Биография Тирсо де Молины
Тирсо де Молина (настоящие имя и фамилия Габриэль Тельес) – испанский драматург, доктор богословия, монах и официальный историограф ордена мерседариев – родился 24 марта 1579 года в Мадриде (Испания) в дворянской семье.
Учился в университете Алькала-де-Энареса. В 1601 стал монахом ордена Девы Марии Милосердной. В 1634 был назначен членом правления ордена, в 1635 – его историографом, в 1639 получил степень магистра богословия.
Тирсо де Молина умер в 1648 году в Альмасане (Испания).
Тирсо де Молина – автор более 400 стихотворных пьес, из которых до нас дошло только 84 комедии (в том числе «плаща и шпаги») и 5 «ауто». Также обращался к различным прозаическим жанрам (сборник новелл и сочинений на разные темы «Толедские виллы» (Los cigarrales de Toledo, издан в 1624).
Широкую известность обрёл комедией «Севильский обольститель, или Каменный гость» (в различных переводах — «Севильский озорник», «Севильский насмешник»; El burlador de Sevilla y convidado de piedra, около 1630, многократно перерабатывалась другими испанскими драматургами, среди которых — Антонио де Самора), в которой впервые выведен образ Дон Жуана (в пьесе — дона Хуана Тенорио), впоследствии вошедший в мировую культуру.
Продолжая традиции ренессансного театра Лопе де Вега, Тирсо де Молина использует многие мотивы, характерные уже для испанского барокко, — ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие жизни как иллюзии, разочарование в гуманистических идеалах, обращение к религии, понимаемой как единственный безусловный нравственный авторитет.
Основные произведения:
«Стыдливый во дворце» (1606)
«Наказание легкомыслия» (соч. 1613)
«Святая Хуана» (1614)
«Любовь и ревность заставят поумнеть» (1616, труппа Вальдеса)
«Правда всегда помогает» (1623, труппа X. Б. Валенсиано в Кордове)
«Любовь-целительница» (1625?)
«Дон Хиль Зелёные штаны» (изд. 1630)
драма «Осмотрительность женщины» (изд. 1634)
«Лучшая жница» (изд. 1634)
«Жена, повелевающая в доме» (изд. 1635)
«Богородица оливковой рощи» (изд. 1636)
героическая комедия «Антона Гарсиа» (изд. 1635)
«Осужденный за недостаток веры» (изд. 1635)
«Благочестивая Марта» (изд. 1636)
«Ревнивая к себе самой»
Критика