10-11-2017 Кино 821

Что посмотреть. Маргаритки

Маргаритки. Фильм Веры Хитиловой

Фильм Веры Хитиловой «Маргаритки» не имеет литературной основы и не придерживается нарративной структуры, он строится исключительно на визуальных средствах, начиная от нанизывания гэгов, присущих немым комедиям, заканчивая абсурдистскими коллажами и авангардистскими приемами.


Две девушки, Мария I и Мария II, блондинка и брюнетка, решают не отставать от мира, который пошатнулся и вполне испортился из-за войны и ядерных взрывов (вступительные кадры фильма). Девушки постоянно соревнуются друг с другом в бессмысленных плохих "поступках", обмане и разрушении ради них самих. Надо сказать, что их развлечения сводятся вообще к смешному хулиганству и стихийному анархизму. Девушки промышляют в вокзальном ресторане, водят за нос старых мужчин, наедаются за их счет, а затем сажают простаков на поезд. Еще напиваются и по-чаплиновски падают на посетителей. Выбравшись на природу, они разоряют грядки и обрывают кукурузу, которую тут же разбрасывают. Затем следует кулинарная оргия с непременным бросанием кремовых тортов, качанием на люстре, битьем посуды... Две Марии появляются обернутые в газеты, - рупор идеологии, приговаривая: «Мы станем лучше и будем счастливы», и пытаются исправить безнадежно необратимый беспорядок в банкетном зале. Пока на них не падает и сама люстра, на которой они раскачивались.


Вера Хитилова создает жизнерадостный гротескный сюрреализм, в котором нет места ни реалистичным характерам, ни психологическим мотивациям. Она использует непрофессиональных актеров и создает брехтианский эффект отчуждения. Кроме латентной политической критики в духе сюрреалистов, фильм является взрывом формального экспериментаторства, создание коллажей, которые почти переходят в анимацию (именно отсюда растут корни чешского мультипликатора Яна Шванкмайера), рапидный монтаж, сюрреалистические трюки, например, когда Марии играют в отрезания рук, ног и голов друг другу. В адекватном восприятии этого фильма на временном и культурном расстоянии возникают определенные трудности как раз потому, что он оставляет конкретные исторические координаты за скобками. А тем не менее, если учитывать исторический контекст, воспитание социалистического человека, гражданина, смысл жизни которого заключается в борьбе, в которой он видит наивысшее наслаждение. Уже обращение к непосредственному принципу наслаждения, связанному с телесностью, превращает «Маргаритки» в крамолу.


Читати також