Саморефлексия современного художественного текста

Саморефлексия современного художественного текста

Е. В. Полховская

У современных авторов есть богатый арсенал приемов различных текстовых уровней, придающих самому произведению метафикциональный характер: на композиционном уровне - рамочные конструкции, авторские отступления-размышления о процессе письма, ссылки и комментарии, нелинейное повествование, параллелизм сюжетных линий; на тематическом уровне - мотивы сна, альтернативной реальности, искусственности романного мира; на стилистическом уровне - языковые игры, отличающиеся высокой вариативностью функций и форм.

Рефлексия относительно языка как инструмента и основной составляющей мира произведения один из аспектов саморефлексии художественного текста. Это - сложная и недостаточно изученная проблема, исследование которой дает возможность осветить разнообразие стратегий современного англо-американского романа.

Современные авторы осознанно подчеркивают «фикциональность» литературной реальности, анализируя роль языка в процессе построения вымышленного мира. Термин «саморефлексия» (“self-reflexive fiction”) предложил Роберт Скоулз (Robert Scholes), были и другие, во многом синонимичные, варианты: “surfiction” (Raymond Federman), “self-conscious liction” (Robert Alter), “introverted fiction” (John Fletcher and Malcolm Bradbury), narcissistic fiction” (Linda Hutcheon), “parafiction” (James Rother). В отечественном литературоведении прижился термин «метафикциональность».

Данное исследование построено на изучении произведений американского прозаика Пола Остера.Так, в романе П. Остера «Путешествия по скрипториуму» сильны элементы психоанализа Жака Лакана, согласно теории которого, мы воспринимаем мир чувствами и ощущениями, но структурируем реальность через язык. По Лакану, «во вселенной языкового смысла упорядочивается вселенная вещей». В «Городе из стекла» самосознание героя определяет игра слов, основанная на деконструкции устойчивого сочетания «private eye» («детектив»), где «еуе» возводится к своему основному значению («глаз»), а его омофон «I» («я») служит также начальной буквой слова «investigator» («исследователь, следователь»).

Рефлексия относительно языка напрямую связана с размышлениями о писательстве (недаром главные персонажи большинства произведений Остера - писатели), что и определяет метафикциональный характер творчества американского автора.

Л-ра: Актуальні проблеми філологічної науки та педагогічної практики. – Дніпропетровськ, 2011. – С. 10-11.

Биография

Произведения

Критика


Читати також