Фильм «Надо мною солнце не садится». Meloman Entertainment
В последние годы якутский кинематограф переживает настоящий бум. В Якутии уже более двадцати лет снимают собственные фильмы со своими звездами, традициями, языком, культурой и аудиторией. Успех якутского кинематографа в стране и за ее пределами по праву называют «феноменом якутского кино».
Новый фильм кинокомпании «Сахафильм» трагикомедия «Надо мною солнце не садится» Любовь Борисовой с успехом идет по международным кинофестивалям, является победителем в номинации «Приз зрительских симпатий» 41-го Московского международного кинофестиваля и призера XXII Шанхайского международного кинофестиваля, картина получила «Специальный приз жюри» XV The Eurasia International FilmFestival (Казахстан, Нур-султан) и на днях получила Гран-при на IV Международном кинофестивале «Серебряный акбузат».
Съемки фильма проходили в самой северной точке Якутии – в Булунском улусе, в селе Найба, расположенном на побережье Хара-Улахской бухты в море Лаптевых. Северные пейзажи ослепительной красоты кажутся очень живыми, буквально осязаемыми. Примечательно, что во время съемок стояла феноменально жаркая для региона погода — и фильм во всех смыслах получился необыкновенно теплым и солнечным.
«НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ»
«THE SUN ABOVE ME NEVER SETS»
По мотивам повести Николая Лугинова «Каменный мыс»
Режиссер: Любовь БОРИСОВА
Россия, 108 мин, 2019
Жанр: Трагикомедия
Сценарий: Любовь БОРИСОВА
Генеральный
продюсер: Дмитрий ШАДРИН
Продюсер: Сардана САВВИНА
Оператор: Семен АМАНАТОВ
Художник-Постановщик: Анатолий КИРИЛЛИН
Звукорежиссер: Иннокентий СИВЦЕВ Композитор: Моисей КОБЯКОВ
В ролях: Иван КОНСТАНТИНОВ, Степан ПЕТРОВ, Анатолий КИРИЛЛИН, Иннокентий ЛУКОВЦЕВ, Елена МАРКОВА, Вероника МАКСИМОВА, Спартак ЛАРИОНОВ
СИНОПСИС
Поссорившись с отцом, Алтан приезжает работать на Крайний Север. Ему предстоит провести целый месяц в одиночестве на безлюдном острове. Но вскоре у Алтана появляется сосед — старик Байбал. Он приехал сюда доживать свои последние дни и просит Алтана похоронить его рядом с могилой жены. Однажды парень узнает, что у Байбала в молодости пропала дочь. Он уговаривает старика создать развлекательный видеоблог, чтобы найти ее, а заодно оттянуть день смерти. Каждый день Алтан делает всё, чтобы старик захотел прожить еще один прекрасный день…
Отзывы критиков:
Даниил Горелов, WorldPodium.ru :
«Надо мною солнце не садится» — кино, которое буквально с экрана кричит, как важно людям разговаривать о своих проблемах, особенно с родными людьми, а не таить накапливающиеся обиды внутри себя, ведь когда-то потом может стать уже поздно. Именно таким и вышел один из самых тёплых фильмов, представленных на 41-ом ММКФ, пробуждающий желание жить после своего просмотра.
Никита Березовой, киноблогер:
Якутский фильм «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой сразил меня наповал! Никто в зале не ожидал, что лента окажется столь сильной и пронзительной.
Советую фильм всем! Он живой, искренний, добрый и не зайдет лишь зрителям-кирпичам. Похоже, в нашей стране есть хорошее кино, просто искать нужно глубже.
Алексей Филиппов, «Искусство кино»:
Обаятельный якутский фильм о самом главном, который, кажется, начинают перехваливать уже сейчас: аналогичный сюжет в декорациях средней полосы России явно приняли бы прохладнее. После ссоры с отцом юноша Алтан (Иван Константинов) уезжает на песцовую ферму на берегу моря Лаптевых, где слушает музыку и делает вайны. Там он знакомится с отшельником Байбалом (Степан Петров), который собирается умирать, но сначала хочет найти дочь. Алтан решает призвать на помощь новые технологии и создает канал, где записывает, как они с дедом охотятся, пекут оладьи и всячески дурачатся. Стык уходящих традиций и наступающего интернета, общероссийского и специфично якутского контекста делает «Солнце» тем самым незамысловатым зрительским кино, за которое не стыдно.
Сергей Симаков, создатель проекта «Работники TV», председатель правления Регионального общественного фонда содействия развитию кинематографии:
Спасибо за такой замечательный фильм, за такой пронзительный и философский дебют режиссера Любови Борисовой, которая стояла на сцене «Октября» в 2018 как второй режиссер «Царь-птицы»! Держу за вас кулачки и желаю вам второй Гран-при за 2 года на ММКФ. Те, кто сегодня поленился прийти, — пусть жалеют! Места в зале были! А овации, которыми взорвался зал после окончания фильма, были абсолютно заслуженными!
В фильме увидел отсылки к творчеству ушедшего Данелии. Вот этот смех сквозь слезы я помню в «Мимино». И даже к Михалкову. Полет над островом мне почему-то напомнил сцену с каретой в «Свой среди чужих...». Но я могу быть неправ!
Егор Беликов, редактор сайта «Искусство кино»:
Глобализация и универсализация киноязыка — это единственный путь, которому в общем смысле благоволит и этническая философия возвращения к природе и к земле. Она выражена и в «Надо мною солнце не садится»: там главный герой наконец взрослеет и обретает почву под ногами, только оторвавшись от городской рафинированности, от семейной гиперопеки. Проще говоря, чтобы распространить на всю Землю учение о любви к природе, пусть даже эта природа к якутам традиционно сурова, необходимо фильмы адаптировать под аудиторию, которой все эти фольклоризмы не очень интересны. Да и просто, если без искусствоведческих теорий заговора, нужно продвигать за рубеж, а не только по России, самобытную национальную кинематографию, которая вполне может в не таком уж отдаленном будущем навести шума в этих ваших Каннах. То якутское кино, которое увидели бы и поняли везде, переиначивая старый газетный штамп, — от Калининграда до Японии.
Фильм к претензиям в легкомысленности очень уязвим. Щадить и защищать его я не буду, хотя якуты вполне достойны того, чтобы вообразить себе в кино слезливый мир, полный наивной нежности и нежной наивности. Хорошего отношения особенно достоин артист Степан Петров, который снялся пока только в двух фильмах (из известных за пределами Якутии), но ему нужно успеть поскорее выдать какое-нибудь государственное звание вроде заслуженного артиста, пусть даже хотя бы только Республики Саха. Именно он для меня и тех редких зрителей, которые следят за якутским кино извне, — символ этой скромной индустрии, тонкий, ветхий актер, способный сходу заменить дедушку не только экранному мальчику, но и заэкранному зрителю. Как Вечный дед из «Сибириады» Кончаловского, он живет где-то там далеко в лесу, и встреча с ним каждый раз облагораживает и восхищает. Вот хотя бы ради еще одной роли Петрова стоило снимать и смотреть эту картину.
Фестивали и награды:
THE 41st MOSCOW INTERNATIONAL FILM FESTIVAL, Москва
- Приз Международной Ассоциация по продвижению азиатского и тихоокеанского кино NETPAC
- «Приз зрительских симпатий».
III THE GOLDEN RAVEN INTERNATIONAL ARCTIC FILM FESTIVAL, Чукотка
- BEST FILM
BELT AND ROAD FILM WEEK, 22nd SHANGHAI INTERNATIONAL FILM FESTIVAL, Китай
- MEDIA CHOICE AWARD
- PEOPLE’S CHOICE AWARD
XV THE EURASIA INTERNATIONAL FILM FESTIVAL, Казахстан, Нур-султан
- Специальный приза жюри
XXI ВСЕРОССИЙСКИЙ ШУКШИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
- ГРАН-ПРИ за лучший фильм
ХХVII ФЕСТИВАЛЬ РОССИЙСКОГО КИНО «ОКНО В ЕВРОПУ»
-Конкурс «Выборгский счет», 3 место
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ «СЕРЕБРЯНЫЙ АКБУЗАТ», г. Уфа
- ГРАН-ПРИ
- Конкурс «Социальное и мотивационное кино», Лучший игровой фильм