28.02.2020
Музыка
eye 354

«Остров невезения» великих композиторов

«Остров невезения» великих композиторов

Если чувствуете, что выгорели, тоска, «ничего не сделано для вечности», то вот вам подборка неудач и провалов великих. Вдохновляющий список, кстати!

Когда Мусоргский дописал оперу «Борис Годунов», в Дирекции императорских театров сказали: «А где про любовь? Переделать!» Через пару лет композитор представил вторую версию, её также отвергли. Когда всё-таки многострадальное произведение оказалось на сцене, его «заклевала» критика, хотя публике нравилось.

Когда Римский-Корсаков создал «Садко», в Мариинском театре от оперы отказались сразу. Сам император посоветовал композитору «поискать для постановки что-нибудь повеселее». Тогда по совету музыкального критика Кругликова Римский-Корсаков предложил оперу Московскому частному театру Мамонтова, где постановку ждала счастливая судьба.

Один будущий великий композитор очень хорошо учился на юриста. Попал на службу аж в министерство юстиции. И – всё. Никакого карьерного роста. Даже при том, что он приносил работу на дом и ночами сидел над докладами. Уволился он так: «просто перестал ходить в департамент». Стал одним из первых студентов первой российской консерватории. Подрабатывал уроками музыки и занимался творчеством. Экономил на всём. А остался бы средненьким юристом – и не узнали бы мы никогда о Петре Ильиче Чайковском!

Кстати, его балет «Лебединое озеро» ни публика, ни критика сразу не распробовали. Ругали хореографа, артистов, но и композитора обвиняли в «излишней любови к медным и ударным инструментам» и «слабости к громкой звучности». Через пять лет после премьеры постановку убрали из репертуара. Сам Чайковский тоже «разлюбил» это произведение: «Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу».

«Если бы в аду была консерватория, если бы одному из её даровитых учеников было задано написать программную симфонию на тему «семи египетских язв» и если бы он написал симфонию вроде симфонии г-на Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привёл бы в восторг обитателей ада», — это была одна из рецензий, уничтоживших молодого Рахманинова после премьеры его Первой симфонии. Отзыв оставил Цезарь Кюи, авторитетный участник «Могучей кучки». Неудачу музыкант переживал настолько тяжело, что родные организовали ему ультрасовременное лечение гипнозом.

Первые слушатели оперы «Свадьба Фигаро» реагировали на премьеру в духе «Ну, такое…». Но стоило постановке сменить холодную венскую сцену на пражскую, как сочинение Моцарта «взлетело».

Этот список «великих неудач» может быть бесконечно долгим, но вы уже поняли, на что мы намекаем.

«Делай, что должно, и будь, что будет».

И чаще всего – всё будет хорошо.

Читати також


Вибір редакції
up