Благодаря силе и многогранности звуковой палитры. И достойного места в партитуре симфонических произведений он не занял лишь потому, что его голос мы где-то слышали. Звучание альта - это натуральный человеческий голос. Но композитор скорее пригласит Монастырскую, но не саксофониста-альтиста. Саксофон - продукт нашего времени. Самые популярные его формы вобрали в себя десятки звуков. Это не оркестровый инструмент, а сольный. Многое зависит и от партитуры. Есть такой композитор Ален Крепен, который происходит из родного города Адольфа Сакса Динана, где сейчас происходят интересные саксофонные фестивали мира. Он пишет для оркестра саксофонов. Саксофонисты еще не все сказали. Они теряют разум по-своему, объединяются в организации, устраивают конгрессы. Вот представьте, что в Любляне или Монреале собирается тысяча ведущих саксофонистов мира и каждый привозит свой репертуар. 29 лет назад, когда был основан Киевский квартет саксофонистов, украинские композиторы стали создавать для нашего музыкального инструмента. Левко Колодуб написал одну из первых таких работ - «Концертино для 4-х саксофонов», и в 1987-м мы с ним завоевали одну из первых премий. Мировая история повторяется. Тогда в Киевской консерватории проходил конкурс камерных ансамблей. Ко мне подошел один из членов жюри сказал, чтобы я не обижался, если мой квартет не прорвется в третий тур соревнований. В перерыве я обратился к своим коллегам: «Ребята, играем хорошо, но мы никому не нужны». Стресс сразу исчез. В третий тур таки попали, но мы же никому не нужны, можем играть что хотим и как хотим. Тогда впервые выполнили джазовую пьесу Алека Темплтона «Бах идет по городу». Это композитор из Уэльса, который написал джазовую фугу, что звучит просто замечательно. Для консерватории это был шок, потому что в комиссии только классики. Ко мне тогда подошел ныне уже покойный Владимир Антонов и сказал, что именно этого все ожидали эти три тура. «Глазунов - это хорошо, но в ваших руках саксофон» Тогда мы получили первую премию. Теперь жизненный опыт передаю молодым. Говорю, чтобы что-то делали, потому что мы также никому в свое время не были нужны. У нас все еще будет. Украинские джазмены только только становятся на ноги. Нет учреждений, в которых можно послушать хороший джаз. Очень хороший саксофонист Александр Рукомойников как-то сказал Алексею Когану в эфире, что джазмены не могут себя прокормить только джазовой музыкой.
- В 2015-м Киевский саксофонный квартет отмечает свое 30-летие. Дата значительная, ведь история музыкальных квартетов, как правило, длится меньше. Что планируете сделать к этой дате?
- Это то, что меня больше всего радует. Когда-то от кого-то услышал, что в хорошем квартете должно быть 10-15 исполнителей. Жизнь меняется: кто уехал на заработки, кто вообще уже не играет. Большинство в квартете - это мои студенты. Были и другие, серьезные исполнители, например Игорь Чернов, Геннадий Ивченко, Александр Рукомойников.
Юрий Василевич - украинский саксофонист, основатель Киевского квартета саксофонистов, заслуженный артист Украины. В 1962-1970 годах учился во Львовской средней специальной музыкальной школе имени Соломии Крушельницкой. В 1975-м окончил Киевскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Тихонова). С 1973-го - артист оркестра Национальной оперы Украины. В 1985 году организовал Киевский квартет саксофонистов, который в октябре 2003-го стал коллективом Национальной филармонии Украины. С 1988-го является преподавателем Национальной музыкальной академии Украины по классу кларнета и саксофона.