Умберто Эко и кино
Классик литературы, чью самую известную книгу экранизировали, вместе с тем, казалось бы, никогда не имел тесных отношений с кинематографом. Так же будто и не был замечен среди пылких ценителей этого искусства. Но это только на первый взгляд - точнее сказать, несмотря на не слишком большой интерес, он имел хороший вкус и незаурядную осведомленность в области кино. Предлагаем вашему вниманию несколько интересных цитат и фактов из жизни Умберто Эко.
факты:
Факт №1
Эко был членом жюри 37-го Венецианского фестиваля (1980), где "Золотого льва" разделили "Глория" Джона Кассаветиса и "Атлантик-Сити" Луи Маля. Позже он не слишком радостно будет вспоминать про этот опыт (см. Цитату ниже).
Факт №2
Известно, что Эко был крайне недоволен экранизацией "Имени Розы", однако именно благодаря фильму популярность его как литератора существенно умножилась. И, как ни странно, он подружился с Жан-Жаком Анно, режиссером этой ленты.
Факт №3
Позже Стэнли Кубрик хотел снять "Маятник Фуко", однако Эко, разочарованный фильмом по "Имени Розы", отказал киноклассику (учитывая также тот факт, что ему не разрешили самостоятельно работать над сценарием). Однако этот отказ обернулся сожалением для писателя.
цитаты:
О необъективности опросов во временном контексте
Все другие (перед этим речь шла о ретро-радиостанции - авт.) предлагают исследовать 1990-е годы, которые уже воспринимаются как наиболее далекое прошлое. Недавний опрос предлагал назвать имя Квентина Тарантино как лучшего режиссера всех времен. Опрошенная публика, кажется, не видела ни Эйзенштейна, ни Форда, ни Уэллса, ни Капру, ни других. Это постоянный недостаток жанра опроса.
Об Антониони и Феллини
Мне кажется, что мы незаслуженно забыли об Антониони в последние годы. И наоборот - Феллини после смерти ценят все больше и больше.
В течение всей его жизни, во время чрезвычайной политической ангажированности, Феллини воспринимали как мечтателя, которого интересовали социальные реалии. Переоткрытие его кино после смерти позволило переоценить его наследие. Я недавно пересмотрел по телевизору «Сладкая жизнь». Это мощный шедевр.
О взаимосвязи развития государства и кинематографа
Когда государство слишком мощное, поэзия молчит. Когда государство в полном кризисе, как это было в Италии после войны, искусство свободно говорить то, что должно сказать. Великая эра неореализма разворачивается, когда от Италии остались лишь осколки. Мы еще не вошли в эру, названную впоследствии итальянским чудом (то есть промышленное и торговое возрождение в 1950-х годах). Фильм «Рим - открытый город» вышел в 1945 году, «Пайза» - в 1947, «Похитители велосипедов» - в 1948 году.
О теле- евангелистах и Борате
Если говорить о неоспоримых сумасшедших, то должны вспомнить об американских теле-евангелистах. Достаточно лишь взглянуть на телеэкран воскресного утра, чтобы осознать широту и серьезность проблемы. То, что Саша Барон Коэн изобразил в «Борате», не является плодом его воображения. Помню, что в 1960-е годы, чтобы преподавать в оклахомском Oral Roberts University (Орал Робертс - один из воскресных теле- евангелистов), нужно было ответить на вопрос типа «Do you speak in tongues?» («Говорите вы языками?"), обозначавшее умение говорить на языке, которого никто больше не понимает, этот феномен описан в «Деяниях святых апостолов». Моего коллегу взяли на работу за ответ «Пока нет».
О членстве в жюри кинофестиваля
Однажды у меня был подобный опыт (имеется в виду ежедневный просмотр большого количества фильмов - авт.). Я был в жюри Венецианского кинофестиваля. Думал, что сойду с ума.
О Льве Кулешове и силе монтажа
Лев Кулешов уже показал, как образы связаны друг с другом и как можно с их помощью демонстрировать совершенно разное. Одно и то же лицо мужчины, показанное после кадра тарелки с едой и после кадра с чем-то совершенно отвратительным, не окажет одинакового эффекта на зрителя. В первом случае лицо мужчины свидетельствует об аппетите, во втором - об отвращении.