Рецензия на книгу Ким Лиггетт «Год благодати»

Рецензия на книгу Ким Лиггетт «Год благодати»

Если бы со смыслом — цены бы не было.

 Сравнение на обложке с Маргарет Этвуд и Уильямом Голдингом звучит слишком громко. От «Рассказа служанки» в произведении лишь феминистический настрой, от «Повелителя мух» — герои-дети и закрытое пространство.

 Главная героиня истории, Тирни, которой только предстоит Год благодати, не похожа на других девушек, она никогда не хотела выходить замуж, не хотела становиться марионеткой в руках хозяина. Но когда девушек, по обычаю, собирают в церкви, ее выбирает один из претендентов и дарит цветок.

 После этого Тирни и другие шестнадцатилетние девушки покидают родные дома, чтобы провести год на острове и избавится от своего «волшебства». Что подразумевалось под этим словом осталось загадкой. Да и цель предприятия — изгнать волшебство, весьма сомнительна.

 Прочитав аннотацию, можно подумать, что «волшебство» — это первые месячные девушек. С такой теорией мужчины весьма своеобразного округа Гарнер по сути были бы кабелями. Но месячные у девушек были. Тогда что за зверь это волшебство? Сексуальность? Из-за этого они убиваются на острове? Да, эта партия девушек, уведенная на «Год благодати» кое-что поняла, но а те, что были до этого?

 С того острова возвращаются не все. В этом читается намек на «Голодные игры». Но угроза для девушек там одна — запуганные беззаконники. Куда больше девушек погибают из-за собственных верований. Своеобразный «Дом 2» в эфире. На острове происходят всклоки не о чем. Многие конфликты происходят ради самих конфликтов.

 Погибших разделывают и привозят домой в склянках. И автор не дает внятного ответа на вопрос «зачем». Но все переплевывает другое правило — если девушку не находят, наказывают ее семью. И, ладно, если у той получилось сбежать, но а если она умерла также, как и другие? Странные порядки округа Гарнер, ничего не попишешь.

 Взяв героями столько девушек, автор не попыталась раскрыть их личности. Их знаки отличия — имена. Но тогда зачем их столько?

 Любовная линия весьма ожидаема. Удачной ее не назовешь. Лесных Ромео и Джульетты не вышло. Никакого развития отношений, никаких эмоций, сожалений, страданий, никакого чувства благодарности. Героиня воспринимает все жертвы, брошенные к ее ногам мужчинами как данность. Хотя позиционировалась она сначала как бунтарка, неравнодушная девушка, местная «сойка».

 На самом деле, несмотря на ляпы и скомканность повествования, где особенно хотелось бы развернутого описания, идея книги совсем неплоха. Но здесь она сырая, будто это черновик. И, скажу больше, проблема не в деталях, а в скелете книги. Сама система не выдерживает и ряда вопросов. Кто придумал «Год благодати» вообще? Почему все следуют этому? Зачем мужчинам выбирать жен, если они понимают, что не все останутся в живых? История крошится и ей не веришь.

 Если бы автор сумел довести и до ума идею, закрыть пробелы смыслом, упорядочить систему, больше проработать мир, книга могла встать в ряд и с «Голодными играми», и с указанными на обложке книгами.
 Готовящийся с начала книги бунт так и не случился, остался, как задел на вторую часть. Поэтому выделить жанр, как антиутопию, которой присущ слом системы вряд ли будет правильно. Скорее это лёгкое фэнтези, чтобы скоротать пару вечеров, не выдумываясь в смысл.

 Не понимаю высокую оценку книги на лайфлиб, ведь я не сижу с карандашом и не выискиваю ошибки. Их видно невооружённым глазом.

Дарья Алексеевна Шуникова


Читати також