Спектакль «Идиот» Пермского театра «У Моста»

Спектакль «Идиот» Пермского театра «У Моста»

"Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца"

Игорь Марков,

театральный критик, г. Москва,

о спектакле «Идиот» Пермского театра «У Моста»


Закрывающим, московские гастроли Пермского театра "У Моста", спектаклем оказался спектакль-наваждение "Идиот", поставленный по одноимённому роману Фёдора Михайловича Достоевского. Один из самых психологических авторов в постановке самого психологического театра - чем не мечта?
Актуальная во все времена история "болезного" кроткого князя Мышкина в "здоровом" мире эгоизма, жадности и жестокости в постановке Федотова окунает зрителя в запутанную психологическую атмосферу переплетения множества судеб, затягивает в магическую воронку вечных вопросов о том, что есть истина, где есть нормальность и как можно выжить в мире совершенно больных людей, искренне считающихся людьми здоровыми.

"Идиот" поражает с первых секунд. Скорее даже, вводит в шок. Вы когда-нибудь видели несущийся на всех парах паровоз на сцене театра? Вот-вот. Стук падающих на пол челюстей полностью перекрыл даже гудок этого самого паровоза в первые секунды после начала спектакля. Мощное начало, совершенно неожиданное и фееричное. Мой низкий поклон художнику спектакля - такого не ожидал в зале, думаю, никто.

Вообще, театр "У Моста" славится своими максимально аутентичными и "живыми" декорациями, создающими необычайно реалистичную атмосферу присутствия внутри действа. На этот раз они превзошли сами себя. И не столько потрясающей натуральностью оформления, сколько разнообразием и количеством сцен его при сохранении полного антуража и эффектности.

Одна сцена стремительно сменяла другую - поезд в мгновение ока превращался в кабинет генерала, который с не меньшей ловкостью вдруг оборачивался гостиной Епанчиных или домом Иволгиных, чья квартира за секунды обращалась в шикарное поместье Настасьи Филипповны или дворянское гнездо Рогожина. Потрясающая находка со сменой декораций и шикарная реализация! И это - несмотря на то, что спектакль впервые выехал за пределы домашней сцены! Браво! Воистину гениальное воплощение гениальной находки! Сергей Павлович всегда найдёт, чем удивить зрителя! Единственной недоработкой я бы назвал слишком громкий звук паровоза, то и дело заглушающий голоса актёров - видимо, сказалось освоение новой сцены. В остальном - всё было идеально.

Костюмы героев тоже заслуживают всяческой похвалы - шикарные старинные наряды, тулупы, пиджаки эпохи - зрителю не оставили ни единого шанса не провалиться внутрь мира Достоевского! Особенно меня впечатлило совершенно потрясающее бордовое платье невероятной красоты Настасьи Филипповны - глаз было не оторвать - восторг дизайнерской мысли! Что самое ужасное - спектакль выпал на самый жаркий день уикенда - и бедные актёры три часа гипнотизировали зрителя волшебством постановки, при этом, думаю, умирая в необычайно жарких костюмах - к сожалению, кондиционирование зала и сцены в учебке ГИТИСа оставляет желать лучшего. Мне было искренне жаль актёров. Но ни один из них даже самой маленькой мышцей лица или самым незаметным движением не показал, как тяжело играть в таких условиях. Отличный самоконтроль и самоотдача! Очень понравилась постановка сцен, то, как актёры взаимодействовали между собой, внимание к деталям - режиссура, как и всегда, восхищает своим подходом и скрупулёзностью! Мечтаю посетить репетиции "У Моста" и увидеть Сергея Павловича в действии - это, должно быть, какое-то великое таинство и самая настоящая магия! Из самого спектакля меня больше всего поразил и больше всего запомнился монолог Настасьи Филипповны про торги в вечер, "когда всё решилось" - необычайно сильно, эмоционально и пробирающе. Я был скован энергетикой актрисы и накалом страстей - грандиозная сцена! А вот столь запомнившаяся мне сцена монолога Мышкина о казни наоборот, сильного впечатления не произвела - книга и кино, в своё время, задели меня значительно сильнее. И дело даже не в игре, а в постановке монолога, тексте. Он вышел не столь драматичным, акцентированным.

Не могу не отметить работу Константина Трокая, написавшего для спектакля музыку - невероятно пронзительное оформление, способное растопить самые чёрствые сердца и достучаться до каждого зрителя. Эмоционально и в духе каждого момента действа.

Как, собственно, и световое оформление. Несмотря на то, что в этот раз особых "трюков" и эффектов на свет не возлагалось (за исключением самого начала спектакля), тем не менее, не могу не отметить очень качественную проработку освещения и акцентирования отдельных сцен и персонажей. Понравился в этом плане финал - передача настроения абсолютная! И - одно из главных потрясений - актёрский состав. Здесь Федотов подошёл к постановке с размахом и задействовал сразу 18 актёров, в результате спектакль получился настолько насыщенным, живым и динамичным, что все три часа пролетели абсолютно незаметно - на одном дыхании! На самом деле, до спектакля я не представлял в роли Мышкина никого, кроме Василия Скиданова. Каково же было моё удивление, когда Сергей Мельников полностью разбил мои представления о том, каким должен быть князь. Потрясающая игра, безумно интересная подача персонажа и такой искренний, трогательный подход актёра к своему герою. Я был поражён и покорён. Браво! Насколько же хорошо Сергей умеет преображаться от роли к роли! Не видел ещё ни одного спектакля, где он бы был похож хоть на кого-то из своих прошлых героев. Удивительный актёр.

Не меньше меня поразил и Фердыщенко Ильи Бабошина. Этот актёр, напротив, всегда играет очень похожих по характеру героев, но при том - очень тонко и с необычайной тщательностью подходя к изображению своего персонажа. Очень яркая и запоминающаяся игра! Но всё же, главным потрясением для меня стал невероятно харизматичный, открытый, прямой и душевный Рогожин Владимира Ильина - я искренне обожаю этого актёра и всегда с превеликим удовольствием заново открываю его в каждой новой роли. Актёр-оркестр эмоций, мимики, пластики, актёр-хамелеон и громадный талантище! Однозначно - самый заметный герой пьесы и настолько искренне сыгранный, что им нельзя не проникнуться и не восхищаться. Такому герою прощаешь всё. Каждое появление Владимира было равносильно фонтану чувств, маленькому взрыву в тихой, но совсем не дружной компании. Я аплодирую актёру стоя и во всю силу - гениально! Поразила, как и всегда, Анастасия Муратова. Актриса не устаёт поражать меня многогранностью своего таланта, и в этот раз, представ в роли Настасьи Филипповны, опять полностью покорила моё сердце - пронзительная, невероятно эмоциональная, глубокая игра. Было видно, что Анастасия полностью отдалась своей героине и все три часа жила, что называется, "в её шкуре". Стопроцентное попадание в образ и ярчайшая игра и героиня! Не могу не отметить и очень колоритную Елизавету Прокофьевну Марины Шиловой - замечательный подход к интерпретации образа! Понравился мне и Ганя Никиты Петрова. По-настоящему книжный персонаж, кстати, весьма напоминающий Петровского же Ваську Пепла.

Ну и конечно же - Аглая Алевтины Боровской. Совершенно неожиданный образ после её Панночки и Насти, но меня впечатлила, и интерпретация Алевтиной её героини, и игра, и то, сколько души вложила актриса в свою Аглаю. Пробрало, задело. Шикарно!

"А я всё-таки стою за осла: осел добрый и полезный человек".


Читати також